Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
ОТВЕТ: Когда мы говорим о Православии, о нашей духовной жизни, то мы должны всенепременно понимать, что с одной стороны у нас есть многовековое Предание Церкви, есть ее опыт, хранимый Духом Святым, есть церковная практика, обычаи и обряды. А есть то, что называют «мифы о православии», то о чем апостол Павел говорит: «Негодных же и бабьих басен отвращайся…» (1Тим 4:7). Ничем иным, кроме как «бабьими баснями», являются уверения о том, что свечку можно передавать только справа, что нельзя в определенные дни есть арбузы и т.д. Без сомнения, «благочестивые» рассуждения о месте собак в жизни христианина относятся к тем же мифологическим суевериям. Подобные нелепости очень живучи, что заставляет задуматься, - что за ними стоит? Если человек ставит свое спасение в зависимость от наличия собак в доме, то может ли он называть себя христианином?
Как и всегда, когда мы хотим узнать истину, обратимся к Священному Писанию, к Слову Божию. Итак, все животные были сотворены Богом: «И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.» (Быт 1:25). Все созданное Богом – «хорошо весьма», иначе и быть не может. Читаем Библию дальше. Вне всякого сомнения, собаки были взяты Ноем в Ковчег, иначе бы мы их просто не видели бы, они бы вымерли наравне с динозаврами и мамонтами: «Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.» (Быт 6:19). Когда Авраам и его наследники пасли стада, они без сомнения пользовались услугами собак, поскольку первоначально, наверное, собаки служили именно для этого: «И Аврааму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.» (Быт 12:16). Очевидно, что собаки вместе с хозяевами бежали и из Египта, и вошли в землю обетованную: «и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.» (Исх 12:38).
На страницах Библии мы находим и прямые упоминания о собаках, о их содействии человеку, в отличие от многих других животных: «И сказал ему отец: иди с этим человеком; живущий же на небесах Бог да благоустроит путь ваш, и Ангел Его да сопутствует вам! - И отправились оба, и собака юноши с ними.» (Тов 5:17). Ведь если архангел Рафаил, сопровождавший Товию под видом человека, попустил присутствие собаки, то и нам это невозбранно.
Но есть и другая сторона вопроса. Когда Бог творит мир, Он всякому Своему творению, всякой твари предусматривает определенное место. Создавая человека, Бог поставляет его выше всех животных, определяя его владычествовать ими: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.» (Быт 1:28). Любое животное, будь то собака, кошка, хомячок и т.д. не должны занимать излишнее место в сердце человека, не должны превращаться из твари в кумира: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им,» (Исх 20:4-5). Животные должны служить человеку, а не наоборот.
Но когда видишь на улицах собак, разодетых во всевозможные одежды и посещающих парикмахерские, слышишь о том, что собаке построен отдельный дом, оставлено наследство, прошел собачий конкурс красоты и т.д, невольно возникает мысль, что что-то не в порядке в нашем обществе. Не может стоить щенок 100 тысяч рублей, каким бы он не был. Когда собака из друга и помощника превращается в кумира, это уже грех. И совсем страшно, когда собака занимает место ребенка, а ведь и такое бывает. Семьи отказываются заводить детей, чтобы не обременять себя, и неким суррогатом, заменителем часто служит собака, которую соответственно, начинают «холить и лелеять». Поэтому, в каждом случае необходимо знать меру, видеть грань и не переходить за нее. Впрочем, сами собаки в этом не виноваты. Такими делаем их мы, люди. Господь поставил человека «владычествовать» над тварным миром, чтобы человек в первую очередь нес ответственность за то, как он распоряжается порученным ему. Животные сами страдают от нас, от нашей греховности: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:22). А значит актуальными остаются слова Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех кого приручил». Так что спрашивать надо не с собак, а с человека.
Иерей Михаил Макаров, клирик храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы