--}}

ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ

Вопрс Священнику
96
33
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
данная тема предназначена для вопросов священнику. предполагается, что отвечать будет священник.
желательно, чтобы широкое обсуждение проводилось вне данной темы. дабы не перегружать ее постами
Уважаемый отец Александр, благословите!
пожалуйста напишите по поводу схимы. я о схимниках знаю совсем немного. в жизни приходилось встречать самое большее двух. я кое-что читал о схиме, знаю, что схима это фактически полный уход не только от мiра, но даже от братии монастыря, фактическое затворничество. есть такое мнение, что житие схимников считается ангельским. сейчас много пишут и в интернете о некоторых прозорливых людях, некоторые из которых схимники. как ко всем таким фактам относится?
Степени православного монашества

это те этапы, которые проходят православные монахи или монахини в течение своей жизни.
В православной церкви монашеские обеты, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность исполнения их перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому от степени к степени они возрастают от простого к более сложному. В традициях Русской православной церкви после успешного прохождения послушнического искуса начинаются четыре степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами.

Послушник

Послушник, — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов и не принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды — рясы, хотя иногда послушникам разрешают носить подрясник.
Послушники исполняют разные послушания при монастыре, привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам.
По правилам, существовавшим в Российской империи, послушник должен был провести не менее 6 лет до принятия монашеского пострига и вступления в 1-ю степень монашества.

Рясофор

Рясофор — носящий рясу. В Греции принято называть эту степень «рясофорный послушник», и греки не считают рясофор степенью монашества, относя его к послушничеству.
При пострижении в рясофоры монах не изменяет мирского имени и даёт единственный обет — послушания.
Облачение монаха-рясофора состоит из рясы, клобука и чёток.
В современной практике РПЦ в мужских монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. Таким образом, общее для обозначения всех монахов русское слово инок стало обозначать лишь лиц, принадлежащих к первой степени монашества.
Рясофорный монах сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества и вернуться к прежней, мирской жизни, что для монаха, по православным канонам, уже невозможно.
Так как в православной церкви принят обычай рукополагать во епископа только безбрачных священников, принявших монашеский чин, то если перед рукоположением во священники человек принял целибат, дав обет безбрачия, иногда ему достаточно принять первую степень монашеского пострига — рясофор.

Инок

Инок — древнерусское название монаха, иначе чернеца.
В современных православных мужских монастырях иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного монаха — до пострижения его в «малую схиму». Инок — как бы «новоначальный монах».
В современных русских женских монастырях сохраняется традиция Российской империи, в которой иноческий постриг принципиально отличается от рясофорного пострига тем, что принимающая иноческий постриг монахиня получает новое имя и даёт кроме обета послушания ещё и обет безбрачия.
В женских монастырях иноческое аскетическое правило, послушание и внешние иноческие одежды сильно отличаются от рясофорных.
Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в данной степени монашества.
В старообрядчестве сохраняется древняя русская традиция наименования всех степеней монашества иночеством

Малая схима (Мантия)

Разделение на малую и великую схиму сегодня на деле существует не во всех Православных церквях. Например, в современной Греции остались только две степени монашеского пострига — рясофорный постриг и следующий за ним монашеский постриг, при принятии которого человек сразу даёт обеты великой схимы.
Малую схиму еще называют мантийным монашеством — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом.
Он получает новое имя и даёт четыре монашеских обета:
1. Послушания;
2. Безбрачия;
3. Нестяжания;
4. Непрестанной молитвы.
Часто пострижение в малую схиму совершается на литургии, после которой монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию, клобук, сандалии и дают в руку чётки.
В соответствии с обетом послушания, монашествующий должен избрать руководителя своей духовной жизни, называемого старцем, и отсекая своеволие во всех своих делах, следовать его совету и его воле. В конечном итоге через отсечение своей воли и послушание монах учится следовать воле Божией.
Принимая монашество, кроме соблюдения пяти обетов: первого, данного еще при крещении и четырёх аскетических обетов, монах обычно должен ежедневно совершать положенное молитвенное правило и нести монастырское послушание.

Великая схима

Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимонахом, или схимником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую.
Великосхимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя. В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы.
Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малосхимника, но, вслед за повторением, обязывают и к ещё более строгому их соблюдению. В древности великосхимники давали дополнительный обет — вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом.
Облачение великосхимника: ряса, аналав, куколь, мантия, чётки, сандалии, пояс, хитон.
Великосхимничество происходит от стремления совершать высшие монашеские подвиги, которыми являются отшельническое или пустынножительное житие.
Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, монахи, живущие в обычном общежительном монастыре, уходили в затвор, тем самым заменяя отшельничество — они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.
rozzita2
16.12.2011
Здравствуйте, отец Александр! Подскажите пожалуйста, мы крестили сына дома, так как сильно болеет. Сказали, что потом нужно воцерквить. В какой срок это необходимо сделать?
Как поправится сразу несите в храм. Жестких сроков нет. Все от здоровья зависит.
rozzita2
16.12.2011
благодарю
Здравствуйте отец Александр. У меня вопрос про "развенчание". Действительно ли есть такое действо, или это только для успокоения разведенных "человеков"???? И как это происходит?? Спасибо.
Никакого "развенчания", как чинопоследования ликвидирующего венчание нет. Поскольку регистрацией браков занимается государство, то и расторжение брака его функция, Церковь к этому не имеет отношения. Напротив, настаивает на нерасторжимости христианского брака. И только как снисхождение к немощи человеческой (икономия), допускается повторный брак. Строго канонически, второй брак (в некоторых случаях и третий) разрешается вдовам-вдовцам, супругам оставленным другим супругом без вести по прошествии длительного срока, в случае супружеской измены пострадавшей стороне, в случае заразной болезни одного из супругов, которую он утаил до брака (например спид). И еще несколько исключительных случаев. Пострадавшая сторона благословляется на повторный брак если имеет такое намерение. Виновный может быть допущен до повторного брака с наложением епитимьи. Правом "расторжения" церковного брака (в действительности благословения повторного) обладает только епископ данного округа. Поскольку церковные акты не имеют юридической силы и Церковь не может воспрепятствовать неканоничному но законному по конституции бракосочетанию, соблюдение этих норм остается целиком на совести самих супругов.
M@ryf
23.12.2011
Вы написали про "идеальные" случаи, но в данном случае индивидуальный подход важен.
Помню, историческую книгу про Ивана Грозного читала, там описано, что Патриарх отказался венчать его в 5-й раз, за что был жестоко наказан. Впоследствии у Ивана Грозного по разным оценкам было от 8 до 10 жен последовательно.
Хотя, несомненно, царь - не показатель.
спешу вас поправить, про царя Иоанна Грозного написано и сказано больше всяких небылиц, чем про любого другого царя. этот царь был особо ненавистен жидам, за то, что многое сделал для искоренения жидовского влияния на русское благочестие. именно поэтому сейчас имя царя Иоанна Васильевича стало ассоциироваться с маниакальной кровожадностью. то же самое можно сказать и о чрезвычайной любвеобильности царя Иоанна. многие из всех этих россказней провокация и откровенная ложь.
то же самое писали о святом царе Николае. якобы он и кровавый хладнокровный убийца, и тиран, и подкаблучник и просто слабоумный безвольный человек. обвиняют царя Николая даже в предательстве!
что самое печальное, даже некоторые священники высказываются в таком же духе, пересказывая лож, навязанную нам большевистско-жидовскими выродками!
все это очень печально и больно. пока мы окончательно не покончим с нашим безбожным прошлым, пока не отречемся от него полностью и безоговорочно, оно так и будет преследовать нас всеми этими путиными, медведевыми, познерами и прочим сбродом
M@ryf
24.12.2011
К счастью, я не жила во времена Иоанна, но дело не в любвеобильности, а в "правильных" браках. Не спорю, сделал он много для истории России - расширил границы, например, польских правителей на место ставил. Насколько я понимаю, он был очень подкован теоретически в вопросах теологии. В каком-то произведении с удивлением узнала, что он знал Откровения Иоанна Богослова наизусть с детства.
Не могу сказать, что для меня царь очень симпатичен,в российской истории мне больше импонируют другие правители, в том числе парадоксальные.
каждому времени соответствует своё духовное состояние. наверное мы со своим духовным состоянием и не смогли бы жить в том времени. как и люди того времени попав в наше время наверняка ужаснулись бы нашей бездуховной жизни.
однако по поводу браков - еще раз повторюсь: не стоит доверять источникам, утверждающим о многобрачии царя Иоанна
M@ryf
24.12.2011
Что Вы подразуевается под многобрачием? (пошла считать жен царя, так как количество их в настоящее время не помню).
Олег, а зачем дискуссия об Иоанне Васильевиче в этом разделе?
вы правы, отец Александр. просите меня, увлекся
M@ryf
25.12.2011
И меня простите, мой исторический кретинизм выдодит иногда наружу.
sintaxix
16.12.2011
вопрос от LukA
1. С какого возраста человек может принять крещение самостоятельно, без крестных? Какие документы он при этом должен предоставить?
2. Где хранятся записи о том, был ли человек крещен? Как они идентифицируются?
1. С 14 лет, при условии, что пройдет полный курс катехизации (не менее 4 тематических занятий с катехизатором, самостоятельное чтение рекомендованной литературы, проверка правильности усвоения материала, участие в богослужениях). Если такая программа не подходит (по состоянию здоровья или условий жизни), то восприемник понадобится, даже и в более старшем возрасте. Если катехизация была пройдена в другом храме, воскресной школе, то желательно получить соответствующую справку об этом. Других документов не потребуется.

2. Все метрические записи хранятся бессрочно в архиве прихода. В случае закрытия прихода передаются в благочиние. Если необходимо восстановить утраченное свидетельство о крещении или венчании надо обратиться в тот приход, где оно совершалось. Для этого надо знать как можно более точную дату совершения таинства, иначе искать придется долго.
Мы год назад крестили дочку, нам не дали никакого свидетельства, я до сих пор не пойму почему, сказали - если вам надо св-во, купите сами и заполните сами, нигде ничего не записывали они. Как быть в таком случае? И насколько я знаю, мама не должна присутствовать на крестинах, а я дочку на ручках продержала всю церемонию.... Сейчас так???
M@ryf
23.01.2012
Запись в книге делают вне зависимости от того, покупают ли родители свидетельства (цена, кстати, примерно равна стоимости бланка). Мамы присутсвуют при обряде, если прочитали соответсвующую молитву (если я не правильно пишу, то впоследствии поправят). Во всяком случае, моего младшего племянника крестили именно так, только весь обряд он провел на руках у крестного отца.Былдо это 2 года назад в крещенские морозы.
Вот именно никакую молитву не читала, нас загнали всем скопом, расставляли нас еще около часа - кто оплатил фото - в первые ряды, кто не оплатил - назад... И все в этом роде......
M@ryf
23.01.2012
Странно, мы крестили племянников (среднего и старшего) в одной церкви, она мне вообще очень нравится, деревянная, небольшая. Детишек одновременно было 5-6, не больше. Спросили, можно ли делать фотографии - нам показали место, откуда их удобнее делать. Собственно, сама мама младшего племянника и фотографировала. Одного из детишек, кажется, мама на руках держала, не могу точно сказать. Да, вода была теплая, мы специально об этом узнавали. Бабушки, просили приходящих побыстрее закрывать дверь, так как детишки могут простудиться. Все было достаточно мило, радостно, ушли мы вполне довольные, хотя мороз стоял очень сильный.
Вам повезло, у нас детишек было около 20ти и с каждым двое крестных и мама, да еще и взрослых примерно 8-10 крестилось, места не было вообще, самим фотографировать не разрешали, только местный фотограф!!! Осталось конечно не очень хорошее чувство на душе. Будто все поставлено на денежный поток. Раньше по крайней мере было со всем все по другому.
M@ryf
24.01.2012
Могу рассказать про своё крещение в советское время (год где-то 85-86). Крестили в Высоково меня и сестру (мне было около 5, сестре, соответственно, около 1 года). Было очень много желающих крестить детишек, нас, действительно, был целый круг, притом разруха вокруг... В тот день почему-то крестили исключительно в Высоково, хотя имелась предварительная договоренность родителей в Карповской церкви, но что-то не срослось. О фотографировании тогда вообще речи не шло, так как папу с должности могли турнуть за сам факт крещения детей (на котором, кстати, настояли мои прабабушки).
Что тут скажешь! Кого крестят? Зачем крестят? Во что крестят?

Темы магического ритуального формализма в нашей церкви касались неоднократно. И никак эту язву не извести. Решения соборов, канонические документы синода, циркуляры епархиальных преосвященных, выволочки благочинных, все по боку. Зато в годовом отчете напишем "крещено две тысячи человек", "роздано шесть тонн святой воды"..., и т.д. - образцовый приход. Только эти тысячи в этот приход не вошли с крещением, они вообще никуда не вошли, за редчайшим исключением.

Могу только руки развести. Мое дело и забота там, где меня поставили.
M@ryf
25.01.2012
Насколько я понимаю, сейчас родители проходят беседу (вместе с крестными), на которой освещают именно эти вопросы, которые Вы описали выше. Когда меня крестили, такого точно не было, полуразрушенная церковь на меня тогда сильное впечатление произвела. Да и время другое было, не модно креститься было, а даже опасно. Хорошо, что времена меняются.
Беседы с крестными и родителями малыша проводятся, когда они (или кто-то из них) не имеют необходимого минимума знаний о вероучении и реального христианского опыта жизни. Если все они, более-менее, воцерковлены беседа сводится к нескольким уточняющим вопросам. Катехизация необходима подросткам и взрослым намеревающимся креститься. Запрет матери присутствовать на крещении ребенка ничем не оправдан. Единственное ограничение налагаемое на молодую маму, это недопущение ее к причащению до истечения 40 дней после родов, когда она приходит на исповедь и получает разрешительную молитву. И то, этот срок может быть сокращен по насущной необходимости. Например, по болезни или при необходимости срочного отъезда.
M@ryf
27.01.2012
Спасибо, за ответ.
M@ryf
02.01.2012
У меня вопрос следующего толка:
Есть у меня пес, пожалела, взяла взрослого бойцового пса (шар-пея), впоследствии выяснилось, что отдавали по причине агрессии к людям. Когда брала - этого не знала. Сейчас у нас борьба за место под солнцем, собаку на место поставили, но иногда он проверяет, правильно ли он понимает своё место в иерархии семьи. Из-за того, что пес взрослый, меры применяются достаточно радикальные. При этом я стараюсь соблюдать пост (мне проще воздерживаться от еды, чем от дурных дел, но стараюсь).
Вопрос в том - можно ли жестко воспитывать собаку в пост (дрессировки у нас 1 раз в неделю) и нужно ли каяться в жестокости?
позволю себе не духовные, а житейский советы. поскольку я имею большой опыт работы с собаками. любой зверь пугается силы, большей чем у него. поэтому иногда достаточно создать иллюзию такой силы и собака будет слушаться. во-первых рост и масса. чем крупнее и внушительнее выглядит человек, тем менее агрессивно будет нападать пес. толстая палка будет устрашать эффективно. точный удар по носу - болезненный, но не опасный, гораздо более эффективен, чем несколько ударов по корпусу.
спокойный, монотонный монолог, обращенный к собаке так же часто способен приглушить агрессию. к трепке не приходилось прибегать, когда пес после психологического воздействия осознавал, что не сможет справится с человеком.
самое главное однако, это отсутствие собственной агрессии. чаще всего животные становятся агрессивными у агрессивных людей
однако посоветовал бы вам обратится за помощью к специалисту-кинологу
M@ryf
24.01.2012
Не переживайте, мы занимаемся в у инструктора-кинолога, причем не только практикой, но и теорией тоже:) Ни о каком жестоком обращении с животным речи нет, однако неправильное воспитание собаки бывшими владельцами приносит свои негативные плоды. Более того, заниматься собаке нравится, так как животные вообще любят работать. Однако в процессе дрессировки приходится приложить пса в целях подавления агресси в отношении других собак или людей. Во время поста пребываю в благостном состоянии, поэтому иногда сложновато справится.
Вот, собственно, в чем вопрос. За ответ - спасибо:)
Почитала я вопросы к священнику и стало мне грустно, людей интересует что угодно, кроме самого важного, а именно какой Бог, чего Он ждет от нас, что значит обрезание сердца, как относился Бог к формальному посту и формальной молитве...Очень редко православные читают Библию и задают вопросы по её прочтению, больше интересуют вопросы процедурного характера. Неужели не интересно спросить у священика, например, что значит фраза "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих." (Пс.109:1)". Так Кто и Кому сказал? Читая Библию, я так понимаю, что Бог Иегова(Саваоф) сказал это сыну своему Иисусу Христу, я правильно понимаю? И почему Мария - матерь Божья, если она не Бога родила, а сына Божьего? Почему мы сына Бога, его мать и святых почитаем больше единственного Творца Бога и не святим имя Его и часто даже и не знаем Его имя? А Бог - "ревнитель, и славы своей не отдаст никому". Почему Евангелие читают на непонятном языке, для того, чтобы мы ничего не поняли? Почему, когда что-то плохое случается, мы говорим "воля Божья", как же так? Воля Божья, чтобы мы жили в мире и любви, а не в муках и страдании. Бог есть любовь и Он хочет, чтобы мы обратились к Нему и спаслись. Просто "мир лежит во власти злого" и эту власть люди выбрали себе сами, отвернувшись от Бога. Поправьте меня, если я что не так понимаю.
M@ryf
22.02.2012
Давайте я на последний вопрос попробую Вам ответить - христианство - одна из немногих религий, предоставляющих свободу выбора. У каждого человека имеется собственный путь, который мы и просим нам открыть, чтобы знать, как нам поступать в тех или иных случаях. Свобода выбора же позволяет нам следовать не только воле Божьей, но и своей. Различные "несчастья", которые встречаются нам на пути встречаются, в том числе происходят по нашей воле. Но никогда человеку не будет такого испытания, которое он не сможет вынести, в действительности "несчастья" укрепляют наш дух и нашу веру. Поэтому и пишу их в кавычках.