--}}

Ник Перумов. Маг в эмиграции

литература
0
6
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Юлия Шигарева (Статья из АИФ №48 от 26 ноября 2008)

У Перумова для писателя возраст совершенно несерьёзный - 45 лет. Это и не возраст даже, а так - студенчество… Тем не менее в свои 45 Ник считается в России «номером 1» в жанре фэнтези.

Он прославился ещё в начале 90-х, когда осмелился написать продолжение «Властелина колец» любимого им Толкиена. Тогда фэнтезийный мир разделился на «перумистов» и тех, кто ополчился на «литературного нахала». Перумова даже пытались зарубить… деревянным мечом - наиболее пылкие поклонники автора похождений хоббитов не смогли простить ему того, что он «покусился на святое».

Шерлок Холмс - это серьёзно?

- В адрес фантастов и сочинителей детективов часто звучат обвинения: это они своей «макулатурой» низвели писателя с позиции пророка до развлекателя. Что скажете в ответ?

- «Поэт в России больше, чем поэт» - это красивый миф. Больше, чем поэтом, полагалось быть в «борьбе с режимом», неважно, с каким - с государем ли императором, большевиками или правителями зрелого СССР. Исчезла цензура - и исчезла необходимость прятать и маскировать собственную фигу в кармане. Что же касается общей «несерьёзности»... Понимаете, когда жизнь, мягко говоря, более чем несладкая, то как-то читать о том, как всё плохо и серьёзно, не тянет...

- Сергей Лукьяненко признавался, что писателям-фантастам в голодные годы приходилось писать всякую «конину» (чтиво а-ля «Приключения Конана Варвара»), чтобы семью прокормить. А вы сами как к фэнтези относитесь - как к серьёзной литературе или к этакой «конине»?

- На тему «серьёзной литературы» можно рассуждать часами. Что такое серьёзная литература? Та, которая пишется с серьёзным выражением лица?
Фантастика - это вообще-то даже не жанр, а творческий метод. Столкновение человека с обстоятельствами, заранее невозможными в обычной жизни. Ведь если судить по принципу «бывает - не бывает», то куда мы денем «Руслана и Людмилу», «Вечера на хуторе близ Диканьки» или, скажем, «Бабу-Ягу» Некрасова? Или блистательного «Федота-стрельца» Леонида Филатова? (Кто скажет, что это «несерьёзная литература», в того я первым кину камень!)
Я лично считаю, что никого не надо ни в чём убеждать.

Книга говорит сама за себя. И неважно, если она изначально считалась «развлекательным чтивом», «чтобы разгрузить мозги в омнибусе» - это я про Артура Конан-Дойла и его Шерлока Холмса. Великолепные характеры - вот что делает эти произведения Произведениями, настоящей литературой.

Мир свободы

- Писатели порой брюзжат, что вот, мол, мы пишем-пишем, сеем разумное, доброе, вечное, а люди в массе не становятся лучше.

- Работа литературы, увы, медленна. Человечество в массе своей - очень интересный организм. Его интересует выживание в общем, при полном равнодушии к судьбе отдельной клеточки, индивидуальной личности.

Сентенции же писателей на тему, что люди в массе не становятся лучше, - это скорее выражение авторской мизантропии, чем объективной реальности. Идеи потребительства, «хищных вещей века» ещё долгое время будут оставаться у власти, хотя и недолго им осталось. Описанный братьями Стругацкими Мир Полдня - вот единственная альтернатива экологическому кризису и войне «всех против всех» за ресурсы.

- Почему сегодня, в век нанотехнологий, космоса и прочих прорывов в науке, фантастика, и в частности фэнтези, остаётся одним из самых популярных жанров литературы?

- Потому что сегодня фэнтези выполняет совершенно иную роль, нежели «твёрдая» научная фантастика. Сами по себе невероятные научные технологии уже вполне описаны в романах, которые создавались в 50-е, 60-е, 70-е... Сейчас идёт волна «человеческой фантастики», где эльфы, гномы и драконы - наравне со зведолётами и прочей «атрибутикой». Фэнтези - это возвращение к корням, к языку Гомера, когда средствами «выдумки», сказки передавались важные моральные и этические максимы. Кроме того, фэнтези - мир свободы. В отличие от нашего, где технологии посадили человека «под колпак».

- Вы уже много лет живёте в США. На родину вернуться не планируете? Ведь правительство сейчас старается сделать как можно больше для того, чтобы молодые учёные вновь трудились на родине, а не «за бугром».

- В Америку я уехал в 1998 году, после дефолта. Заниматься там наукой было единственной возможностью прокормить семью. Что касается возвращения, то как русский человек, как писатель, неразрывно связанный с Россией, где у меня и читатели, и друзья, и родители, я не могу не думать о нём. Вообще же вы подняли очень важный вопрос - о возвращении таких, как я, сорокалетних профессионалов, составляющих становой хребет любого начинания. В Америке и Западной Европе - огромное количество покинувших Россию в 90-е специалистов, приобретших неоценимый опыт, квалификацию, работающих в самых передовых отраслях науки. Для России это колоссальный кадровый резерв.

Надо лишь с толком его использовать, объявить не просто о «возвращении соотечественников», а о возвращении тех, кто оказался в вынужденной эмиграции. Вынужденной, потому что людей за рубеж вытолкнули нужда и развал ельцинского безвременья, а не принципиальная, скажем, ненависть к России. Вот их-то и надо возвращать. Не спасать биржевых спекулянтов, а вкладывать деньги в человеческий капитал: предоставлять им адекватное жильё, помогать с работой или началом своего бизнеса (скорее всего, высокотехнологичного). По-моему, это куда более эффективное вложение, чем, скажем, закачка Стабфонда в заграничные ценные бумаги. Но, к сожалению, о такой программе возвращения я ничего не слышал...


Может быть кому интересно будет... да и так пофлудить)))
starTROLL
19.01.2009
интересная статейка
стараемся, однако)
Ник не перестает удивлять))) Вообще, жду от него колекционнки и пару не законченных книг.
Sbox
21.01.2009
Мне Перумов тоже нравится, прочитал много его книг, интересно пишет.
starTROLL
21.01.2009
проходи содись здравствуй)))) что читал?
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов