--}}

Любовь к храму?

С миру по нитке-статьи, сайты, полемика
60
29
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
varwara
16.10.2012
...Между тем именно для христианина "храм" несет в себе проблему. Роза есть роза, а вот храм не есть храм. "Храм" - от слова "храмина", "хоромина". Храм ― хоромы Бога. "Бог" - это краткое словцо из трех букв меняет куда больше в жизни, чем противоположное ему матерное словцо. "Дом Божий" ― противоречие по определению. Евангелие множество раз возвращается к этой теме: ведь Иисус был распят именно по обвинению в религиозном экстремизме - хотел снести Храм. Господь Иисус Христос любил Храм как дом Отчий, но храм Он видел в каждом человеке. Человек ― нерукотворный храм. Поэтому первая заповедь ― любовь к Богу, вторая ― любовь к человеку, а про любовь к храму нет ни слова.

Тысячу лет назад христиане строили свои храмы на месте языческих или (если архитектура позволяла, как в античной культуре) просто превращали языческие храмы в христианские. Сегодня язычество берет реванш, язычество в христианской шкуре. Язычество и материализм ― считать, что однажды освященное храмом место может быть занято лишь храмом. Язычество и магизм ― считать, что за разрушение храма Бог отомстит. Язычество и суеверие ― считать, что человек, народ, страна для храмов, а не храмы для людей.

Ничто так не убивает мистику, как мистификация. Мистификация ― считать духовным делом восстановление храмов. Если храм - памятник культуры, он достоин восстановления и ухода, но именно как памятник культуры, а не культа. Если храм некрасив, но есть верующие ― пусть будет храм, если нет верующих ― можно снести, можно продать. В Европе так сплошь и рядом происходит.

Сатанинская уловка в том, что большинство храмов, которые представляют собой ценность как памятники культуры, община содержать не в силах. Эти храмы строились на средства государства или государей, феодалов, богатых купцов, промышленников. Они тянутся к небу ― это очень красиво, но отопить такой объем стоит безумных денег. "Безумные деньги" - чужие деньги. Чужие деньги ― это как стул, который любезно подвинули человеку, помогли на него встать, чтобы к небу поближе был, и петельку на шею накинули... Вечная жизнь ― это очень хорошо, но вечная жизнь на государственном стульчике... Дамоклов стульчик.

Сказанное относится и к новоделам. Это настоящие ловушки для верующих. За них придется заплатить, причем платить будут скорее всего не те, кто эти храмы радостно принимает и вьет себе там гнездо, а наши дети и внуки.

"По одежке протягивай ножки" - вот мудрость. Есть двое или трое ― молитесь в квартире. Если из этих троих один олигарх ― пусть строит храм, хоть христианский, хоть тантрический. Есть три тысячи человек ― стройте себе храм. Покупайте землю в общем порядке и стройте. Ах, в Москве земля не продается? Так давайте, добейтесь, чтобы продавалась. Ах, это политика, а вера к политике отношения не имеет? Ну, аполитичные вы наши, тогда не жалуйтесь. Как требовать у кесаря свободы ― мы аполитичные, как выпрашивать у кесаря подаяния ― мы тут как тут.

Зацикленность на возвращении ― это ведь ад при жизни, как всякая закольцованность. Спасение ― прямой путь, когда потеряли что-то, не оглядываемся, некогда, на Бога глядим и вперед к Богу идем. Все эти "возвращения" грешны трижды.

Во-первых, за возвращением всегда следует казнокрадство, потому что содержать возвращенное в принципе невозможно. Это может быть казнокрадство в виде прямых дотаций, в виде налоговых льгот, но ― казнокрадство, то есть нарушение заповеди "не укради".

Во-вторых, возвращение в России часто есть и прямая кража - не у государства, а у ближних. Так казенные православные украли протестантские храмы в Восточной Пруссии. Да под разговоры о компенсации уже столько всего нахапали мои единоверцы, что давным-давно лихву приобрели. А "лихва" - от "лихо", "зло".

В-третьих, возвращение в России есть вопиющее проявление двойного стандарта ― ведь отбирали не только у верующих, но возвращают только верующим, и не всем, а избранным государством. По-христиански, по-Божьи сперва добиться, чтобы вернули все другим, а самому в очереди быть последним.

В-четвертых и в-главных (для верующих, во всяком случае) ― не надо делать из храма идола. Молись всегда, молись везде, до дней последних донца, молись ― и жертвуй денежку на свой храм, но всегда будь готов к тому, что Бог снесет твой храм и Сам займет это место. Вот это будет радость, вот это будет встреча.

Яков Кротов, 13.10.2011
grani.ru/opinion/m.192251.html
Deacon
17.10.2012
Язычество в христианской шкуре? А чем это плохо?
varwara
17.10.2012
Для здравомыслящего непрозомбированного человека - ничем не плохо, обычная эклектика. А истинно верующие - ууу, всегда ж непримиримо боролись с язычеством, однако язычество не дремало и свило гнездо в самом центре православия)))
Deacon
17.10.2012
ИМХО:
Язычество - любовь к природе, окружающему миру.
Христианство - любовь к хозяину (ну типа власть от Бога)
varwara
17.10.2012
Этот момент в христианстве, к огромному сожалению, извращён. По сути любовь есть любовь, она же и к окружающему миру; она же и к более слабым существам, требующим заботы, ухода, помощи; она же и к более сильным и мудрым, достигшим более высоких и неизмеримо более высоких степеней просветлённости, друзьям и помощникам. Здесь надо учитывать, что в любви к заблудшим есть моменты некоторого самосохранения, трезвого информированного взгляда, способного отделить субъекта от его злого содержания и злых действий, чтобы от неконтролируемой жалости самому не впасть в соблазн.

Что касается православных, имхо, им не хватает широты души и внутренней свободы, чтобы любить всё вокруг, поэтому ту малую любовь, которую они могут из себя выдавить, они употребляют всю без остатка в одном направлении. И это можно понять, если ресурс ограничен, то лучше сконцентрироваться на главном приоритете; они выбрали для себя главный приоритет - спасение души, поэтому от них ничего другого требовать невозможно и бесполезно.
Deacon
17.10.2012
Так может спасение души заключается не в этом?
varwara
17.10.2012
В этом тоже. Но аскеза, основная заслуга и наработка православия, - не единственная цель, а они её абсолютизировали.
Deacon
17.10.2012
varwara писал(а)
Но аскеза,

Цель или средство? :)
varwara
17.10.2012
Ну да, типа, аскеза - наилучшее средство, спасение души - единственно достойная цель. Это весьма ограниченная точка зрения. Хотя я понимаю, что за это винить нельзя. Большой и трудоёмкий проект требует для успешной реализации полного в него погружения и самоубеждения, иначе происходит распыление сил. Но рано или поздно приходится оторваться от проекта и оглянуться вокруг, мир/Вселенная больше этого проекта. Так что рано или поздно приоритеты придётся скорректировать.
Deacon
17.10.2012
Т.е. получилась этакая религия раба в итоге.
varwara
17.10.2012
Не совсем так, немножко посложнее взаимосвязь, на мой взгляд. Православные приучаются смотреть на окружающий мир как бы изнутри аскезы, не замечая при этом, что они практически вменяют аскезу окружающим, которые возможно её не выбирали. Отсюда и отношение к абортам, отсюда и отношение к эвтаназии, отсюда и приоритет ремонта храмов, в то время когда ближние собирают милостыню на дорогостоящие операции и на лекарства. Начинается с самоназвания "раб Божий" и личного выбора, а приходит к называнию других "рабами Божьими" и отстранённости и бесчувствию к чужому горю и мучениям, потому что православные постулаты они ставят выше чужих мук. Выше и своих мук, разумеется, но - это может быть исключительно л и ч н ы й выбор. Односторонняя требовательность к себе незаметно переходит в пренебрежение чувствами и болью других.

А уж провокативные элементы радостно и оживлённо под одобрительные крики "не судите, да не судимы будете" используют узкие места православия для своих корыстных и манипулятивных целей, самоочищение-то не работает. Как-то так я понимаю.
Deacon
17.10.2012
че то я не понял про аборты и эвтаназию в контексте аскезы
varwara
17.10.2012
А что тут неясно? На женщину и страдания умирающего им наплевать, главное соблюсти свои постулаты и правила.

"- А вот это - скучная женщина, - уже не шептал, а громко говорил
Коровьев, зная, что в гуле голосов его уже не расслышат, - обожает балы,
все мечтает пожаловаться на свой платок.
Маргарита поймала взглядом среди подымавшихся ту, на которую указывал
Коровьев. Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по
красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами.
- Какой платок? - спросила Маргарита.
- К ней камеристка приставлена, - пояснил Коровьев, - и тридцать лет
кладет ей на ночь на столик носовой платок. Как она проснется, так он уже
тут. Она уж и сжигала его в печи и топила его в реке, но ничего не
помогает.
- Какой платок? - шептала Маргарита, поднимая и опуская руку.
- С синей каемочкой платок. Дело в том, что, когда она служила в
кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она
родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом
закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить
ребенка."
books.rusf.ru/unzip/xussr_av/bulgam01.htm?34/50
varwara
17.10.2012
Искала другое, но случайно нашлась старая история в тему:
www.nn.ru/community/gorod/main/?do=read&thread=235371&topic_id=4217368&year=2006
2306
18.10.2012
Не понятна суть вопроса.
varwara
18.10.2012
Кто важнее: люди или недвижимость? Человек для храма или храм для человека?
2306
18.10.2012
Важнее люди. Бог не в рукотворённых храмах живет - сказал апостол Павел.
varwara
18.10.2012
На практике незаметно.
2306
20.10.2012
В смысле.
Вот когда Вы останетесь один, совершенно один (ну там, чума, моровая язва на Ваших родных и друзей нападет, всех без остатка на тот свет заберёт) и Вам будет плохо, очень плохо, так что у Вас будет две дороги: одна - в петлю, другая - к богу, тогда вот и скажете, в храме бог живёт или не в храме. Стоит туда бежать или стоит петлю на шею накидывать. А пока Вы это на своей шкуре не прочувствовали, то можно и утверждать, что в храм идти не обязательно. Дескать, бога там нет.
2306
22.10.2012
Иов не повесился, а даже был вознагражден!
Речь идёт не о Иове, а о Вас.
2306
23.10.2012
В петлю не полезу. Однозначно! "Пал ли ты духом в день бедствия? Будет бедна твоя сила" записано в Притчах 24:10.
"Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, Господь неба и земли, не живёт в храмах, построенных руками, и руки человеческие не служат ему, как будто он в чём-нибудь нуждается, потому что он сам даёт всем жизнь, и дыхание, и всё. ... Он установил определённые времена и пределы обитания людей, чтобы они искали Бога, старались ощутить его и нашли, хотя он и не далеко от каждого из нас" (Деяния 17:24-27). Надо ли куда то бежать, если Бог рядом.
В храмах особая энергетика. Но Вам этого не понять.
2306
24.10.2012
Куда уж нам.
А если понимаете, то зачем утверждаете, что не стоит идти в храм?
2306
26.10.2012
Ruscus Aculeatus писал(а)
зачем утверждаете, что не стоит идти в храм?

В каком месте?
"Бог не в рукотворных храмах живёт", сказал апостол Павел. Для чего Вы сюда эту цитату привели? Для того, чтобы призвать людей не ходить в храмы, ведь там бог не живёт. Стало быть, нечего там делать.
2306
26.10.2012
Прежде, чем выдергивать слова, прочитайте весь тот разговор Павла с римлянами.