--}}

Так ты гордись, что ты – нижегородский тип, что тебя тиражируют на весь мир

0
1
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Мысь
27.10.2004
http://www.ntann.ru/?id=233999

"

26 Октября 2004 16:44

Культура и искусство

Нина Прибутковская: "Когда фестиваль еще только зарождался, разразился целый скандал: как мы посмели взять имя Евстигнеева!"

(НТА - Марина Лайд) Второй Приволжский театральный фестиваль-конкурс имени Евгений Евстигнеева стартовал в Нижнем Новгороде в сентябре. В течение полугода профессиональное, зрительское и журналистское жюри будут выявлять победителей в различных номинациях. Так, профессиональное жюри оценит работы участников в номинациях: "Лучшая мужская роль", "Лучшая женская роль", "Лучшая роль второго плана", "Удача молодого актера", "Актерская режиссура". Победителей в номинациях "Любимый мужчина", "Самая обаятельная и привлекательная" и "Комический талант" определит зрительское жюри. В его работе сможет принять участие каждый зритель.
На вопросы корреспондента Нижегородского телеграфного агентства ответила один из инициаторов проведения конкурса - известная нижегородская телеведущая, писательница, драматург Нина Прибутковская.

Театральный сейшн

– В этом году театральный фестиваль имени Евгения Евстигнеева "перешагнул" пределы Нижнего Новгорода и стал окружным. Чья это была инициатива?

– Точнее, мы пытаемся сделать его окружным. В 2003 году он был только нижегородским, в этом – другие регионы Приволжского федерального округа осторожно присоединяются к нам, присоединяются тем, что там тоже голосуют зрители, а, кроме того, в этих регионах будут определяться наиболее известные, популярные артисты, которые, как мы надеемся, примут участие в финальном этапе театрального фестиваля имени Евстигнеева. Когда-нибудь в будущем, может быть, на следующем фестивале, мне очень хотелось бы, чтобы все эти актеры приняли бы участие в специально поставленном спектакле, чтобы получился такой драматический, театральный сейшн. Таким образом, каждый из них смог бы показать свой класс игры.

Когда в прошлом году мы проводили этот фестиваль, нам звонили из других городов ПФО и интересовались, что это за необычный фестиваль мы проводим. Потом, заинтересовавшись, звонили снова и спрашивали, а где бы раздобыть денег, для того, чтобы провести что-то подобное. В итоге мы стали искать формы проведения нашего фестиваля в других регионах и нашли - организация "Опора России" учредила свои призы в нескольких городах ПФО – Саратове, Ульяновске, Казани, Йошкар-Оле.

Рождению фестиваля предшествовал скандал

– Почему Вы решили проводить такой конкурс – Вы руководствовались желанием стимулировать театральную жизнь в городе?

– Никакого глобального желания преобразовать театральную жизнь у меня не было, просто очень хотелось разнообразить собственную жизнь. Из этого желания родился фестиваль, но мы даже представить себе не могли в прошлом году, что он начнет разрастаться географически так быстро. Когда мы поняли, что фестиваль приобретает общественное звучание, уходить на попятную было уже поздно – надо было работать и работать. Надо отметить, что чиновники, к сожалению, не восприняли с энтузиазмом нашу идею.

– А актеры?

– Я всех, конечно, не опрашивала, знаете, как это обычно бывает: кто-то верит, кто-то нет. Могу сказать однозначно, что на церемонии закрытия первого фестиваля, которая состоялась 1 марта этого года в театре "Комедiя", было ощущение абсолютного праздника.

А вообще, когда фестиваль еще только зарождался, разразился целый скандал: как мы посмели взять имя Евстигнеева! Было ощущение того, что я залезла в его могилу и всколыхнула прах. Чиновники и высокопоставленные деятели культуры нам говорили: если вы берете имя этого великого артиста, то все должно быть богато, но средств при этом выделять никто не собирался. То есть нас и меня, в частности, обвиняли, в том, что мы хотим прикрыться именем Евстигнеева, едва ли не спекулировать на нем готовы. Но мне-то это зачем, у меня пусть маленькое, но есть свое имя.

Просто мне было очень обидно, что мы, нижегородцы, даже не потрудились сохранить наследие Евстигнеева – я сейчас говорю о доме, в котором он родился: дом-то сгорел. Мы побывали в том районе, где дом когда-то стоял. Теперь на его месте сидят бомжи и говорят: "Это Штирлиц спалил!" То есть, бомжи – они знают, что это был дом Евстигнеева, а директор завода "Красная Этна", депутат Законодательного собрания Нижегородской области, получается, что нет: не знает, чей это был дом и почему именно его надо было во что бы то ни стало сберечь его. Это же позор!

А еще некоторые чиновники нас спрашивали: почему вы выбрали именно Евстигнеева, на сцене театров нашего города играли и многие другие известные всей стране актеры, например, Самойлов, Дворжецкий. Мы не умоляем их мастерства, но для своего фестиваля все-таки выбрали имя Евстигнеева и думаю, правильно сделали.

Евстигнеев – нижегородский тип

– Я не понимаю людей, которые говорят, что их не интересует судьба провинциальных актеров, потому что все талантливые актеры уже давно в столице. Это полное пренебрежение к себе, к земле, на которой живешь. А себя нужно любить, любить свое тело и свою душу, свой дом. А мы еще говорим о столичности!

Столичность в Нижнем Новгороде есть там, где в культурном плане мы не воспринимаем себя как колониальный придаток Москвы и Питера. Мы привыкли с восторгом воспринимать то, что в этом направлении уже опробировано в столицах. Почему мы боимся сделать что-то свое, немосковское?! Пусть это будет скандал, пусть не все получится сразу, пусть потом в Москве скажут, что это плохо, но это будет наш, нижегородский опыт. Мы должны иметь свое культурное лицо, а не натягивать чужую маску.

Об Евстигнееве, кстати, можно говорить бесконечно: ведь это не просто великий актер, это отражение нижегородского типа личности, который когда-то существовал у нас, но в последнее время практически не встречается. Этот тип характеризуется такими качествами, как беспафосность, трудолюбие, доброта, честность, а также раздумчивость и необычайный профессионализм. Вы вспомните Нижний: этот город всегда был интеллектуальным, профессиональным, стеснительным, интеллигентным городом, так вот Евстигнеев – это отображение такого характера, нижегородского типа, в основном. Мы же неуважительно относимся и к своему нижегородскому типу, о котором в свое время неоднократно писал и Максим Горький и это уже стало мировым достижением. Так ты гордись, что ты – нижегородский тип, что тебя тиражируют на весь мир, что тебя вобрал в себя гений! Никакой же гордости ни за что нет! Есть только гордость сходить в баню, купить билет на заезжую антрепризу, заплатив за это огромное количество денег, сидеть и ждать: если зал зааплодирует, ты тоже к нему присоединишься.

– Чего не хватает театральной жизни в Нижнем Новгороде?

– Я не хочу обидеть нижегородских режиссеров, но наш город слаб на режиссерские выдумки, театральные несоответствия, скандалы, одним словом, на все нестандартное. Вот, к примеру, к нам который год подряд каждую осень приезжает на гастроли замечательный театр под руководством Олега Табакова. Надо сказать, что не все спектакли этого театра отличает высокая художественная ценность: что-то, безусловно, по-театральному сильно, а что-то и не очень, но люди-то все равно практически полностью раскупают билеты на все эти спектакли "Табакерки". А мне хочется, чтобы с таким же энтузиазмом люди ходили в нижегородские театры, на свои премьеры. Но это должно быть не потому, что это свои, родные, наверное, и артисты с режиссерами должны задуматься, как привлечь в театр зрителя.

В рамках нашего фестиваля второй год будет работать зрительское жюри. Я хочу знать мнение зрителей, хочу провести социологический опрос: что им интересно, игра каких актеров привлекает их внимание. Вот, к примеру, раньше можно было остановить практически любого прохожего на Большой Покровской, который бы, не задумываясь, назвал двоих-троих актеров нижегородских театров. Сейчас же, думаю, на этот вопрос вам ответит редкий пешеход. И в этом виноваты не только зрители.

Одним словом, я хочу сказать, что театральный фестиваль для меня – это не только творчество, но и решение проблем, которые меня волнуют как журналиста, как драматурга, это желание в очередной раз понять, что такое жизнь, что такое искусство и могут ли (должны ли) они соприкасаться.

Задача искусства – расшифровывать коды поколений

– Что Вы поняли уже после проведения первого фестиваля?

– Главное, я поняла, что у театра гораздо больше поклонников и зрителей, чем думают театральные работники. Вот мы говорим о новых формах подачи материала, новых ритмах, так вот, искусство должно идти в русле, отображая ритмы и коды, которыми владеет каждое поколение. Искусство должно уметь расшифровывать эти коды.

А у нас несколько замороженные театральные формы. Вот мы сейчас говорим на современном языке, а не на старославянском, который был когда-то. Так почему же театр пытается привлечь современного зрителя старыми театральными формами или безграмотными новыми?! Так вот сочетание театральных форм и жизни и должно искать искусство в настоящее время.

– Успеваете ли Вы писать что-то для театра при таком напряженном графике работы?

– Времени на написание почти нет, фестиваль, конечно, очень много времени отнимает, но нельзя было бросать эту идею. Тем не менее, периодически выбираю время для создания очередной пьесы или рассказа.

Мечта - написать пьесу без слов

– Что Вас подтолкнуло к написанию пьес - Вы драматург по образованию?

– По образованию я музыковед и дирижер-хоровик, долгое время уже работаю журналистом. Пишу рассказы, потом написала первую пьесу, вторую… Жизнь заставила. Драматургия живет по другим законам. Мне кажется, что хорошо было бы написать пьесу, в которой не было бы слов. Я так ощущаю: пьеса это пространство, а задача драматурга – заставить каким-то образом это пространство звучать. А когда много слов, пространство сужается.

Что такое драматургия? Это вечный спор нашего сознания с подсознанием. Я бы сравнила рассказ с сонатной формой, а пьесу – с партитурой хорового произведения. Нужно уметь слышать, в каком месте какой голос должен вступать. Рассказы я пишу интонационно, то есть фразы я ощущаю по интервальной системе, по ритмам, по кульминации фразы, а в пьесе я ощущаю пространство многоголосное. Я пишу, и у меня звучит, а если не звучит, значит, я плохо пишу.

– То есть, это правда, что произведение живет своей жизнью?

– Абсолютная! Мой первый учитель – наш знаменитый литературовед Аркадий Павлович Эльяшевич мне говорил: "Нина, никогда не управляйте героями и никогда не навязывайте им свою линию, не управляйте ситуацией, а просто следуйте ей". Если садишься писать, и твои герои делают только то, что ты им говоришь, то дальше можно не продолжать: значит, не пошло.

– А когда Вы приходили в театр на премьеру спектакля, поставленного по Вашей пьесе, не боялись разочароваться?

– Боялась и разочаровывалась, потому что часто это было совсем не то, что видела в этой пьесе я. Но я очень благодарный человек: мне приятно, что с моим произведением возятся, что в него влюбляются, что моим материалом живут. Может, надо сказать спасибо, что люди видят в моих пьесах что-то другое.

СПРАВКА:

Нина Прибутковская - журналист, писатель и драматург, редактор художественных программ ННТВ. Окончила музыкальное училище и Ленинградский институт культуры. Двадцать лет работала в музыкальной школе. С 1993 года - на телевидении. Автор и ведущая программ "Шестое "И", "Частная жизнь улиц и площадей", "Вспомним детство", "Ищите женщину", "Ничего не случилось", "В мире жалоб", "Заседание продолжается". Автор книги "Я красива. Я счастлива. Я умна", рассказов и пьес. На нижегородской сцене поставлены пьесы "А теперь догоните его и влюбите", "Сколько это стоит?", "Московские приколы", "Обед из трех блюд плюс салат со скандалами", "Украденное время", "Веселья час".

"
Последние темы форумов