--}}

Calvin Klein - американский провокатор

34
1
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Мысь
27.10.2004
http://www.sem40.ru/famous2/m1929.shtml

"

Calvin Klein - американский провокатор

Так сложилось, что имя Кельвина Кляйна на протяжении последних двадцати лет его творческой карьеры было связано со скандалами. Этот всемирно известный американский дизайнер мог бы стать для своей родины настоящим "плохим парнем", если бы не страсть Америки к скандалам и любовь всего мира - к джинсам. Ведь именно Кляйн сделал из синих рабочих штанов предмет поклонения, выпустив в 1978 году их первую дизайнерскую модель.

Его почерк - это безупречный крой, современные формы, отсутствие декоративных излишеств, роскошные натуральные ткани как насыщенных, так и нейтральных тонов.

19 ноября 1942 года в семье бакалейщика из Бронкса родился совершенно обычный американский мальчик. Сначала он играл в обычные игры, ходил в обычную школу, играл с такими же мальчиками, как и он сам, пока однажды не понял, что судьба уготовила ему право быть знаменитым.

Каждый из нас мечтал в детстве быть космонавтом. Или нефтяным магнатом. Или хотя бы актером. Кельвин Кляйн хотел стать дизайнером одежды. Уже в те младые годы он научился делать наброски и шить. Став старше и окончательно осознав свои желания, он поступил в нью-йоркскую Школу искусства и дизайна, а затем, с отличием ее окончив, - в Институт технологии моды. Чтобы заработать на скромное существование, Кляйну-студенту приходилось подрабатывать уличным художником, однако его квалификация быстро росла, и через некоторое время он уже был учеником в ателье, а позднее приступил к непосредственной профессиональной деятельности в нью-йоркском Центре одежды.

Тогда ему было всего 20 лет. Согласитесь, довольно неплохое и многообещающее начало. Однако оно могло бы не получить столь достойного продолжения, если бы несколько лет спустя, в 1968 году, Кельвин Кляйн и его друг детства Барри Шварц не собрались бы вместе, не провели мозговую атаку и не предприняли бы попытки организовать совместное дело, где соединились воедино творческий талант первого и деловая смекалка второго. Как и следовало ожидать, по классической формуле Великой Американской Мечты успех к молодым предпринимателям пришел очень быстро.

Кляйн и Шварц начали с женских пальто, однако вскоре, в том же 1968 году, появилась первая коллекция прет-а-порте. А в начале 70-х благодаря утонченности и сексапильности женская одежда с маркой Calvin Klein завоевывает все большее внимание покупателей, модной прессы и управляющих магазинов. В 1974 году появляются аксессуары и меховые изделия Calvin Klein, еще через четыре года дизайнер представляет первую мужскую коллекцию и, наконец, знаменитые джинсы под своим именем.

С этого момента и началась Большая Провокация от Кельвина Кляйна. Сколько велось споров, сколько было написано статей, послано гневных писем по поводу его рекламной кампании первых в мире дизайнерских джинсов! И дело было совсем не в том, что рабочие штаны в одночасье стали приличной и, следовательно, довольно дорогой одеждой. Просто их рекламировала полуобнаженная 13-летняя девчонка (всемирно известная теперь Брук Шилдс), которая, сексуально выставив попку, говорила в рекламном ролике: "Между мной и моими джинсами Calvin ничего нет!"

Это была настоящая революция как в джинсовом, так и в рекламном бизнесе. Имя и имидж компании окончательно закрепились в умах американцев, которые, вопреки сложившемуся о них мнению, всегда были настроены пуритански. Неотразимая сексуальность Брук Шилдс сделала свое дело. С тех пор она слывет секс-бомбой, а Кельвин Кляйн - провокатором.

"Брук Шилдс несет в себе все то, что мы хотели сказать тогда об этих джинсах, - объясняет сегодня дизайнер. - С одной стороны, это привлекательная молодая женщина, которая вполне может оказаться вашей соседкой, с другой - она просто поражает своей сексапильностью. У нее потрясающая внешность. Брук обладает естественной, натуральной красотой, которую я люблю. Но наша компания всегда настроена на что-то новое, поэтому, чтобы не повторяться, мы к этому удачному образу, перевернувшему общепринятые представления о джинсах, больше не возвращались".

Это были штаны обычного темно-синего цвета, с белыми надписями Calvin Klein и Omega на заднем кармане. Но их великолепный крой, идеальное облегание и высочайшее качество возвестили приход новой эры - эры дизайнерских джинсов.

История оригинальных Calvin началась в 1976 году, когда Кляйн впервые использовал специальную ткань деним, из которой шьются джинсы, в коллекции женской спортивной одежды. За два года они не только завоевали Америку, но и стали фетишем для стильной молодежи: чтобы слыть настоящим модником, обязательно надо было иметь в своем гардеробе джинсы Calvin Klein.

Интересно, что сегодня компания решила вернуться к этой классической модели. Что же в ней такого особенного, если люди до сих пор готовы носить то же самое, что и 20 лет назад? "Покрой, - отвечает Кляйн. - Они повторяют силуэт женского тела и подчеркивают стройность ног. Я хотел, чтобы джинсы в первую очередь смотрелись сексуально. Выглядеть сексуально - значит чувствовать себя действительно классно. Оригинальная модель Calvin очень тонко отражает то, как люди хотят выглядеть и чувствовать себя в джинсах: сексапильно, современно, открыто. Белая футболка и пара таких джинсов - вот все, что вам нужно".

Каких только обвинений не предъявляли Кельвину Кляйну за всю историю существования его компании! В 1982 году он заставил мир по-иному взглянуть на мужское нижнее белье, представив коллекцию Calvin Klein Underwear. Будучи вполне обыденным и приземленным товаром, мужские трусы благодаря сугубо чувственной и вызывающей рекламе стали для потребителя настоящим объектом желания. Одним из тех, кто рекламировал тогда это белье, был рэппер Марки Марк, обладатель больших достоинств, в том числе и мужских. В 90-х очередной виток кляйновской рекламы нижнего белья с супермоделью Джоэлем Вестом вызвал настоящий взрыв: красивый юноша, сидящий на черном полу в белых облегающих трусах с широко раздвинутыми ногами, не мог не обратить на себя внимание потребителей и ханжей. Зато таким радикальным образом Кляйн стал первым американским дизайнером, отобравшим монополию на мужскую сексуальность у гомосексуальной культуры и успешно внедрившим ее в сознание миллионов скромников-американцев.

Келли Кляйн, жена Кельвина, очень удачно вписалась в семейный провокационный бизнес. Раз запрещают творчество ее мужа, она тоже способна кое-что сделать в этом направлении. Через некоторое время после скандала 1996 года странным образом из продажи исчезли все журналы с рекламой Calvin Klein Underwear. И тогда же на лотках книжных магазинов появился шикарно изданный альбом Under World с фотографиями всемирно известных фотохудожников на тему нижнего белья. Там, правда, не было ни одной фотографии с Calvin Klein Underwear, только составительница этого "неприличного" альбома носила фамилию Кляйн.

За несколько лет до этого Кляйну довелось даже поскандалить с церковью, что для Америки считается чрезвычайно серьезной неприятностью. Смелый (если не сказать наглый) дизайнер выбрал для своей джинсовой рекламы известный библейский сюжет Тайной Вечери. Чертова дюжина полуобнаженных моделей, рекламировавших его джинсы, изображали апостолов и Христа, что не могло не шокировать служителей культа. Кляйну пришлось заплатить солидный штраф и... дать большое количество интервью, что только пошло ему на пользу.

Но самый большой скандал случился в августе 1995 года, когда ФБР начало расследование по делу о пропаганде педофилии и сексуальной эксплуатации несовершеннолетних в рекламе дизайнера. 15-летние полуобнаженные подростки обоего пола, действительно использованные им в очередной рекламной кампании, вряд ли думали о том, что их эксплуатируют. Тем не менее полураскрытые губы, порочные взгляды, выглядывающее из-под джинсовых юбочек и шорт белоснежное нижнее белье - все это говорило властям об обратном. Съемка одного из самых дорогих фотографов мира Стивена Мейзела действительно была сделана в стиле soft porno 60-х, вплоть до выбора фона, типичного для порнофильмов тех лет. В США педофилия традиционно считается одним из самых страшных преступлений. Поэтому с легкой руки нескольких католических организаций и ФБР поднялась кампания протеста, требующая запрещения рекламы. Ряд изданий, несмотря на последующие финансовые потери, отказался публиковать эти "гадкие картинки", водители автобусов отказывались выходить на работу, чтобы не садиться за руль машины, на которой размещена реклама Calvin Klein. Дискуссии на тему "Что можно Кельвину Кляйну, а что нельзя" велись даже на правительственном уровне. Все это закончилось тем, что Кляйну пришлось приостановить рекламную кампанию и выступить с публичным извинением в крупнейших изданиях Америки, суть которого, правда, сводилась к тому, что создатели рекламы стремились всего-навсего продемонстрировать силу, красоту и независимость подрастающего поколения.

Возможно, на последующее оправдание Кляйна повлияла эта мотивация, а может, ФБР действительно не нашло ничего предосудительного в "детской" рекламе - тем не менее зимой 1996 года все обвинения с дизайнера были сняты вместе с угрозой оказаться на скамье подсудимых и впоследствии за решеткой. К сожалению, это решение только ожесточило противников Кляйна, которые набросились на него и на ни в чем не повинного Джоэля Веста...

Вклад Кляйна в мировую моду был по достоинству оценен профессионалами: в 1973 году он стал самым молодым дизайнером, удостоенным престижной премии "Коти"; за выдающиеся достижения в области дизайна он четырежды получал награды Совета дизайнеров моды Америки, трижды - "Коти", в 1984 году ему вручили президентскую награду Института технологии моды, а в 1993 - награду Совета дизайнеров моды Америки за выдающийся дизайн в области мужской и женской одежды. Он стал первым модельером, получившим обе награды в один год.

В конце 70-х - начале 80-х годов рост компании г-на Кляйна был мощно стимулирован появлением чрезвычайно стильных и запоминающихся ароматов: Eternity, Obsession и Escape. Теплый, волнующий, женственный Obsession (1985) получил в 1986 году пару в виде мужского парфюма, сразу ставшего номером один по объему продаж в Америке. Романтический Eternity (1988) обрел "мужское" продолжение в 1989 году в виде чувственного, мужественного и одновременно утонченного аромата. Свежий фруктово-цветочный Escape покорил женщин всего мира в 1991 году, а в 1993 году появился запах для мужчин с тем же названием: свежий, возбуждающий, безошибочно узнаваемый.

В 1993 году компания разрабатывает самый успешный проект во всей парфюмерной индустрии - аромат СК one, общий для мужчин и женщин, один из самых новаторских и удачных из когда-либо существовавших в мире. Так появляется совершенно новый сектор рынка, о котором ни один дизайнер ранее даже не думал. Опять же благодаря вызывающей рекламной кампании с участием почти однополых на вид молодых людей и абсолютно нетрадиционной манере маркетинга эти духи унисекс стали одними из самых покупаемых в мире.

Появление стиля унисекс, к чему Кельвин Кляйн уверенно приложил свою творческую руку, явилось настоящей эволюцией современного жизненного стиля. Раньше все делились на мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все остальные относились к гомосексуалистам. С начала 90-х годов общепринятые правила поведения для полов перевернулись с ног на голову и обратно, образовав новую, универсальную мораль. Все, что не запрещено, то разрешено: теперь с рекламных постеров на нас смотрят создания третьего пола - все в джинсах, майках, без косметики, с волосами одинаковой, средней, длины, не выдающие себя никакими ярко выраженными вторичными половыми признаками.

Для носителя одежды унисекс важен безупречный крой и высочайшее качество. Но это не те крой и качество, что отличают респектабельную одежду типа Armani и Hugo Boss или творения от кутюр, а то, что можно носить каждый день любому человеку любого возраста. "Я создал мир СК для того, чтобы выразить новый взгляд на моду. Эта коллекция откровенна, современна и доступна", - так сам дизайнер описывает стиль этого направления. Неудивительно, что "лицом" СК стала "девчонка из соседнего двора" Кейт Мосс - невысокая для манекенщицы, отнюдь не красавица, с носом-уточкой и веснушками. Благодаря Кляйну Кейт вошла в число пятнадцати топ-моделей мира, став одной из самых желанных девушек своего времени.

Свежий взгляд Кляйна на простую изысканность, на отношения полов, на моду вообще позволил ему стать уникальным модельером. Но этот дизайнер-модернист ни на день не останавливается в поисках новых линий, сочетаний, неожиданных рекламных ходов.

27.11.2003

"