--}}

О ВОПРОСАХ ПОЛИТИКИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

6
1
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Мысь
27.08.2004
http://www.vodaspb.ru/russian/files/smi/20040620-president.html

"

О ВОПРОСАХ ПОЛИТИКИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ
«Трехдневный саммит лидеров “восьмерки” завершился (11 июня) кратким, но мощным тропическим ливнем, разрядившим 35-градусную жару» — так прокомментировали на сайте http://newsru.com финал саммита “восьмёрки”, на котором Россию представлял президент В.В.Путин. Мы ознакомились со стенограммой часовой пресс-конференции, которую провёл президент России 11 июня 2004 г. на острове Си-Айленд (США, штат Джорджия) по окончании саммита. Но, прежде чем к ней перейти, необходимо определиться в разстановке приоритетов деятельности президента, поскольку появляется много людей, говорящих о «бездействии президента» и даже о его полной подконтрольности транснациональным кланам, продолжающим видеть в России лишь сырьевой придаток их интересов.

Как можно узнать из президентского Послания Федеральному Собранию Российской Федерации (26 мая 2004 года), В.В.Путин как минимум дважды говорил о неизменности существующего и «выстраданного Россией исторического пути», подчёркивая этим пагубность всяких изменений формы политического строя, который сегодня называется «демократия»:

«Еще раз подчеркну: радикальный пересмотр экономической политики, какое бы то ни было ограничение прав и свобод граждан, кардинальное изменение внешнеполитических ориентиров – любые отклонения от выбранного и, я бы больше сказал, выстраданного Россией исторического пути могут привести к необратимым последствиям. И они должны быть абсолютно исключены» (цитата из Послания).


Таким образом президент однозначно намекнул, что он привержен тому «историческому пути» России, который:

· во-первых, не предусматривает «ограничение прав и свобод граждан» и как следствие этого — в будущем не возможен «радикальный пересмотр экономической политики»; что закрывает движение России по “тоталитарно”-троцкистскому варианту, поскольку радикальный пересмотр экономической политики в настоящее время многим хочется осуществить в России, вернув эту экономическую политику «вспять» (во времена “тоталитаризма”), для чего и потребуется в первую очередь (вперёд радикального пересмотра экономической политики) изменить законодательство России (а возможно и Конституцию) в соответствии с решением об ограничении прав и свобод граждан; последнее и есть попытка троцкистского переворота с последующим “перманентным” процессом передела собственности в пользу тех, кто взялся ограничивать права и свободы не только простых граждан, но и так называемых «богатых» граждан России.

· во-вторых, «выстраданный Россией исторический путь», который поддерживает президент, — не есть путь «либеральной» вседозволенности в отношении прав и свобод граждан России; то есть, это — не путь, по которому шла Россия во времена Б.Н.Ельцина и по инерции идёт им до сих пор, вследствие чего любой «радикальный пересмотр экономической политики» России может быть возпринят как внутри России, так и во внешнем мире как «изменение внешнеполитических ориентиров» в самой российской политике, чем непременно воспользуются разные международные транснациональные силы как внутри России, так и за её пределами, для дестабилизации выстраданных Россией и пока крайне неустойчивых но мирных взаимоотношений с подавляющим большинством стран мира, поскольку внешняя политика есть — продолжение внутренней; «выстраданный Россией исторический путь» — третий путь — ни в “тоталитарное” прошлое, ни в “перестроечный” либерализм и гарант этому — президент России, которого многие хотели бы записать в “тоталитаристы” (как выходца из КГБ), однако он таковым не является, не являясь при этом и сторонником «либеральной» вседозволенности, о чём он прямо говорит в своих выступлениях:

«Добиваясь роста благосостояния граждан, мы будем и дальше сохранять и отстаивать демократические завоевания народа России, будем укреплять безопасность государства и добиваться цивилизованного, основанного на международном праве решения ключевых вопросов мировой политики» (цитата из Послания).

«Я привык, если уж чем-то заниматься, стараюсь влезть в вопросы, которыми приходится заниматься. И, знаете, все-таки посмотрел внимательно программу[1]. Она очень интересная, действительно интересная, без всяких шуток. Она такая серьезная. Здесь очень много поставлено вопросов, которыми можно заниматься, не одну диссертацию написать. Например, как решить проблему стабильного развития, обеспечения политической стабильности в наших обществах, создать условия для экономического развития и в то же время не нанести ущерба развитию демократических процессов. Очень сложный вопрос и очень интересный» (цитата из «Реплики на открытии международного форума «Евразийская интеграция: тенденции современного развития и вызовы глобализации» Астана, Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева 18 июня 2004 года» [2]).

· в третьем пути, который проводит президент, предусмотрен пересмотр экономической политики без ограничения прав и свобод граждан; такой пересмотр экономической политики не радикальный, а объективно возможный — как преображение экономической политики России, которое возможно без больших и малых катастроф лишь вслед за преображением содержания таких понятий как «права» и «свободы» граждан в сознании этих же граждан — от «либерально»-вседозвольнических к объективно-обязывающим; к тому же пересмотр экономической политики России на современном этапе объективной глобализации никак не может быть не согласован с теми глобальными изменениями (в том числе и в мировой экономике), в которых Россия играет не маловажную роль, поскольку радикально менять экономическую политику России (даже в пользу большинства её граждан), не согласовывая эти изменения с внешнеполитическими ориентирами, значит — упустить инициативу по “экспорту” третьего пути, который выстрадан Россией (причём выстрадан с огромными потерями), в другие регионы мира; этот третий путь выстрадан не для «внутреннего употребления», а для передачи опыта — не только экономической политики — но вместе с экономической политикой и «прав» и «свобод» граждан в процессе преображения России, в том числе и через экономическую политику, не радикально, а вместе с другими странами; этим и занимается президент России, уделяя внимание в первую очередь глобальной политике, затем внешней, а уж потом — внутренней[3]; последняя же (внутренняя политика) оказывает влияние на внешнюю и глобальную политику но не может меняться быстрее, чем меняется сознание граждан России в сторону преображения таких понятий как «права» и «свободы» к их объективно-обязывающим смыслам[4]; именно этим могут влиять на скорость преображения экономической политики России её граждане (все хотят «лучше жить», но далеко не все хотят становиться лучше), по сути помогая и себе и президенту “экспортировать” путь России в другие страны; но президентским указом не ускорить такого рода процесс изменения сознания граждан России (“импорт” «нужного» сознания), а посему и не выйдет на сей раз обогнать объективные процессы, идущие в мире (как это пытались уже делать троцкисты после революции: их лозунг был «давайте всем неимущим раздадим имущество, радикально изменив при этом экономическую политику») прежде чем граждане России не станут достойны третьего пути (в этом суть внутренней политики) — исторического пути, выстраданного Россией; обо всём этом и говорил президент в своих выступлениях:

«Сегодня я говорил о важнейших общенациональных задачах. Считаю, что создание в России свободного общества свободных людей – это самая главная наша задача. Но и самая сложная.

Главная – потому что несвободный, несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине. Сложная – потому что свободой не всегда дорожат, еще реже умеют ею распорядиться. Созидательную энергию, предприимчивость, чувство меры и волю к победе нельзя ввести указом, нельзя импортировать, нельзя позаимствовать» (цитата из Послания).

«Я понимаю, можно жить по принципу «зачем мне география, извозчик довезет», но достаточно карту открыть, посмотреть, где находится Российская Федерация. Она находится прямо в центре Евразии. Но дело даже не в этом – дело в том, что если исходить из темы, которая предложена для дискуссии, – безопасность Евразии – я думаю, подавляющее большинство согласится с тем, что не только на евразийском пространстве – в глобальном масштабе вряд ли можно эффективно решать вопросы безопасности вне контекста той деятельности, которую проводит, и той роли, которую играет Россия сегодня в мире.

И, наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Есть такая тема – «Концептуальные проблемы деятельности интеграционных объединений». Если мне будет позволено принять участие в этой дискуссии – если бы мне было возможно принять участие в этой дискуссии, – я бы сказал очень коротко и очень просто. Проблемы эти можно сформулировать буквально тремя-четырьмя предложениями.

Какие же это проблемы? Это великодержавный шовинизм. Это национализм. Это личные амбиции тех, от кого зависят политические решения. И, наконец, это просто глупость. Обыкновенная пещерная глупость.

Но мы с вами люди умные. И позвольте мне нашу сегодняшнюю дискуссию завершить призывом: умные всех стран, объединяйтесь» (цитата из Реплики на открытии международного форума «Евразийская интеграция: тенденции современного развития и вызовы глобализации» Астана, Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева 18 июня 2004 года).

Подтверждение именно такой разстановки приоритетов в деятельности президента (глобальная политика — внешняя политика — внутренняя политика) мы увидели в стенограмме пресс-конференции президента России после саммита лидеров “восьмёрки”.

Поскольку ответы В.В.Путина на вопросы журналистов не менее интересны, чем президентское Послание Федеральному Собранию Российской Федерации (26 мая 2004 года), предлагаем Вашему вниманию стенограмму этой пресс-конференции. В ней мы выделили курсивом места, которые как мы считаем, заслуживают особого внимания.

Редакция сайта http://vodaspb.ru

19 — 20 июня 2004 г.




САММИТ «БОЛЬШОЙ ВОСЬМЁРКИ»
11 июня 2004 года, о. Си-Айленд (штат Джорджия, США)

Ответы на вопросы журналистов по окончании встречи глав государств правительств «Группы восьми» [5]
ВОПРОС: Принята резолюция ООН. Эта тема активно обсуждалась и будет обсуждаться. Что дальше с этой проблемой – не с точки зрения «бумажного» решения, а на практике?



В.ПУТИН: Что будет дальше – не знает никто. А вот чего хотелось бы, я могу сказать. Хотелось бы, чтобы на основе принятой резолюции, работа по которой шла достаточно солидарно со всеми участниками этого процесса, со всеми членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций – и документ принят, на мой взгляд, очень сбалансированный, хороший, – так вот хотелось бы, чтобы на основе резолюции Совета Безопасности новое иракское руководство, новое правительство Ирака как можно быстрее набирало силу, завоевывало бы авторитет у своего собственного народа, воспользовалось теми возможностями, которые эта резолюция предоставляет для того, чтобы в кратчайшие сроки создать условия для проведения по-настоящему свободных выборов в этой стране.

Только после того как это произойдет, можно будет говорить о том, что наступила фаза окончательного урегулирования иракского кризиса. Но, повторяю, условия для этого резолюцией Совета Безопасности ООН созданы.



ВОПРОС: Каково отношение России к идее Большого Ближнего Востока? Что это за новое географическое понятие – ББВ?



В.ПУТИН: Сама идея была обсуждаема нами еще во время моей поездки в Кэмп-Дэвид, где Президент Буш поделился этими идеями. И должен сразу сказать, сама идея мне понравилась, я ее поддерживаю, считаю ее своевременной. Вопрос в том, как реализовывать и какие окончательные цели мы должны перед собой ставить в ходе этой работы. И, конечно, подлежит уточнению понятийный аппарат. Я с Вами согласен: Большой Ближний Восток – это что? Нужно понять, что это такое. Это отчасти и было предметом наших дискуссий в ходе состоявшегося саммита. Для нас является очевидным, что идея сама по себе возникла в результате того, что мы все столкнулись с одной из самых серьезных угроз – с международным терроризмом. Мы все прекрасно отдаем себе отчет в том, что главными причинами терроризма являются бедность, нищета и неравенство. Но есть и сопутствующие факторы, которые помогают терроризму развиваться, в том числе это бесконтрольные огромные ресурсы, которые скапливаются в руках частных лиц. Эти огромные денежные ресурсы сопоставимы с доходами целых государств и в условиях отсутствия демократии являются неподконтрольными, создают в отдельных случаях ту самую финансовую базу для международного терроризма, о которой мы так часто говорим. И в этой связи демократизация – это движение в правильном направлении. Важно только, чтобы и сама идея, и те инструменты, которые, возможно, будут созданы для ее реализации, не были использованы для вмешательства во внутренние дела других стран. Вот это является принципиальным условием для нас в совместной работе по развитию этой инициативы.

В этой связи я сказал своим коллегам о том, что фонд, который предполагается создать для реализации этой инициативы, – мы пока не будем принимать участие в его наполнении, до тех пор, пока не поймем, как будут там приниматься решения. Если Россия будет принимать реальное участие в выработке решений, то мы будем работать там активно. Если нет, пока воздержимся. Но не исключаю, что мы подключимся в полном объеме. Повторяю, только в том случае, когда поймем, что мы можем влиять на происходящие там процессы и на принимаемые решения.

Россия всегда проводила и намерена в будущем проводить независимую внешнюю политику, в том числе и на Ближнем Востоке. И мы будем делать это совместно с нашими традиционными партнерами на Ближнем Востоке. Хочу напомнить, что мы развиваем свои контакты с Организацией Исламская конференция, осознаем свою ответственность в качестве ассоциированного члена. И поэтому все эти факты в совокупности и будут нами учитываться в ходе совместной работы по реализации идеи Большого Ближнего Востока.



ВОПРОС: С точки зрения внешней политики, интерес России в участии в «большой восьмерке» неоспорим. Но с точки зрения внутренней политики – что дает «восьмерка» России?



В.ПУТИН: Прежде всего «восьмерка» – это то место, где согласовываются позиции по ключевым вопросам сегодняшнего дня в мире. Для России важнейшими являются два: это вопрос международной безопасности, которому было посвящено процентов семьдесят времени всей нашей работы, и вопрос экономического взаимодействия и развития мировой экономики. Я сейчас не буду углубляться в детали, но думаю, вы со мной согласитесь, что эти вопросы – важнейшие для России. И, наконец, мы встречались и обменивались мнениями о состоянии экономик и планах по развитию экономики в своих странах: для России небезразлично знать, что планируется в крупнейших экономиках мира, потому что это напрямую будет влиять на развитие экономической ситуации в самой Российской Федерации. Наконец, есть вещи прикладного характера. Вы знаете, что мы обсуждали не просто проблемы Ближнего Востока, что само по себе немаловажно для России (имею в виду наши интересы в этом регионе мира), и не просто Ирак – мы знаем, как остро все это проходит и отражается на всем комплексе международных отношений. Скажем, мы обсуждали проблемы Афганистана, проблему наркотрафика из Афганистана. Все это имеет значение для нас абсолютно прикладного свойства. Есть и более приземленные вещи – скажем, глобальная инициатива, в рамках которой нам предполагается выделение достаточно серьезных сумм для ликвидации отработанных, выведенных из состава Вооруженных Сил атомных подводных лодок. Мы уже приступили к этой работе. Кстати сказать, Россия выделила на эти цели 470 миллионов долларов. Мы сами себе выделили эти деньги, получили уже 200 миллионов от наших партнеров. В ходе работы здесь окончательно согласовали позиции, подписали соответствующий документ с канадскими партнерами. Думаю, что и другие наши коллеги продвинулись в понимании того, как мы можем дальше реализовывать эту совместную работу. И, с точки зрения экологии, мне кажется, объяснять здесь долго не нужно: с конца 60-х годов прошлого века у нас атомные подводные лодки, выведенные из боевого состава, находятся в базах хранения. Для нас это очень актуальная задача.

Вот это неполный перечень того, что дает полное основание утверждать, что «восьмерка» для нас – мероприятие небесполезное.



ВОПРОС: Глобальное партнерство – это миф или реальность? Будет когда-нибудь практическая отдача?



В.ПУТИН: Мы уже работаем с Федеративной Республикой Германией – немцы выразили намерение принимать участие в работе на Северо-Западе – и с японцами, на Дальнем Востоке. Одна лодка уже утилизирована, сейчас приступаем к другому контракту – конкретная работа уже началась.



ВОПРОС: Некоторая часть экспертов считает, что идея «восьмерки» изжила себя: принимаются необязательные решения. Как Вы к этому относитесь?



В.ПУТИН: На «восьмерке» никогда не принималось обязательных решений: вспомним «восьмерку» в Кельне, где принимались решения о том, чтобы списать России несколько миллиардов долларов государственного долга, – и так ничего и не сделали. Этот недостаток всегда был присущ форуму «восьмерки», но от этого она не становится менее привлекательной, и резонно для России участвовать в ней.



ВОПРОС: Как Вы относитесь к предложениям некоторых Ваших коллег пригласить к работе в «восьмерке», в частности Китай, Индию? Это реально?



В.ПУТИН: Положительно. Потому что кроме того, что это огромные страны с огромным населением, это еще и огромные экономики, причем очень энергично и интенсивно развивающиеся. Кроме того, это наши традиционные партнеры по очень многим направлениям сотрудничества. Поэтому я считаю, что это заслуживает внимания.

В практическом плане это пока не обсуждалось, но прозвучала мысль о том, что нужно привлекать наших друзей из Индии и Китая для совместной работы.



ВОПРОС: У Вас не было официальной встречи с временным президентом Ирака. Но удалось ли Вам с ним встретиться, поговорить?



В.ПУТИН: Нет, мы разговаривали только на ланче. Он производит впечатление человека очень содержательного, знающего обстановку, свою страну, и человека, который явно настроен на то, чтобы вывести свою страну из кризиса, понимает меру и степень своей ответственности, – это производит хорошее впечатление.



ВОПРОС: Что касается Ирана, то за последний год наблюдалось сближение российско-американской позиции, все больше настороженность по поводу того, что происходит в Иране. Тем не менее Россия не отказывается пока от строительства электростанции в Бушере. В каком формате поднимался этот вопрос на встрече с Джорджем Бушем? И есть ли условия, при которых Россия может отказаться от работы в Бушере?



В.ПУТИН: Россия откажется от работы в Бушере, если Иран будет игнорировать требования мирового сообщества о транспарентности своих ядерных программ и о расширении своего сотрудничества с МАГАТЭ. Пока такого не происходит, пока Иран все свои обязательства перед МАГАТЭ исполняет, и мы не видим оснований для прекращения этого сотрудничества.



ВОПРОС: Япония готовится к следующему юбилейному году – году юбилея Симодского договора, который установил дипломатические отношения между нашими странами и впервые определил границы. Ваш визит в Японию совпадает с этим юбилеем. Это случайное совпадение или нет? И как это совпадение повлияет на содержание Вашего визита?



В.ПУТИН: Это, конечно, случайное совпадение. Мы с господином Премьер-министром обсуждали возможность моего визита. Мы еще увидимся с ним на саммите АТЭС в Чили в конце текущего года. И мне, и ему хотелось бы, чтобы мой визит в Японию в следующем году был наполнен конкретным содержанием. Должен сказать, что у нас диалог сейчас на хорошем уровне. Мы обсуждаем и проблемы мирного договора, мы не забываем эту тему. Мы говорим о расширении экономического сотрудничества и о нашем взаимодействии в политической сфере на международной арене. У нас есть о чем говорить, есть чем конкретно наполнить содержание этого визита. Министерство иностранных дел будет работать над этим визитом, и надеюсь, что этот визит будет не только праздничным и юбилейным, в связи с 150-летием заключения дипломатических отношений между Японией и Россией, но и полезным.



ВОПРОС: Не могли бы Вы рассказать немного о неформальной атмосфере – не о той, когда Вы встречались за круглым столом. Мы видели, Вы гуляли по острову с Шредером и Шираком. Не было ли там больше взаимопонимания между одними и меньше – между другими?



В.ПУТИН: Нет. Больше того, я могу вам сказать, что благодаря Президенту Бушу – я об этом сказал, когда мы сегодня уже прощались, заканчивали нашу работу, – была создана непринужденная, очень откровенная атмосфера при обсуждении практически всех вопросов, даже за рамками повестки дня. Должен сказать правду, у нас были и споры – у нас нет полного совпадения мнений по всем вопросам. Мы не просто обсуждали проблему, упакованную в какую-то коробочку – мы говорили широко, мы философствовали, спорили. И атмосфера была очень дружеской, товарищеской, доброжелательной. В общем, мне кажется, что саммит удался, и я бы поздравил американскую сторону и с организацией, и с содержательной частью нашей работы.



ВОПРОС: Я беседовал с представителями американской администрации, которые мне сказали, что господин Буш поднял вопрос свободной прессы в России. Каков был Ваш ответ?



В.ПУТИН: Мы еще в Кэмп-Дэвиде обсуждали проблемы, связанные с прессой вообще и с тем, что мы будем стремиться к тому, чтобы создать такие условия в Российской Федерации для средств массовой информации, при которых они могли бы опираться на собственную экономическую базу. Я глубоко убежден и неоднократно это подчеркивал, что пресса может быть свободной, если она независима в экономическом смысле этого слова, в этом контексте мы и обсуждали с Президентом данную проблему, и говорили о том, что мы в рамках имеющейся у нас группы будем продолжать работу над этим вопросом. Эту тему мы обсуждали в таком прикладном звучании.



ВОПРОС: Хочу вернуть Вас к экономике и политике. Америка предлагает списать долги Ирака. Ирак нам должен значительную сумму. Может быть, здесь что-то можно сделать в одностороннем порядке, без участия членов «восьмерки»?



В.ПУТИН: В одностороннем порядке мы ничего делать не будем. Мы члены Парижского клуба. Мы, вступая туда, пошли на определенные издержки. Мы заинтересованы в том, чтобы условия Парижского клуба соблюдались, и в итоговых документах состоявшихся дискуссий зафиксировано, что проблема долгов Ирака будет решаться в рамках Парижского клуба. Нам бы хотелось, чтобы эта проблема была решена в 2004 году. Это не значит, что обязательно это должно произойти в 2004 году, но мы будем к этому стремиться. Это первое.

Второе. Мы действительно полагаем, что Ираку надо помочь. Объем списания будет определен после консультаций с иракским правительством и после изучения соответствующих документов. В подписанном Россией окончательном документе «восьмерки» не говорится об объемах списания – это мы будем решать в ходе переговорного процесса.



ВОПРОС: Как Ваши коллеги по «восьмерке» оценивают продвижение России к вступлению в ВТО? Вы обсуждали эту тему?



В.ПУТИН: Мы не только обсуждали эту тему. Я проинформировал всех коллег о состоянии российской экономики, сказал о наших планах и в экономике, и в социальной сфере, потому что все связано между собой. Результаты страны в целом зависят от различных сфер деятельности. И я еще раз подтвердил наше твердое желание вступить в ВТО на приемлемых для России условиях. Но не было ни одного из участников встречи, который бы возражал или выступил бы против. Наоборот, все заявили, что поддерживают Россию в этом стремлении и будут ей всячески содействовать.



ВОПРОС: В одном из документов саммита есть специальный пункт, в котором говорится, что «восьмерка» приветствует прогресс, достигнутый Россией перед вступлением в ВТО, и он отражает тот консенсус, который сложился в организации.



В.ПУТИН: Я благодарю наших европейских коллег, конечно, за положительные результаты работы над соответствующим документом о присоединении России к ВТО окончательным протоколом Евросоюза. Выражаю надежду, что наши переговоры с Соединенными Штатами и другими нашими партнерами будут развиваться в том же ключе.



ВОПРОС: Через два года Россия станет председателем «восьмерки». Но работа начинается уже сейчас. Есть какие-то планы, где будете принимать своих друзей? Россия будет выдвигать в связи с этим событием какие-то новые идеи?



В.ПУТИН: Пока рано об этом говорить. Впереди еще достаточно много времени. Нужно еще собраться в Великобритании. Посмотрим, как ситуация будет развиваться в тех сферах, которые являются основными и самыми чувствительными для нас всех. Мы будем стараться, во-первых, создать хорошие условия для работы, во-вторых, сосредоточить внимание всех наших партнеров на ключевых проблемах, которые интересуют всех участников этого форума. Какими они будут в 2006 году – жизнь покажет.



ВОПРОС: В связи с появившимися во время работы саммита разными публикациями в американской прессе о том, что Россия якобы не достойна быть членом «восьмерки», можно ли сейчас считать Россию прочно утвердившимся членом «восьмерки»?



В.ПУТИН: Я не обращаю внимания на публикации подобного рода, потому что вызваны они внутриполитическими событиями в самих Соединенных Штатах и попытками оказать давление на Президента Буша по тем или иным вопросам. Я слышал, что на него в ходе предвыборной кампании часто нападают за ситуацию в Ираке его политические соперники. На мой взгляд, я глубоко в этом убежден, они не имеют на это никакого морального права, потому что проводили точно такую же политику. Достаточно вспомнить события в Югославии – все то же самое делали, а теперь, видите ли, им не нравится то, что Буш делает в Ираке. Вы знаете нашу позицию по Ираку. Это отдельная тема. Я сейчас говорю, что часть материалов, которые идут с той или другой стороны, продиктованы соображениями внутриполитического характера. Что касается России, то мы никуда не рвемся и ниоткуда не убегаем. Россия, как известно, – одна из крупнейших ядерных держав в мире, была такой и в обозримом будущем останется, пока этого будут требовать международные условия и соображения нашей национальной безопасности. И решать проблемы, скажем, нераспространения ядерного оружия и проблемы нераспространения вообще оружия массового уничтожения – а это была одна из ключевых тем обсуждения «восьмерки» – без России, мне кажется, просто несерьезно.

У России – развивающийся рынок, развивающаяся экономика. Надеюсь, что усилия, которые мы предпринимаем и прилагаем в сфере смягчения ситуации на энергетических рынках, не просто интересны, а чрезвычайно жизненно важны для всех наших партнеров «восьмерки». Есть и другие составляющие, которые, на мой взгляд, делают участие России в «восьмерке» привлекательным не только для нас, но и для всех других наших коллег.

Ну а по поводу того: нужно-не нужно – это отдельная тема. У нас есть тоже свои взгляды на различные международные форумы, в том числе и на этот. Я уже упоминал «восьмерку» в Кельне. Записали в свое время списать долги России – несколько десятков миллиардов долларов. Ну и где все это? Поэтому надо относиться к таким вещам, мне кажется, попроще.



ВОПРОС: Американский Президент на одной из двусторонних встреч сказал, что было бы очень неплохо, если бы парни из НАТО взялись за помощь иракскому народу. В принципе эта идея противоречит идее, что помогать должны парни из ООН. Эта новость сразу стала первополосной, с нее начинались телевизионные выпуски. Что Вы думаете по этому поводу?



В.ПУТИН: Я уже сказал, что не по всем позициям наши мнения совпадают. Вообще, если НАТО займется этим, будет плохо – у них появится враг; я думаю, что сначала на многие годы появится устойчивый враг – будет чем заняться. Ну и, может быть, это нам облегчит ситуацию в некоторых областях. Но если мы хотим решать проблему, то мне кажется, что лучше ее решать в рамках Организации Объединенных Наций. И, собственно говоря, результат работы над резолюцией, которая была недавно подписана, говорит о том, что на данный момент все согласились именно с таким подходом.



ВОПРОС: Вас пригласили на похороны Рональда Рейгана и на 80-летие Буша-отца? И было ли выпито за помин души первого и за здоровье другого?



В.ПУТИН: Мы выражаем соболезнования всему американскому народу в связи с кончиной бывшего президента Рональда Рейгана. Он был выдающийся политик прошлого века. Россию на этих печальных мероприятиях будет представлять бывший президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачев. Я с ним разговаривал по телефону – он находился в Европе, сегодня или завтра он должен прибыть в Вашингтон. А это печальное событие мы, конечно, вспоминали и говорили об этом именно в том ключе, в котором я сейчас сказал: Рейган был выдающийся политический деятель.



ВОПРОС: Устали? Искупаться удалось?



В.ПУТИН: Я акул боюсь.



ВОПРОС: Что вообще запомнилось – Вы проделали огромный путь, такой марафон: 24 тысячи километров – Нормандия, Мексика?



В.ПУТИН: Все запомнилось. Не было фактически ни одного часа, проведенного бесполезно. Я думаю, что мероприятия в Нормандии были правильными, своевременными, нужными. Все понимают, что после иракских событий это объединяющее мероприятие еще раз напомнило нам, когда практически все человечество объединилось в борьбе против нацизма. Сейчас тоже много проблем, и есть необходимость сейчас вспомнить об этом и объединить усилия в борьбе с угрозами сегодняшнего дня. И в этом смысле это мероприятие было своевременным. Мы рассматриваем это в контексте будущего года – 60-летия победы во Второй мировой войне, для нас – 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Примечательным было участие канцлера ФРГ. Если Вы помните, я еще в Нормандии, встречаясь с нашими журналистами, сказал – кстати, имея в виду мысли наших ветеранов, с которыми я нахожусь в постоянном контакте, – что первыми нашими союзниками в борьбе с фашизмом были как раз немецкие антифашисты. Мы не должны забывать об этом. Это первое.

Второе. Мы часто слышим от многих друзей, что идет возрождение России, что Россия нужна на международной арене и так далее. Я бы сказал то же самое и про Германию: не может огромная 80-миллионная страна быть пораженной в правах на всю оставшуюся жизнь. Мы никогда не должны забывать о трагедии ХХ века – Второй мировой войне, никогда. Мы должны сделать выводы и сделать все, чтобы не допустить подобного в будущем. Мы должны исходить из реалий сегодняшнего дня и смотреть в будущее. Германия – наш крупнейший торгово-экономический партнер, мы развиваем отношения по всем направлениям. В конце концов, мы в Европе находимся, и сейчас в ней происходят определенные процессы. Нельзя делать вид, что это страна какого-то второго сорта и что она не имеет на что-то права в связи с тем, что было в ХХ веке. Это было бы ошибкой.

Присутствие канцлера как бы подводит черту под всеми этими событиями прошлого века. Мне кажется, что это серьезно, это важно и полезно.

Что касается Мексики, это один из наших партнеров в сфере энергетики. Мексика, как вы знаете, – один из крупнейших производителей и экспортеров энергосырья. Сейчас мексиканское правительство изучает возможности либерализации в этой сфере и по нефти, и по газу. И у наших компаний, и у Газпрома есть большой интерес к сотрудничеству – и в Мексике это было самым важным.



ВОПРОС: Гастрономически что больше всего запомнилось?



В.ПУТИН: Не обращал на это внимания. Если по-честному, я здесь, как и в Москве, с утра ем кашу.



ВОПРОС: Вы пригласили всех своих коллег на 60-летие Победы?



В.ПУТИН: Посмотрим, в каком формате все это делать. Но отмечать этот юбилей мы будем обязательно. Мы объективно должны посмотреть на второй фронт, который начинался не в Нормандии – он был и до того. Помощь Соединенных Штатов Советскому Союзу в ходе Второй мировой войны была значительной с самого начала: хоть и называли тушенку «вторым фронтом», но без тушенки тоже было плохо, и самолеты, и машины. Можно вспомнить северные конвои и британских моряков-героев, которые там погибали, – это была очень тяжелая и героическая работа для британских моряков. Это все элементы Второй мировой войны, все элементы нашего сотрудничества, и нельзя забывать ни о чем. Я уже рассказывал, когда Джордж Буш прямо в ходе мероприятия в Нормандии встал и сказал, что этого ничего бы не было без России. Это тоже признание реальной роли Советского Союза и России сегодня. Если мы в таком партнерском духе будем выстраивать отношения, это пойдет на пользу всем.



ВОПРОС: По Вашим ответам заметно, что Ваша философия – это все же достижение единства, а не игра на противоречиях. Правильно?



В.ПУТИН: Конечно. Именно об этом мы подробно и говорили вчера и позавчера.





--------------------------------------------------------------------------------

[1] Речь идёт о программе международного форума «Евразийская интеграция: тенденции современного развития и вызовы глобализации»; форум проходил в Астане (Казахстан) 18 июня 2004 г.

[2] Интернет-адрес публикации: http://www.kremlin.ru/appears/2004/06/18/1624_type63377_73007.shtml (Официальное интернет-представительство Президента России).

[3] Глобальная политика это — деятельность по осуществлению целей в отношении всего человечества и планеты Земля. По своему существу это большей частью — управление спектром долговременных тенденций, что изключает во многих случаях соответствие текущей политики уже сложившимся тенденциям;

внешняя политика это — деятельность по осуществлению целей правящего класса государства вне пределов его территории и юрисдикции;

внутренняя политика это — деятельность по осуществлению целей правящего класса государства на его территории в пределах его юрисдикции.

[4] Так, объективное ограничение «прав» и «свобод» граждан в будущем должно соответствовать понятию «экономическая свобода» — как необходимость добросовестно трудиться и открытая возможность трудиться при общественных гарантиях потребления жизненно необходимых продуктов, получаемых от многоотраслевой производственно-потребительской системы общества. То есть, право каждого человека потреблять производимое в нормальном обществе должно быть обусловлено его же обязанностью добросовестно трудиться.

Таким образом, «экономическая свобода» — это удовлетворение в настоящем объективных (демографически обусловленных, а не паразитарных) потребностей личности, семьи и общества в целом в продуктах питания, одежде, жилье, бытовых и образовательных услугах, в свободном времени для личностного развития, дружеского общения с другими людьми и возпитания детей, а также гарантия возможностей удовлетворения этих потребностей в будущем, что достигается на основе труда самих же людей.

Право на получение такой «экономической свободы» гражданам должна давать их же обязанность добросовестно трудиться во благо общества и укрепления государства. Пока же в российском обществе доминирует паразитические настроения, согласно которым в сознании многих граждан преобладает потребительский «либерализм», граничащий с паразитизмом на труде тех, кто продолжает добросовестно трудиться, считая обязанность трудиться для себя — нормой.

Государственность возникает из необходимости профессионального управления делами общественной в целом значимости, от течения и состояния которых зависит благополучие, а подчас и право на жизнь каждого из людей и того общества в целом, которое порождает государственность. Правящий класс государства может безкризисно вести управление делами общественной значимости в направлении к удовлетворению необходимых потребностей личности, семьи и общества в целом — лишь при поддержке такого управления большинством граждан государства. В противном случае правящий класс вынужден принимать “непопулярные” меры, граничащие подчас с мерами «чрезвычайных ситуаций».

Большинство хочет жить под управлением человечного государства, но далеко не все хотят изменить свою психику в сторону человечности, сдерживать свои собственные паразитические наклон­ности и опираться на принцип «государство — это я», поддерживая в этом других. Ещё очень мало людей, которые своею волей этому следуют, признавая это же право как обязанность за каждым другим членом общества.

И уж совсем немного тех, кто понял, что настоящая свобода для человека (в самом широком смысле этого слова, куда входит и такое понятие как «экономическая свобода») это — не вседозволенность, а:

С+овестью ВО+дительство, БО+гом ДА+нное.

Совесть — чувство Мhры (Божиего Предопределения бытия) как таковое, неразрывно сопряжённое с той составной частью личностной нравственности, которая совпадает с праведностью. Праведность — нравственность, которую Бог избрал для Себя сам, и которую каждый может возпроизвести в себе и которой может следовать в жизни, если желает быть праведным. Соответственно вследствие обусловленности совестью свобода — не вседозволенность, поскольку предполагает определённое нравственно-этическое долженствование, необходимость — своего рода ограничения.

Только в соответствие с этим определением «свободы» и «права» (праведности) приемлем в России в будущем «радикальный пересмотр экономической политики, какое бы то ни было ограничение прав и свобод граждан», о чём заявил президент в своём ежегодном Послании ФС РФ, указав гражданам России, что «созидательную энергию, предприимчивость, чувство мhры и волю к победе нельзя ввести указом, нельзя импортировать, нельзя позаимствовать». Чем практически и призвал граждан России работать над собой, и правящий класс — тоже. И раньше, чем граждане России не захотят сами перейти от «либерально»-вседозвольнических к объективно-обязывающим понятиям «свободы» и «права», государственность мало что может сделать без всякого рода “чрезвычайщины”. Однако, в какой-то момент, если граждане России всё же не захотят добровольно двигаться к человечности, государственность может взять на себя функции “катализатора” некоторых процессов в российском обществе для запуска динамики движения сознания граждан в этом направлении… но такой момент ещё не настал.

А пока что нечего удивляться, что президент ведёт себя во внутренней политике зачастую «также как мы», то есть, также как среднестатистический россиянин: ходит на концерты эстрадных звёзд; сидит на фуршетах “элитных” тусовок (правда при этом не употребляет алкоголь); награждает деятелей искусства, науки и производства (в том числе и «пивных королей»: ведь большинство россиян любят пиво…); идёт как бы на поводу у многочисленной своры своих советников (последние — такие же как многие россияне: не хотят разбираться в объективных процессах, идущих в обществе); лояльно относится к иерархам РПЦ (также как и большинство россиян)…

Но во внешней и глобальной политике президент далеко обогнал как среднестатистического россиянина, так и любого из своих “приближённых”, чему свидетельство — сравнительный анализ Послания ФС РФ как бы «для внутреннего употребления» и речей и реплик за рубежами России — для всех.

[5] Интернет-адрес публикации: http://www.kremlin.ru/appears/2004/06/11/1329_type63380_72438.shtml (Официальное интернет-представительство Президента России).

"
Последние темы форумов