--}}

Рецензии на книги

литература
1
9
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
**Клео**
08.08.2008
Терри Пратчетт «Правда»

Оригинальное название: The Truth * Юмористическое остросюжетное фэнтези * Вид книги: Роман * Пер.: Н. Берденников, А. Жикаренцев * Издательства: Эксмо * Выход: май 2008 * Серия: Терри Пратчетт
«Чистая правда в красивых одеждах»


Новые романы Терри Пратчетта — нечастые гости наших книжных прилавков: каждый следующий приходится ждать по полгода, а то и дольше. А «проглатываются» они на раз! Вот и «Правда» не стала исключением.

Язык Пратчетта настолько далек от стиля суконно-картонных опусов, что требует значительных усилий от переводчика. Так что, по-моему, лучше чуть дольше подождать, зато получить качественный результат. «Правду» перевели отлично: есть и игра слов, и «говорящие» имена-фамилии, и узнаваемые акустические маски у каждого из героев. Это действительно смешной роман с живыми персонажами и стремительным сюжетом.

Но Пратчетт не был бы Пратчеттом, если бы ограничился только юмором. В первых книгах цикла он активно пародировал фэнтезийные клише, но в более поздних романах Плоский мир оказывается чрезвычайно близок к миру круглому — Земле. Изобретательные плоскомиряне уже придумали аналоги фотографии, кинематографа, рок-музыки, футбола... — теперь настал черед газеты.

Итак, «Слух распространился по городу со скоростью пожара... Гномы умеют превращать свинец в золото»! Разумеется, речь не об алхимических реакциях (за ними — к Нилу Стивенсону), просто свинцовые буквы в отпечатном станке способны значительно снизить себестоимость всяческих объявлений и писем, а значит — принести хозяевам станка немало золотых монет.

С гномами-отпечатниками знакомится Вильям де Словв, блудный сын одного из влиятельнейших господ города. Вильяма не интересуют обычные дворянские занятия и забавы, его главная страсть — мир букв и книг. На жизнь он зарабатывает тем, что сообщает ряду зарубежных заинтересованных лиц о достойных внимания происшествиях в Анк-Морпорке. Но благодаря технологиям гномов эти самые происшествия можно растиражировать. До сих пор, правда, это дело запрещалось, однако новые времена требуют новых решений! Сам патриций Витинари дает негласное (но весьма убедительное) «добро» на этот проект.

Как вскоре оказывается — к собственной удаче. Ибо в Анк-Морпорке вызрел заговор, направленный на разызбрание патриция. Двое головорезов-отморозков берутся обтяпать дельце так, чтобы все было шито-крыто. Они бы и обтяпали. Но «шито-крыто» очень плохо получается, когда рядом рыскают работники «Правды», которым любой ценой нужно чем-нибудь «забить» пустое место в новостном листке!..

Пожалуй, «Правда» — вполне типичный пратчеттовский роман позднего периода. Во-первых, высочайшее качество — все на своем месте, нет длиннот и провисаний сюжета, смешные эпизоды сменяются вполне серьезными размышлениями. Здесь живые персонажи, динамичный сюжет, от которого не оторваться до самой последней страницы, яркие сравнения и точно подобранные метафоры.

Второе, что бросается в глаза — большая злободневность. Нет, Пратчетт не написал сиюминутную сатирическую зарисовку, но злободневность не всегда бывает преходящей. Во многих эпизодах «Правды», как в зеркале, отражается наш мир. Вот вампир-иконограф, который «завязал»: ходит в местный аналог клуба анонимных алкоголиков и изо всех сил старается не сорваться. Вот уже привычный нам Достабль Себя-Режу-Без-Ножа — незадачливый (к счастью!) предприниматель, который готов втюхивать всем подряд что угодно, лишь бы продалось. Вот войны конкурирующих фирм — с перекупкой «кадров» и сырья, с демпингом и прочими изобретениями, порожденными неунывающим Homo чересчур-sapiens.

В композиционном плане «Правда» ничем не отличается от большинства книг из цикла о Плоском мире: небольшие эпизоды, несколько сюжетных линий, которые сходятся ближе к финалу, постепенное нагнетание напряжения и неожиданные (а иногда — вполне предугадываемые) разоблачения под самый конец. Все работает, как часовой механизм, все ружья стреляют (даже те, которые вы сочли лишь элементом декора). При этом, как мне показалось, в «Правде» автор сделал достаточно заметный крен в сторону идейной составляющей: ему интереснее эволюция новостного листка и всего того, что творится, когда создание новостей как способ жизни завладевает людьми.

Весьма показателен один из эпизодов: Вильям и его подруга Сахарисса берут долгожданный отгул, но как только они оказываются свидетелями аварии, оба тотчас хватаются за блокноты и горячо спорят, кто будет брать интервью у потерпевших, а кто — побежит за иконографом. Но они даже не попытались предотвратить аварию или помочь пострадавшим!

И в этом — тоже особый пратчеттовский подход: он не щадит своих персонажей, не делает из них супергероев. И не стыдится задавать непростые вопросы, зачастую — априори не имеющие единственно верного ответа. Может, это прозвучит парадоксально, однако книги Пратчетта — не просто остроумные романы. Они — столь редкие сейчас в фантастике романы проблемные.

Итог: блестящая и сильная книга. Не верите? Чистая правда!
(Мир фантастики)
Джеймс Сваллоу «Полет «Эйзенштейна»»

Боевая фантастика, новеллизация настольной игры * Вид книги: Роман * Пер.: И. Савельева * Издательства: Азбука-классика * Выход: 2008 * Серия: Warhammer 40000 * Цикл: Ересь Хоруса * Номер в цикле: 4
Вестник беды


Из первых трех томов «Ереси Хоруса» мы узнали, как Воитель, самый любимый и близкий к Императору примарх, предавшись Хаосу, устроил жестокую чистку в рядах собственной армии. Чтобы с верными полками обрушиться на ничего не подозревающего господина...

Но столь тщательно подготовленный план Хоруса дал сбой. Небольшому отряду Космических десантников, оставшихся верными присяге, удается избежать гибели. На стареньком корабле «Эйзенштейн» герои направляются к Земле, чтобы раскрыть козни изменника. Роман Сваллоу посвящен злоключениям этих невольных предвестников грядущей гражданской войны.

Завязка сюжета не подразумевает многочисленных баталий, и автору пришлось сосредоточиться не на привычных по другим книгам серии Warhammer 40000 перестрелках и поединках, а на внутреннем мире героев. Сваллоу неплохо демонстрирует растерянность солдат, которых внезапно предали их почитаемые командиры. Теперь доблестные солдаты разрываются между узами боевого братства и верностью долгу. Вот только Космические десантники даже физически, а уж тем более психологически не похожи на обычных людей, потому проявление ими простых человеческих эмоций выглядит странновато.

Впрочем, этим же недостатком грешат и другие романы серии. Очевидно, большинству авторов, работающих над ней, не под силу придумать для героев оригинальную и непротиворечивую модель поведения. В будущих романах должны вновь появиться примархи, а возможно, и сам Император — интересно, какими они будут?

Итог: роман Сваллоу играет в серии по большей части функциональную роль — это своего рода мостик между первой трилогией о предательстве Хоруса и последующими книгами, где разгорится война между изменником и Императором. Поэтому «Полет» не так интересен, как предыдущие части цикла, но без него не удастся составить полное представление о самом грандиозном конфликте в истории Warhammer 40000.
(Мир фантастики)
Клайв Баркер «Книги крови V-VI. Дети Вавилона»

Оригинальное название: The Books of Blood * Фантастические ужасы * Вид книги: Авторская антология * Пер.: Н. Волкова, М. Краснова, А. Крышан, В. Шитиков * Издательства: Эксмо, Домино * Выход: 2008 * Серия: Клайв Баркер
На миру и смерть красна


У каждого мастера ужаса — своя манера пугать. Стивен Кинг подводит базу под распространенные фобии — такие, как страх перед авиаперелетами или писательская «боязнь чистого листа». Рэй Брэдбери вычленяет темную сторону детских забав и шалостей. Клайв Баркер зло попросту эстетизирует. Уже первый рассказ из сборника «Дети Вавилона» — «Запретное» — дает ключ к пониманию его творческого метода. То, что терзает нас и убивает, обязано быть противоестественным, чудовищным, отвратительным, поскольку обыденное зло обесценит принесенную жертву. Кого ужаснет или шокирует смерть неосторожного пешехода под колесами машины? А вот когда неуловимый инфернальный маньяк перерезает горло ребенку и выкалывает глаза старику... Или когда заключенного убивает его дед-висельник, вернувшийся из города мертвых («Во плоти»)... Или когда авантюристы из Европы истекают кровью из-за индейского проклятия («Они заплатили кровью»)...

В России есть замечательная поговорка, которую, похоже, взял на вооружение Баркер: «На миру и смерть красна». Джека Потрошителя, совершавшего свои преступления век назад, помнят до сих пор, как и убитых им женщин, — а многие ли знают имена скончавшихся соседей по подъезду? Есть в этом подходе что-то манерное, неестественное, извращенно-мазохистское. Не все ли равно человеку, испытывающему адские муки, кто его терзает — демон из преисподней или пьяный фельдшер, перепутавший рецепты? Но нет, Баркер непременно выведет на сцену зло адского масштаба, которое «бегает по Африке и кушает детей...».

Итог: несмотря на всю свою манерность, Баркер — автор весьма незаурядный. Его стиль отточен, как у модерниста прошлого века, фантазия богата и разнообразна, он бывает остроумен — особенно когда забывает о своем амплуа «хоррормейкера». Пожалуй, именно на эти его качества и следует обратить внимание в первую очередь: ведь беллетристов, сочиняющих ужастики, в фантастике пруд пруди, а Клайв Баркер — только один.
(Мир фантастики)
Антон Первушин «Небо Атлантиды»

Военная фантастика * Вид книги: Роман * Издательства: Крылов * Выход: апрель 2008 * Серия: Фантастическая авантюра * Цикл: Пираты XXI века * Номер в цикле: 4
Под крылом самолета о чем-то поет...


«Небо Атлантиды» — книга на любителя. Уточню: на большого любителя авиационных технотриллеров с элементами криптоистории и мистики. Итак, 2000 год. Группе русских пилотов, работающих на тайную организацию и уже знакомых читателю по другим романам серии, ставят задачу предотвратить покушение на Мэдлин Олбрайт, тайно летящую в Эстонию для получения легендарного Копья Лонгина, за которым охотились Россия и Америка в предыдущей книге. Не то чтобы эта задача была сильно по душе нашим героям, но гибель госсекретаря США, по расчетам террористов, способна спровоцировать полномасштабную войну между крупнейшими ядерными державами, что может обернуться гибелью современной цивилизации. Естественно, русские пилоты и их руководство не могут допустить такого развития ситуации.

Книга написана в духе сурового технотриллера. Автор делает особый упор на технические подробности и узкоспециальный жаргон. Далеко не каждый продерется сквозь трехэтажное нагромождение терминов вроде: «В самую первую очередь Громов запустил подъемно-маршевый двигатель Р-27В-300, на который, помимо всего прочего, была завязана основная гидравлическая система самолета», «Когда насос гидросистемы НП-27М вышел на рабочий режим, Громов инициировал блок гидроцилиндров, управляющих процессом складывания и раскладывания консолей крыла» — и так далее, и тому подобное, целыми главами.

Итог: новая книга Первушина адресована тому специфическому кругу читателей, который с восторгом воспринимает любые произведения «авиационной» тематики, ловит кайф от поминутных описаний воздушных боев и не боится технических деталей. Если же вас не слишком интересует, чем Як-38 отличается от Як-36 и где используется самолет с обратной стреловидностью крыла, возьмите лучше первушинских «Псов войны» — справочник авиалюбителя этот роман напоминает в куда меньшей степени.
(Мир фантастики)
Иванна Жарова «Изамбар. История прямодушного гения»

Философская притча, эзотерика * Вид книги: Роман * Издательства: Крылов * Выход: 2008 * Серия: Эзотерический роман
Тень Великого Инквизитора


Что есть истина? Этим вечным вопросом мировая литература озабочена уже не один век и даже не одно тысячелетие. Снова и снова сомневающиеся вопрошают о том у новоявленных пророков, желая познать непознаваемое, а заодно и проверить «мессий» на подлинность. И лишь истинные просветленные могут дать правильный ответ, удовлетворяющий любопытство нетвердых в вере. Но как понять, что перед тобой именно настоящий пророк, а не самозванец?

Иванна Жарова пробует сделать это, проверив гармонию алгеброй. С помощью математических выкладок, звучащих из уст главного героя — юного монаха, обладающего редким даром, — доказывается гармония Троицы. Кто же он, этот загадочный парень неизвестного рода-племени? Почему его дивный голос звучит слаще ангельского пения, а кроткий взор заставляет трепетать и закоренелую блудницу, и старого учителя, и даже сурового гонителя ведьм, епископа Доминика? Ангел ли он, спустившийся на землю, дабы спасти мятущиеся души, или лукавый соблазнитель, явившийся для искушения христиан? Автор так и не дает четкого ответа, предоставляя читателю возможность додумать (или просчитать?) самому.

Несмотря на то, что действие происходит в условном западном средневековье, в мире католическом, перед нами — очень русская книга. Русская по духу, по содержанию, по множеству аллюзий и реминисценций, понятных исключительно нашей аудитории. Начнем с того, что «Изамбар» — очередная (и, на наш взгляд, весьма удачная) вариация на тему «Легенды о Великом Инквизиторе» Достоевского. Кроме того, здесь присутствуют мотивы евангельской линии «Мастера и Маргариты»: о трусости властью облеченного, который вынужден затем всю жизнь расплачиваться за слабость и предательство. Готового вслед за жертвой пойти на заклание — и лишенного этого права...

Итог: редкий в современной русской литературе образец высокохудожественной эзотерики. Согретый подлинным чувством, с живыми и запоминающимися характерами и притом написанный слогом, близким к стихотворениям в прозе.
(Мир фантастики)
Кирилл Бенедиктов «Точка Лагранжа»

Научная фантастика, фэнтези * Вид книги: Авторский сборник * Издательства: Эксмо * Выход: март 2008 * Серия: Русская фантастика
Чудо-Тайна-Достоверность


Любите ли вы истории про далекие города и удивительные страны? Наверняка любите: экзотика — далеко не последняя составляющая, которая привлекает нас в фантастике. Это та самая «тайна», о которой упоминали Стругацкие в своей знаменитой триаде «Чудо-Тайна-Достоверность». Остров доктора Моро и Плато Мепл-Уайт, Пеллюсидар и Земля Санникова сами по себе интригуют не меньше, чем крутые виражи сюжета или отношения между героями. Бенедиктов — мастер по части достоверного описания таких вот экзотических уголков, что блестяще подтвердил в сборнике «Точка Лагранжа».

Костяк новой книги автора, чей роман «Война за «Асгард» несколько лет назад стал событием в отечественной НФ, составляют повести El Coranzon и «Коралловый остров». В первой из них Бенедиктов отправляет главного героя, капитана Анненкова, русского эмигранта первой волны и прирожденного солдата, в Латинскую Америку. Мировая и Гражданская войны позади, в родовом гнезде семьи де Легисимо его ждет непыльная работа с приличным окладом, милые креолки, хорошее вино... Но даже в этом раю (кстати, весьма реалистично показанном автором, которому самому довелось побывать в тех краях) капитану не суждено окончательно порвать с прошлым. Сюжет делает резкий, хотя и вполне ожидаемый поворот, и русский офицер оказывается в центре расследования преступлений, уходящих корнями в глубокую историю Латинской Америки. Увы, развязка не столь интересна, как чисто этнографические и путевые зарисовки, а также наблюдения за жителями поместья «Холодная гора». Зная интерес автора к латиноамериканской мистике, индейским проклятиям и зачарованным сокровищам, нетрудно было догадаться, чем тут все кончится.

Действие второй крупной повести разворачивается в наши дни, в краях не менее экзотических: на коралловом острове посреди Красного моря, куда приплывают на борту круизной яхты двое «новых русских» — один с женой, другой с подругой. И снова красочное описание надводного и подводного царств (герои повести, разумеется, дайверы — эта модная забава распространена среди преуспевающих бизнесменов не только в России) сменяется детективной интригой, а затем — кровавой развязкой с привлечением потусторонних сил в духе Лавкрафта. Ну, вы понимаете: когда владелец богатой фирмы, счастливый в браке, и его заместитель, вечно второй, тайно влюбленный в чужую супругу, оказываются на атолле, где обитает древнее морское божество, — добром это кончиться просто не может. В общем, с тайной и достоверностью у Бенедиктова все в порядке, а вот чудо опять подкачало.

Впрочем, рассказы Кирилла, включенные в эту подборку, искупают сей недостаток. В «малой форме» автор демонстрирует и богатое воображение, и сюжетную изобретательность на полную катушку. Первое место занимает, конечно, заглавная новелла, в 2007 году уже отмеченная «Филигранью» и премией имени Алексея Хомякова.

Постапокалиптическая история пришествия Нового Человека в мир, где порвались тонкие струны, нарушилась гармония между землей и небом, стоит иных романов. Жуткий мир тотального вырождения, переживший волну эпидемий, не так ужасен, как Земля, сожженная ядерной войной в рассказе Вячеслава Рыбакова «Зима», однако совершенно безнадежный, не оставляющий никаких надежд финал их объединяет. Впрочем, умением напугать читателя таланты Бенедиктова не исчерпываются. В «Рассказах из белого сундука» он, на зависть многим коллегам, показывает себя еще и умелым юмористом. В «древнегреческой» новелле «Кот Эдипа» автор обыгрывает мысленный эксперимент нобелевского лауреата, знаменитого физика-теоретика 20 века, в «Ассиметричном ответе» едко издевается над оборонной отраслью, а в «Птице цвета ультрамарин» высмеивает стремление человека к дармовой удаче.

Показательно, что часть рассказов сборника была написана специально для сетевого конкурса «Рваная грелка». Не зная заранее, смогли бы вы сказать, какие произведения были созданы за двадцать четыре часа, согласно регламенту классической «Грелки», а какие вынашивались долгими месяцами, если не годами? Ох, сомневаюсь... На мой взгляд, это несомненный признак литературного мастерства.

Итог: каждая новая книга Кирилла Бенедиктова неизбежно становится объектом пристального внимания отечественных любителей фантастики. К сожалению, со времен дебюта в 1990 году он написал сравнительно немного: три романа и два авторских сборника. Конечно, Бенедиктов сильнее порадовал бы своих поклонников новым произведением крупной формы, но на безрыбье и сборник сойдет — во всяком случае, теперь не придется выискивать повести и рассказы Бенедиктова по журналам и антологиям.
(Мир фантастики)
Приятного чтения;-))))
starTROLL
08.08.2008
Терри Пратчетта читал ))) прикольно пишет, так что можно скоро идти за новым произведением ))) читается все на самом деле на одном дыхании ))))) всем рекомендую, покрайне мере из прочитаного мною ранее не разочеровался ни в чем )
Viking 88
20.08.2008
Учтем хотя пока возможности вобще читать нет но я полностью доверяю TROLLю
Последние темы форумов