--}}

Грабеж и солидарность или особенности западного менталитета.

4
2
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
LuchS
11.04.2005
сперто с http://www.nnov.ru да простят мне авторские и прав :)

Постоянно можно видеть идейные заходы, мол, народ у нас
ленивый и завистливый. А если кто и поднялся над средним уровнем, так сразу
хватает таких самородков за задние ноги и стаскивает в болото безделья и
пьянства. Все эти бедные фермеры, у которых алкаши-односельчане жгут дома и
коровники, несчастные предприниматели, уставшие от саботажа,
безответственности и лени своих наемных работников, разочарованные
государственные деятели, не дождавшиеся горячего энтузиазма по поводу
проводимых либеральных реформ. Плюс многочисленные экскурсы в нашу историю:
раскулаченные пьяной голытьбой "справные хозяева", купцы и промышленники,
расстрелянная или эмигрировавшая интеллигенция. А еще раньше: подожженные
неблагодарным быдлом помещичьи усадьбы, пущенные на самокрутки уникальные
библиотеки, беккеровские рояли в крестьянских хлевах, и выколотые
серебряными вилками фамильных сервизов глаза породистых лошадей из
графских конюшен.

Не повезло, выходит российской элите с народом. Сущий кошмар, а не народ. А
вот на Западе! А вот в Европе! Там зависть к богатым исключительно здоровая
и только побуждает каждого проявить энергию и инициативу для достижения
подобных же высот. Все уважают священное право частной собственности, чтят
законы и деловую этику. Там никто не будет жечь фешенебельные особняки, и
кидать бомбы в шикарные кареты и лимузины. Совсем другой менталитет, иначе
говоря.

Все это мифы разумеется. Что касается "стаскивания за ноги", то на самом
деле индивидуумов игнорирующих солидарные стереотипы поведения не любят
нигде. Нарушающий корпоративную этику менеджер поимеет проблемы на любых
широтах, будь он хоть служащим американской корпорации, хоть советским
снабженцем. Штрейкбрехеру могут переломить руки ломом и в Чикаго и в
Джакарте. Застуканный на крысятничестве бандит получит пулю и в мафии и в
якудза и даже в солнцевской группировке. Проведенные в разных странах
социологические исследования однозначно говорят, что подавляющее
большинство людей склонно прилагать усилия по "наказанию" нарушителей
солидарных стереотипов поведения. Пусть и с возможными потерями для себя
лично, а некоторых случаях даже и с риском для жизни.

Другой вопрос, что набор этих самых солидарных стереотипов (императивов
справедливости) сильно отличается у разных этносов. У выстроенной на базе
протестантской этики западной цивилизации одни стереотипы, в конфуцианском
Китае вторые, а в России третьи. То есть реакция на нарушения стереотипов
весьма сходная, но вызывающие ее причины могут отличаться разительно. Какие
стереотипы правильнее? Критерий тут один: если этнос в течение длительного
(с исторической точки зрения) времени продолжает числиться в списке живых
и обеспечивает расширенное воспроизводство своих членов, то его понятия о
справедливости можно признать адекватными ситуации. И напротив, если у нас
в России население сокращается на миллион в год, а его профессиональные и
физические кондиции постоянно падают, то совершенно ясно, что заимствование
(пусть даже из лучших побуждений) чужих программных установок было
ошибочным решением. Тот факт, что где-то ТАМ они распрекрасно работали, не
имеет никакого значения. ЗДЕСЬ вам не ТАМ (с).

Сущность стереотипов справедливости во многом зависит от того, каким
образом конкретный этнос получает ресурсы на свою жизнедеятельность. От
кормящего ландшафта в терминологии Гумилева.

В той же Европе до момента, когда она повадилась получать ресурсы за счет
колониальных грабежей, пиратства и международной торговли, стереотипы
справедливости не слишком отличались от российских. И в крестьянской общине
и в жесткой цеховой системе очень ревниво следили за тем, чтобы кто не дай
бог не получил кусок больше прочих. Оно и понятно: если живешь за счет
собственных ограниченных ресурсов, то выделиться можно исключительно за
счет остальных. А этим остальным (которые и сами балансируют на грани
голода) такие вещи нравиться не могут. Это вопрос выживания.

Другое дело, когда ресурсы поступают извне. В этом случае ситуация меняется
кардинально.

К примеру: "смелый" конкистадор ограбил индейское государство, "удачливый"
пират взял на абордаж галеон с золотом, пройдошливый купец втюхал наивным
аборигенам стеклянные бусы за соболиные шкурки. Кому-то на их родине от
этого стало хуже? Напротив! Все довольны и получают возможность на этом
заработать - начиная от корабельных мастеров и кончая персоналом распивочных.
Так какой смысл ограничивать "предприимчивость" подобного рода? В этом и
причина появления так называемой протестантской этики. При условии наличия
стройной системы колониальных грабежей она вполне оправдана, ибо позволяет
не передраться при дележе награбленного и не поставить под угрозу
непрерывность процесса грабежа.

А вот при попытке переноса протестантской этики с ее "священным правом
частной собственности", "частным предпринимательством", "свободным рынком"
и прочими подобными заморочками на чужую почву сразу возникают проблемы.
Если нет возможности получать дополнительные ресурсы извне, то принявшие
"общечеловеческие" стереотипы справедливости элиты неизбежно принимаются
грабить собственные народы.

Вопрос: у России имеется отработанная система перекачки ресурсов извне и
многовековой опыт в создании механизмов такого рода?

Ответ: нет у нас ни соответствующего опыта, ни колониальной системы!
Страна всегда жила за счет собственных (весьма ограниченных) ресурсов.

Еще вопрос: тогда почему мы пытаемся заимствовать чуждые программные
установки, которые заведомо не будут у нас работать? Хотим поиметь
серьезные неприятности на свои головы? Так это запросто! При 100 миллионах
лишнего (экономически избыточного) в рамках "глобальной" рыночной экономики
населения неприятности возникнут автоматически.

Вывод: заимствовать чужие стереотипы справедливости следует с умом. А если
этого не делать, то серебряные вилки снова могут быть пущены в ход не по
назначению. А с учетом крайне малого поголовья лошадей пострадать может
наша "породистая" элита.

Андрей Ходов
http://www.nn.ru/community/gorod/main/?do=read&thread=131086&topic_id=2045261
Этот вопрос я поднимал на городском форуме.
Посмотри, как публика на это отреагировала.

А статья - правильная.
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов
Мобильный форум VoWiFi   -  Pyk 27.07.2024 в 16:05:37 11