--}}

Магия гномов (очень много букв)

литература
16
1
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
starTROLL
20.01.2010
Чудеса из подгорного царства
Магия гномов

Невысокий рост, широкие плечи, огромная борода, страсть к золоту и спиртным напиткам, упрямство, огромный топор или боевой молот — таков типичный набор признаков, по которым безошибочно распознается классический фэнтезийный гном (dwarf). Отважные воины и умелые кузнецы, эти завсегдатаи волшебных миров, на первый взгляд, не преуспели в магическом ремесле и совершенно не жалуют всяческих чародеев. Но у подгорного народа есть своя магия! Ведь именно они выковали добрую половину всех магических мечей, топоров, булав и колец самых известных фэнтези-вселенных, именно они владеют секретами магических рун, именно им подвластны тайны удивительно легких и прочных магических доспехов...

Представление о подгорном народе как о расе, абсолютно лишенной магических навыков, достаточно распространено. Но оно безосновательно, поскольку не дает полного представления о гномах, которые живут едва ли не в каждом втором фэнтезийном мире. Традиционно немногочисленные, неуживчивые и склочные гномы вряд ли сумели бы выжить в фэнтезийных мирах, со всех сторон окруженные врагами, для которых волшебство — вторая натура, если бы сами ничего не смыслили в чародействе.

Из легенд в эпос

Гномы в европейской мифологии — такие же магические существа, как эльфы или гоблины. Естественно, как и прочие волшебные существа, они не лишены сверхъестественных талантов.

Из ранней скандинавской мифологии известны двергары — мрачные, бледнолицые, боящиеся солнца и родственные духам природы бородатые создания, не уступавшие в росте человеку. Как и другие духи, двергары обладали магическими способностями; в первую очередь они проявлялись в кузнечном деле. Благодаря этому таланту двергары пользовались особым расположением богов и королей, для которых ковали волшебное оружие. Так, из их кузней вышли знаменитые молот Тора — Мьёлнир, копье Одина — Гунгнир и цепи, сковавшие волка Фенрира.
В то же время двергарам не была чужда и магия камня: одна из легенд повествует о том, как двергар обманул захмелевшего короля и навеки заточил того внутри скалы. Согласно скандинавским мифам, двергары были знакомы с тайным волшебным языком — это, наряду с не слишком дружелюбным характером и внешностью, роднит их не столько с «современными» гномами, сколько с темными эльфами. Лишь в более поздней мифологии двергары описываются как невысокие, малопривлекательные и даже уродливые создания, наделенные древней мудростью и невероятными способностями. А со временем гномы и вовсе превратились в наполовину комических персонажей, склонных к злым шуткам, хотя в целом и не враждебных по отношению к людям.

Как и эльфы, свой современный, ставший классическим облик гномы обрели с легкой руки автора «Властелина Колец». Гномы Средиземья были созданы из камня валаром Ауле, а жизнь в них вдохнул сам Эру Илуватар, и он же усыпил семь праотцов-гномов до тех пор, пока в Арду не пришли эльфы и люди.

Ауле создавал народ, который смог бы противостоять козням Моргота, и потому вложил в гномов упорство, силу, умение работать с камнем и металлами — но обделил их волшебными дарованиями. Даже знаменитые семь колец власти гномы выковали не сами! Их преподнес Саурон... хотя сами гномы предпочитают считать, что Дарину кольцо подарил эльф Келебримбор. Как бы то ни было, вопреки планам Темного властелина, кольца не превратили гномов в его рабов, а лишь развили их природную склонность к обогащению, что принесло подгорному народу немало бед.

Почти лишенные способностей к магии, бородатые карлики стали частыми гостями в магических мирах. Но «почти» в данном случае настолько расплывчато, что требует очень развернутой трактовки. Ею мы сейчас и займемся.

Восставший маг

В самое мрачное для гномов мира WarCraft время клан Темного железа возглавил маг-тэн Тауриссан. Его клан был изгнан из древнего государства гномов, но Тауриссан не смирился, объявил себя императором и поклялся отомстить. Самопровозглашенный император основал город, названный в его честь, и начал вместе со своей женой-колдуньей Модгуд готовить военную кампанию против собственных сородичей.

Тауриссан возглавил атаку на клан Бронзовой бороды, Модгуд же повела войска на цитадель Диких молотов, но клану Темного железа не хватило сил; обе армии были повержены, а Модгуд, несмотря на все свое темное могущество, погибла. Чувствуя, что победа невозможна, Тауриссан призвал Рагнароса, надеясь, что тот уничтожит его объединившихся врагов. Император переоценил свои силы и погиб, едва закончив заклинание, а Рагнарос вскоре подчинил себе весь его клан. Ныне кланом руководит сын Тауриссана и Модгуд, чародей Дагран.


Кузнецы Старого света

«Молот войны». Эта вселенная представляет собой квинтэссенцию классического фэнтезийного мира. Здесь если уж рыцари — так благородны до кончиков шпор, эльфы — непременно надменны и изящны, орки — многочисленны и совершенно неуправляемы... А гномы? Разумеется, гномы — отличные воители и технари, но в противовес тому — аховые кавалеристы и волшебники. Есть ли какие-то «но»? Конечно, есть! Давайте по порядку.

Из всех рас вселенной Warhammer гномы считаются самыми нечувствительными к магии. С одной стороны, заклинания даже лучших эльфийских или человеческих мастеров волшебства зачастую не оказывают на гномов никакого влияния, а с другой — и сами низкорослые бородачи не могут тепло встретить отряд противника даже самым примитивным «огненным шаром».
Впрочем, мир «Молота войны» настолько пронизан магией, что было бы крайне удивительно, не научись гномы использовать ее — пусть даже не напрямую. Сами гномы утверждают, что у них нет магов не из-за каких-то врожденных проблем, тут дело в принципе: они не хотят иметь дела с дикой магией, упорядочить которую им помогают руны. Одной из самых уважаемых каст в обществе гномов Старого света испокон веков остаются «кузнецы рун», хранящие секреты специфического гномского волшебства. Его секрет заключается в том, что с помощью особых рун магическая энергия заключается в какой-либо предмет, который таким образом наделяется теми или иными магическими свойствами.

Рунное оружие может пробивать доспехи противника, словно бумагу, повышать реакцию или силы подгорного воина, уничтожать магическое оружие врагов и прочее в том же духе. Кузнецы рун наносят свою тайнопись не только на топоры и молоты, но и на доспехи, талисманы, боевые стяги и даже артиллерию. Предмет, на который нанесены те или иные руны, по своим свойствам зачастую на порядок превосходит свой обычный аналог!

Гномы на протяжении сотен лет развивали искусство рунической магии и достигли в ней небывалых высот. Даже такие доки по части волшебства, как горделивые высшие эльфы, не считают зазорным использовать в бою оружие, выкованное именно гномами. Те, впрочем, не торопятся делиться произведениями оружейного искусства — каковым, без сомнения, можно назвать любое рунное оружие — с инородцами, пусть даже трижды союзниками.
В этом кроется большое преимущество гномов над другими расами мира «Молота войны»: если те ограничены в выборе магических предметов, то гномы могут без особых проблем создавать волшебные предметы, предназначенные для выполнения конкретных (чаще всего боевых) функций. Казалось бы, зачем такие сложности — пусть бы кузнецы рун разукрасили топоры и молоты бойцов всеми возможными рунами сразу, и армия гномов стала практически непобедима. Но на деле у любой магии — свои законы.

Во-первых, ни один предмет не может нести на себе более трех рун. Во-вторых, в одной армии не может быть двух воинов, на оружии которых выгравирован одинаковый набор рун. И во всей армии не может быть более одной руны власти — самой могущественной из тех, что придумали гномы.
Для создания волшебных предметов Кузнецы рун нуждаются в редком артефакте, именуемом «Наковальней судьбы». Он был создан в древние времена великим кузнецом Кургазом в сердце Громовой Горы. По преданию, злой дракон разрушил то поселение гномов и уничтожил величайших кузнецов рун, со смертью которых секрет создания «Наковален» оказался утерян. С тех пор отнюдь не склонные разбрасываться деньгами гномы ценят оставшиеся «Наковальни судьбы» гораздо дороже любых драгоценностей и золота.

«Наковальня судьбы» — не просто рабочее место кузнеца рун, а могущественное магическое оружие. Во времена, когда гномам грозят самые опасные враги, подгорные воители выносят древний артефакт на поле боя, доверив его самому опытному кузнецу рун. Тот ударом молота по древнему артефакту способен призывать на помощь армии гномов дикую мощь первоэлементов — огня, земли, воды или воздуха.

Хотя гномы традиционно считаются «светлой» расой, часть этого народа отвергла благородные пути предков и предалась силам Хаоса. Тот наделил некоторых новоприобретенных бородатых слуг несвойственными им талантами к волшебству. Но за невообразимое могущество гномы вынуждены платить дорогую цену — постепенно те, кто использует магию Хаоса, превращаются в каменные статуи. Зато они обладают уникальной способностью создавать магические механизмы, обладающие невероятной разрушительной силой. Всего несколько сотен гномов-изменников отважилось овладеть темным искусством; именно они и правят замкнутым и жестоким обществом гномов Хаоса.


Кузнечных дел мастер

Величайшим из ныне здравствующих кузнецов рун считается старый Торек Айронброу, который всю свою жизнь посвятил изучению рун и помнит еще тех, кто умел создавать «Наковальни судьбы». Сам Торек хранит одну из них и не раз использовал ее для того, чтобы защитить родной Карак Азгал и возглавить армию гномов. Он консервативен, требователен, любит повздыхать о прошлом и посетовать на нерадивую молодежь, но благодаря своим знаниям и способностям пользуется огромным уважением у всех гномов.

Подземелья и гномы

Англичане, придумавшие вселенную Warhammer, — не единственные из тех, кто, заимствуя расы из классических произведений, сумел создать на их основе весьма оригинальный народ со своим уникальным подходом к волшебству. Аналогичным достижением может похвастаться и компания Wizards of the Coast, которой принадлежат права на «Забытые королевства», еще один игровой мир, вобравший в себя максимально возможное число классических фэнтезийных архетипов.

На Фаэруне волшебником стать может даже гном, хотя случается такое нечасто. Связано это, прежде всего, с врожденной малой чувствительностью к магии. Но сложно — не значит невозможно, и потому в «Забытых королевствах» встречаются представители подгорного народа, умеющие колдовать.

Правда, в основном эти гномы — не маги в классическом понимании этого слова, а священники и паладины. То есть те, кто не напрямую взаимодействует с магической энергией, пронизывающей Фаэрун, а черпает силы у божества, которому поклоняется. Неудивительно, что гномы привыкли смотреть на своих сородичей, управляющих невидимыми силами, как на мудрых избранников богов. В то же время к гномам, имеющим дело с высшими силами, относятся хоть и с уважением, но без особого пиетета. Дело тут в прагматичном подходе гномов к магии: они воспринимают ее как любое другое ремесло или искусство, которое может приносить пользу. Поэтому и применение магии гномы находят обычно чисто практическое: с ее помощью ищут рудоносные жилы, обустраивают свои подземные жилища и создают волшебные предметы; и, конечно, защищаются от врагов.

Немногие гномы от рождения наделены магическими талантами или посвящают годы упорного труда их развитию, но такие все-таки находятся. Зачастую они становятся великолепными кузнецами и архитекторами.

Как и собратья из мира «Молота войны», гномы Фаэруна считаются мастерами рунической магии. Но в «Забытых королевствах» она работает по совершенно иному принципу. Гном-чародей, изучавший искусство магической тайнописи, может нанести в виде руны любое известное ему заклинание на всякий подручный предмет. Стоит кому-нибудь, кроме автора руны, коснуться предмета (сам маг может активировать волшебный предмет в любой момент), как заклинание срабатывает. Таким образом, даже простой камень за считанные минуты можно превратить как в целебный амулет, так и в грозное магическое оружие. На обычные топоры или мечи руны не накладывают — их эффект временный, и проявлялся бы при любом соприкосновении с живым существом.

Для большинства людей или эльфов все гномы одинаковы: борода да топор. Однако сведущие люди знают, что Фаэрун населяет с полдюжины гномских народов, и каждый из них по-своему относится к волшебству. В северной части континента наиболее распространены щитовые гномы — именно среди них наиболее развита боевая магия, основанная как на божественных дарах, так и на способностях самих гномов. Их южные сородичи — золотые гномы — добились высочайшего уровня развития всех (в том числе и магических!) ремесел. А мрачные трудоголики серые гномы, также известные как дергары, преуспели в создании мощнейших магических предметов.

Оружейник номер один

Немало великих гномов вписали свои имена в историю Средиземья, но мало кто помнит Телхара, кузнеца из Ногрода. А ведь именно он выковал Нарсил — легендарный меч, которым Исилдур срубил Кольцо Всевластья с пальца Саурона. Впоследствии из обломков Нарсила сковали меч Арагорна. Другое знаменитое творение Телхара — кинжал Ангрист, с его помощью Берен избавил корону Моргота от волшебного Сильмарилла. Телхар же изготовил Драконий шлем Дор-Ломина, принадлежавший сначала правителям гномов, затем эльфу Фингону, который преподнес шлем в подарок своему другу из народа людей Хадору. Шлем передавался в роду от отца к сыну, пока не достался Турину, после смерти которого артефакт оказался безвозвратно утерян.

Подгорные сюрпризы

В русскоязычном фэнтези, как и в западном, гномы — частые гости. Обычно отечественные авторы даже не пытаются кардинально пересмотреть в своих произведениях образ этой расы. Даже такой мэтр, как Ник Перумов, не раз создававший совершенно необычные расы, предпочитает не изобретать велосипед, когда ведет речь о гномах.
В Мельине гномы вовсе не могут похвастаться магической традицией — очевидно, волшебники гномов оказались слабее своих человеческих коллег из Радуги, и были последними нещадно истреблены.
Более радужно обстоят дела в Эвиале, хотя за границами подгорных царств о волшебниках из народа гномов почти никто не знает. Гномы не обучаются в прославленной Ордосской Академии или при Магическом Дворе, их волшебники редко покидают подгорные владения своего народа и бережно хранят накопленные веками знания. Как и их коллеги из других миров, эвиальские гномы исповедуют утилитарный подход к волшебству, используя его, прежде всего, для создания уникального оружия и обороны собственных владений.

Но появление в Эвиале Фесса всё изменило; и вот уже волшебница из гномьего рода по имени Эйтери вынуждена покинуть родные пещеры, чтобы вытащить нерадивого некроманта с эшафота Инквизиции. При этом гнома продемонстрировала, что ее главный козырь — алхимия. С помощью самых разнообразных магических эликсиров, эффект которых заставил бы позеленеть от зависти многих магов-людей, гнома сумела спасти Фесса от верной гибели. Склянки с необычными субстанциями действовали не хуже самых разрушительных заклинаний человеческих магов. Приготовив заранее магические эликсиры, в бою Эйтери не колдовала, а лишь разбрызгивала смертоносные жидкости. Помимо этого, гнома проявила недюжинные способности к прорицанию, а среди собственной расы она считалась искусной целительницей.
Впрочем, Эйтери — лишь малое дитя в сравнении с гномом Арбазом, одним из лучших подмастерьев бога Хедина, превосходящим по силе даже горделивых эльфов. Магия Арбаза и сотни гномов-магов, набранной им в тысяче миров, основана на уникальном сплаве волшебства и техники. В бой гномы бросались, вооруженные бомбардами, которые были заряжены невероятными по мощи алхимическими субстанциями: те выжигали солдат противника сотнями. В таком стиле боя отражается вся суть гномов. В отличие от тех же эльфов или людей, подгорные бородачи предпочитают основательно и загодя готовиться к баталиям, чтобы затем побеждать, не прикладывая излишних усилий. Недаром сам Хедин считал прагматичный «полк» гномов своим стратегическим резервом!

В серии пошаговых стратегий Heroes of Might and Magic гномы долгое время оставались всего лишь одним из многочисленных видов отрядов, доступных для найма, и сами по себе не играли значимой роли. Так было до выхода в свет дополнения к пятой части игры под названием «Владыки севера», в котором гномы стали полноценной игровой расой.
Вопреки всем традициям, герои гномов на магическом поприще проявляют себя даже лучше, чем в военном деле. Помимо классической магии, во «Владыках севера» герои гномов, обучившись знанию рун в специальном здании Школы, овладеют уже упомянутой нами рунной магией. В отличие от обычного волшебства, рунная магия требует затрат ресурсов, а не маны, и применяется в бою отрядами, а не героем. Эффект — потрясающий! Отряды начинают перемещаться в два раза быстрее, получают иммунитет к магии противника, увеличивают свою силу и защиту; есть и такой эффект, как воскрешение погибших воинов. Помимо этого, два отряда гномов — жрецы и ярлы — владеют собственной магией. Первые балуются магией огня, а вторые умеют телепортироваться и наносят врагам урон не только оружием, но и волшебной молнией.

Всего этого более чем достаточно, чтобы признать подгорных карликов из Heroes of Might and Magic 5 самыми продвинутыми гномами в деле освоения магического искусства.

Гномы из мира WarCraft по собственной воле отказались от использования магии. Во время «Войны трех молотов» мятежный клан Темного железа возглавляли чародеи, которые, чувствуя, что проигрывают войну, призвали себе на помощь древнего Повелителя Огня Рагнароса. Тот едва не уничтожил весь народ гномов. Клан Темного железа до сих пор служит могучему Повелителю и практикует разрушительную магию огня. Но остальные гномы отказались от нее, и если уж решаются связать свою жизнь с высшими силами, то отдают предпочтение созидательному божественному чародейству и становятся священниками или паладинами. Также гномы Азерота известны редким умением приручать магических существ — таких как грифоны.

Против бога

Однажды богу огня Локи срочно понадобилась наличность; а где же взять ее, как не у гномов? Их повелитель Андвари как раз недавно выковал «неразменное» магическое золотое кольцо, которое умело... «размножаться». После чего — от греха подальше — спрятал сокровище, да и сам схоронился в облике магического зверя на дне озера. С помощью золотой сети, позаимствованной у морской богини, Локи изловил гнома и заставил того отдать богу все свои сокровища, в том числе и кольцо, которое помогало стремительно обогатиться своему владельцу. Андвари был настолько взбешен, что проклял кольцо: отныне каждого, кто к нему прикасался, ждала скорая и страшная смерть. Локи, посмеиваясь, расплатился кольцом с долгами. Наверняка он уже догадывался, сколько доблестных воинов погибнет из-за магической безделушки.

Магический алфавит

Рунами называется семейство древних алфавитов, которые были распространены преимущественно на севере Европы, особенно в Скандинавии. Отличительной особенностью рунных записей было то, что знаки вырезались на твердых поверхностях — в основном на камне и дереве. Постепенно руны распространились настолько, что с их помощью даже записывали Библию. С распространением латиницы неудобные в плане записи и трактовки рунные алфавиты стали умирать.

Древние скандинавы верили, что знание рун открылось Одину, когда тот висел на Мировом Древе. Согласно одной из песен «Старшей Эдды», валькирия Сигрдрива научила Сигурда магии рун, и он стал выходить победителем из самых сложных поединков. Веря, что в рунах действительно таится магия, многие северные народы наносили их на оружие, чтобы оно лучше служило в бою, на корабли, чтобы они могли пережить самые лютые шторма, на кубки, чтобы избежать отравления... Вот только неправильно нанесенные руны могли привести к совершенно противоположному эффекту.

Вторую жизнь рунной магии обеспечил в девятнадцатом веке немецкий поэт и эзотерик Гвидо фон Лист. Он начал исследовать древний германский алфавит, был убежден в его сверхъестественном происхождении и ввел на руны моду. Вера в магические свойства рун сохраняется и в наши дни — с их помощью гадают, их наносят на различные талисманы и обереги.

* * *

В современном фэнтези гномы обычно значительно уступают в традиционной магии остальным расам, но враждовать с ними подгорным жителям приходится нередко. И потому бородатым карликам приходится изыскивать весьма оригинальные способы колдовства. Все это вместе с прагматичностью и изобретательностью гномов привело к тому, что на свет появилось немало оригинальных магических систем. Именно поэтому в большинстве фэнтезийных миров гномы — как и их предки из мифов древности — слывут лучшими создателями магических предметов. Подгорные жители обычно не отличаются агрессивностью, но каждому, кто надумает с мечом прийти в их царства, следует помнить: на службе гномов — не только топоры и молоты, но и древнее, могучее подгорное волшебство.

(с) www.mirf.ru
Последние темы форумов