--}}

«ЖКХ-контроль» по-нижегородски

653
1
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
avt-nat
12.02.2014
Интервью Александра Анатольевича Беспалова, председателя Ассоциации ТСЖ и ЖСК Канавинского района

Сфера ЖКХ в России нуждается в реорганизации. Об этом давно говорят не только обычные граждане, но и чиновники. В 2014 году в России будет введен федеральный закон, предусматривающий расширение полномочий субъектов общественных и гражданских инициатив в сфере защиты прав потребителей услуг ЖКХ. В рамках данного закона во всех субъекта РФ появятся Центры общественного контроля. Председатель комиссии по жилищно-коммунальной политике Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева считает, что создание Центров, в которых граждан будут обучать правовой грамотности, а также объяснять, каким образом нужно отстаивать свои права, поможет улучшить ситуацию в сфере ЖКХ.

В Нижнем Новгороде в Канавинском районе параллельно с законодательными инициативами депутатов Госдумы стала развиваться Региональная сеть общественного контроля в сфере ЖКХ. За 2012 год была сформирована модель работы с ТСЖ, которая стала применяться и в других районах города. О самой модели, а также о том, чем она отличается от предложенных депутатами Центров общественного контроля, рассказывает председатель правления Ассоциации ТСЖ и ЖСК Канавинского района, исполнительный директор проекта «Нижегородская региональная сеть общественного контроля в сфере ЖКХ» Александр Беспалов.

Чем отличается центр общественного контроля (ЦОК) от региональной сети?

На наш взгляд, Центр общественного контроля, находящийся на территории области, один не сможет справиться со всеми существующими проблемы ЖКХ. Именно поэтому параллельно развитию ЦОКов мы стали создавать региональную сеть общественного контроля. Познакомившись с членом Общественной палаты РФ Светланой Разворотневой, мы убедили ее, что нужно развивать сетевую организацию общественных контроллеров. Принцип сетевого построения заключается в том, что отдельные пункты общественного контроля находятся в каждом районе Нижнего Новгорода и области. Такую сетевую модель нам удалось отработать на примере структуры Ассоциации ТСЖ и ЖСК, которая в настоящий момент активно развивается по городу. В будущем году мы планируем выйти за пределы Нижнего Новгорода.

Каким образом работает Ассоциация ТСЖ и ЖСК?

Ассоциация выступает координационным центром для председателей товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов. Как известно, с 2010 года ТСЖ и ЖСК являются исполнителями коммунальных услуг: если раньше это было сообщество жителей, объединившихся, чтобы иметь собственный расчетный счет и обслуживать свое домовое имущество, то теперь ТСЖ и ЖСК фактически по функционалу приравняли к домоуправляющим компаниям.

Однако стоит понимать, что внутри ТСЖ не могут быть созданы:

— юридический отдел;
— отдел по связям с общественностью;
— расчетно-сметный отдел;
— планово-экономический отдел и т. д.

Таким образом, в Канавинском районе заработала Ассоциация ТСЖ и ЖСК, которая взяла на себя создание всех этих отделов. Практика показала, что для собственников квартир это совсем недорого: членский взнос в Ассоциации составляет в месяц 25 копеек с квадратного метра жилой площади. С дома получается «копеечная» сумма — от 400 до 1500 рублей, но если сложить денежные средства со всех домов (в Канавинском районе 110 МКД), то получится сумма, позволяющая создать нормальный функционал. Конечно, сейчас не все ТСЖ являются членами нашей Ассоциации, но мы надеемся, что через год-другой, в Ассоциации будут состоять все ТСЖ Канавинского района.

Для чего нужна Ассоциация ТСЖ и ЖКС?

Председателям это необходимо потому, что Ассоциация находится в постоянном контакте с администрацией района. А это значит, что мы владеем полной и достоверной информацией, которая «приходит» из города, области и федерации.
Кроме того, районная администрация физически не может решить все проблемы всех ТСЖ. То же самое происходит в жилищном фонде, которым заведуют домоуправляющие компании — ДУКи не могут донести информацию до каждого пожаловавшегося жителя, нет обратной связи. Таким образом рождаются недовольство и конфликтная ситуация, которых можно было избежать, если работа была бы налажена иначе.

Сейчас мы взаимодействуем с председателями советов МКД, собираем семинары, круглые столы, на которых учим их тому, что знаем сами. Мы объясняем им, что ЖКХ — крупная система, связанная не только с ДУКами и ТСЖ, но и со многими другими организациями.

Сейчас Ассоциация ТСЖ и ЖСК работает только в Канавинском районе?

Работа Ассоциации формировалась в течение 2012 года в Канавинском районе. Когда в 2013 году модель была полностью отработана, мы стали тиражировать ее в другие районы города.

В настоящее время Ассоциации ТСЖ и ЖСК созданы во всех районах Нижнего Новгорода, кроме Автозаводского и Сормовского. В будущем году мы планируем открыть их в этих районах, а также в таких городах области, как Кстово, Дзержинск, Арзамас и Балахна.

Почему сфера ЖКХ нуждается в общественном контроле?

Чаще всего проблемы жителей связаны с завышенными тарифами ресурсоснабжающих организаций. Важно понимать, что РСО берут деньги с жителей не для удовлетворения своих личных нужд. Муниципальные сети, находятся в плачевном состоянии. Деньги, которые платят жители, как вода, утекают на ремонт этих сетей, причем не на капитальный ремонт, а на текущий.

Известно, что в период 1991—2001 гг. жилищный фонд вообще не ремонтировался и со временем постарел. Точный размер ежемесячного взноса за капремонт в нашем регионе еще не установлен, говорят о том, что он будет в районе 6–7 рублей за квадратный метр жилплощади. По данным департамента жилья, чтобы отремонтировать весь жилищный фонд в Нижнем Новгороде, необходимо «брать» с квадратного метра 20–40 рублей.

Эти два примера очень показательны для того, чтобы представить всю сегодняшнюю сферу ЖКХ. Эта система засасывает деньги, потому что она прошла точку невозврата, после которой фонд просто рушится. Чтобы решить накопившиеся за десятилетия проблемы, нужна система общественного контроля.

На ваш взгляд, нуждаются ли в контроле сами жители многоквартирных домов?

Мы настолько привыкли, что все бремя содержания общего имущество должно нести государство, что у нас общественное означает ничье. В любой другой стране мира общественное — это имущество каждого жителя. Я считаю, что граждан тоже надо контролировать, прививать им навыки и знания, необходимые для проживания в многоквартирном доме. Например, о правилах пожарной безопасности знают все, существуют стенды, на которых написано, что нужно делать в том или ином случае. А почему у нас нет правил проживания в доме? Что нельзя поджигать кнопки в подъездах, нельзя рисовать на стенах, отряхивать ботинки, подойдя к лифту на первом этаже, потому что там живут люди, которым это неприятно…

Если человек знает правила, ему легче либо следовать, либо противостоять им. Каждый должен знать, что за несоблюдения правил он понесет ответственность.

В России вышел новый закон о капремонте многоквартирных домов. Как вы считаете, как поступить собственникам квартир — отдать деньги региональному оператору или организовать спецсчет?

Новый закон создан был для того, чтобы деньги жителей не пропали, а действительно пошли на капитальный ремонт конкретных домов. Каждый собственник многоквартирного дома имеет право выбора: либо он отдает деньги на капремонт региональному оператору, либо создает своей спецсчет. В основном все товарищества собственников жилья пошли в направлении создания своего счета. Мы рекомендуем следующее: если дому более 25 лет и в нем менее ста квартир, собственникам лучше обратиться к региональному оператору, потому что жители таких домов никогда не справятся самостоятельно с их капремонтом; если дому менее 25 лет, можно смело создавать свой спецсчет. Мы полагаем, что федеральные деньги придут не только региональному оператору, но и на специальные счета, просто это произойдет чуть позже.

ссылка на статью www.gipernn.ru/gost-portala/zhkh-kontrol-po-nizhegorodski
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов