--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Мистерия на коленке. Чехов, Чайка

Мистика и Философия
711
8
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
vasya-basya
04.05.2021
Про театры мистерий неплохо написано в Розе Мира Даниила Андреева. И про оборудование сказано неплохо: лазеры, голограммы и прочее высокотехнологичное нечто.
нажмите, чтобы увидеть спрятанный текст
...мистериал, театр мистерий. В крупных верградах их будет, вероятно, два: драматический и музыкальный.
Генетически идея мистериала ведёт своё начало из глубокой древности: вспомним мистерии Элевзина, католические действа средневековья и, как уцелевший до нашего времени их рудимент - мистерии Страстной недели в баварском городке Обераммергау. Другие мистериальные традиции живы до сих пор в Индии, Индонезии и странах Индомалайской метакультуры. Но, не сравнимые с религиозным примитивом Средних веков, идейное богатство и глубина нового религиозного сознания вызовут к жизни такие сценические действа, которые окажутся отстоящими от старых мистерий так же далеко, как наши представления о космосе от системы Птолемея. Оборудование механизмами, о каких даже в начале нашего века никто не посмел бы мечтать, позволит воплощать литературные и музыкальные тексты многопланового содержания, мистериально отображать события, совершающиеся или совершавшиеся в иных мирах Шаданакара. Репертуар мистериалов сформируется постепенно, когда жанр мистерии нового типа, получив широкое распространение, вызовет появление монументальных драматических эпопей этого рода. Но из ресурсов мировой поэзии и музыкальной драмы уже и теперь могли бы быть привлечены к постановке в мистериалах немало первоклассных произведений. Трагедии Эсхила, "Фауст", "Орфей", драмы Калидасы и Тагора, "Пер Гюнт", "Лоэнгрин", "Парсифаль", "Сказание о граде Китеже" - все эти шедевры могут и должны быть, наконец, философски и сценически трактованы как мистерии. Уже даже теперь театральная техника была бы в состоянии заменить наивную бутафорскую сказочность старых постановок тонким, мистически убедительным отображением многослойных реальностей мира. Вырисовываются перспективы такого технического могущества, когда иерархии смогут быть сценически отображены не в сниженном, уплощённом, убого-очеловеченном виде, но в гигантских обликах, туманных или светящихся, проносящихся, как веяние ветра, или вздымающихся, как огненные смерчи. Обогащение технического оснащения кинематографическими средствами раздвинет пространство сцены и позволит расслоить его на любое число планов, таким образом отражая параллелизм событий и процессов, в них совершающихся. это обеспечит появление таких постановок, относительно художественного великолепия и философской глубины которых нам составить себе представление нельзя.
Но к постановкам театральным исполнение подобных мистерий не может быть приравнено: мистерия стоит на полдороге от театра к культу, и многие стороны роднят с богослужением. Поэтому образование коллектива исполнителей и постановщиков мистериала ни в коем случае не должно преемственно связываться с такими формированиями, как театральная труппа. Этические нормы, прилагаемые к коллективу мистериала, атмосфера и обычаи, в царящие, религиозное горение, без которого он теряет свой смысл, - это не прилагалось и не может прилагаться к артистам театра. Артисты мистериала образуют коллектив, имеющий черты сходства отнюдь не с труппой, а с антиподом: с монастырём. Совместное обитание подле мистериала, подчинённость повседневной жизни смыслу мистерий, внутренняя работа над собой, изгнание из личных отношений всяких признаков враждебности, зависти, соперничества и т. п. - разве такие установки могут возбудить у артистов театра иное отношение, кроме огульного отрицания всякой возможности воплотить эти принципы в жизнь? - Однако, напрасно искать между коллективом мистериала и монастырём слишком много общих черт: "единица" такого коллектива заключается не в одиноком бессемейном иноке, но именно в семье каждого члена; безбрачие никому, разумеется, не может быть вменено в обязанность. Не нужна, даже недопустима и та степень изолированности от мира, какая отличает монастырь: артист мистериала не отрезает себя от жизни, он находится одновременно в ней и над ней; задача - в отыскании таких внешних форм существования, которые выражали бы это внутреннее положение и способствовали бы ему.

У Антона Павловича высокотехнологичных механизмов под рукой не было, приходилось пользоваться силами природы, типа, красно-супер-лунием. Замечу, к слову, из четырёх киноэкранизаций Чайки ни один не показал пьесу в пьесе как нужно, как написано.
нажмите, чтобы увидеть спрятанный текст
А.П.Чехов. ЧАЙКА. КОМЕДИЯ В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ (фрагмент)

Треплев (окидывая взглядом эстраду). Вот тебе и театр. Занавес, потом первая кулиса, потом вторая и дальше пустое пространство. Декораций никаких. Открывается вид прямо на озеро и на горизонт. Поднимем занавес ровно в половине девятого, когда взойдет луна.
...Если Заречная опоздает, то, конечно, пропадет весь эффект.

Нина. Весь день я беспокоилась, мне было так страшно! Я боялась, что отец не пустит меня... Но он сейчас уехал с мачехой. Красное небо, уже начинает восходить луна, и я гнала лошадь, гнала...

Треплев ...Я начинаю. (Стучит палочкой и говорит громко.) О вы, почтенные старые тени, которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас, и пусть нам приснится то, что будет через двести тысяч лет!
Сорин. Через двести тысяч лет ничего не будет.
Треплев. Так вот пусть изобразят нам это ничего.

Поднимается занавес; открывается вид на озеро; луна над горизонтом, отражение ее в воде; на большом камне сидит Нина Заречная, вся в белом.
Нина. Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом,— словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли... Уже тысячи веков, как земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь. На лугу уже не просыпаются с криком журавли, и майских жуков не бывает слышно в липовых рощах. Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно.
Пауза.
Тела живых существ исчезли в прахе, и вечная материя обратила их в камни, в воду, в облака, а души их всех слились в одну. Общая мировая душа — это я... я... Во мне душа и Александра Великого, и Цезаря, и Шекспира, и Наполеона, и последней пиявки. Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню все, все, все, и каждую жизнь в себе самой я переживаю вновь.
Показываются болотные огни.

Нина. Я одинока. Раз в сто лет я открываю уста, чтобы говорить, и мой голос звучит в этой пустоте уныло, и никто не слышит... И вы, бледные огни, не слышите меня... Под утро вас рождает гнилое болото, и вы блуждаете до зари, но без мысли, без воли, без трепетания жизни. Боясь, чтобы в вас не возникла жизнь, отец вечной материи, дьявол, каждое мгновение в вас, как в камнях и в воде, производит обмен атомов, и вы меняетесь непрерывно. Во вселенной остается постоянным и неизменным один лишь дух.
Пауза.
Как пленник, брошенный в пустой глубокий колодец, я не знаю, где я и что меня ждет. От меня не скрыто лишь, что в упорной, жестокой борьбе с дьяволом, началом материальных сил, мне суждено победить, и после того материя и дух сольются в гармонии прекрасной и наступит царство мировой воли. Но это будет лишь, когда мало-помалу, через длинный, длинный ряд тысячелетий, и луна, и светлый Сириус, и земля обратятся в пыль... А до тех пор ужас, ужас...
Пауза; на фоне озера показываются две красных точки.
Вот приближается мой могучий противник, дьявол. Я вижу его страшные багровые глаза...
ilibrary.ru/text/971/p.1/index.html

И только один неизвестный мне театральный режиссёр рассказал про смысл пьесы Треплева в пьесе Чайка (одно и то же интересное выступление, но снятое в двух ракурсах и с разным качеством изображения и звука):
нажмите, чтобы увидеть спрятанный текст

chehov-lit.ru/chehov/kritika/borisova-chehov-i-sovremennaya-misteriya.htm
"Монолог мировой души в "Чайке" превращает в комедии все остальные драмы Чехова, на чём настаивал сам Чехов: герои этих драм живут мечтой о будущем, а в будущем только одинокая мировая душа на земле, где не осталось ничего живого." В.Б.Микушевич
Луна - крайне годный персонаж и фон для мистерий. Выглядит порой необъяснимо жутко.
нажмите, чтобы увидеть спрятанный текст
Если бы Нина Заречная хотя бы в одном из фильмов изобразила Мировую душу на фоне восходящей огромной красной луны и кровавой лунной дорожки на озере, то психологически понятны были бы ироничные реплики Аркадиной - чтобы иронией снять надвигающийся ужас.
Кстати, говорят, что съёмки огромной луны подлинные, а не фотошопные.
нажмите, чтобы увидеть спрятанный текст
Луна, луна. (с)
Луна великолепна, спасибо за все фотки)))
А что до Чехова и Мировой Души, хмм... С одной стороны, он безошибочно различал и ценил прекрасное. Опять же, афоризм из него: "Человек должен быть или верующим, или ищущим веры. Иначе он пустой человек". С другой стороны, в нём было много чисто профессионального здравого смысла и скепсиса, который у врачей часто выглядит как цинизм. А с третьей стороны, не будем забывать, что на грани XIX-ХХ в. мистицизм был в жуткой (ха-ха)) моде. В результате, у человека, которому, как Чехову, претит любая стадность, все эти одухотворённые мистические творцы наподобие Треплева, экзальтированные как Марс в Козероге, просто отбивают желание садиться с ними в одну лодку ради познавательного заплыва в таинственную даль с блекджеком эээ... с Логосом и Эонами))
SphinX писал(а)
Чехову претит любая стадность

представьте себе ответственного инфекциониста, больного неизлечимой заразой, в случае Чехова - чахоткой
он бы и мечтал вращаться в больших компаниях и коллективах, но не судьба, поэтому внешне "ненавидит стадность", а в творчестве отражает невыносимое одиночество

SphinX писал(а)
одухотворённые мистические творцы наподобие Треплева, экзальтированные как Марс в Козероге, просто отбивают желание садиться с ними в одну лодку

не факт, хотя надо бы пролистать чеховские письма
говорят, что Чехов весьма интересовался Метерлинком и Белым, просто Чехов не растекался белкой по их образному древу, а аккумулировал и конкретизировал их мистические поиски прямо в лоб - в образе Мировой души
типа Солярис :)

и потом не забывайте, что по тем достижениям медицины Чехов был смертельно, неизлечимо болен, потому вполне естественно интересовался тем, что его ждёт за гробом
и, возможно, создал себе некоторое утешение в сценке с Мировой душой
нечто вроде "всё пустяки по сравнению с мировой революцией" :)

что до новых форм в искусстве, так Треплеву-Чехову они вполне удались на тот исторический момент (я ниже напишу про формы театра)
Но даже самый искренний "театр для себя" - вряд ли тот образ жизни, который удовлетворил бы Чехова.

Однажды, правда, он "подарил" А. С. Суворину утопическую идею театра будущего, и тот развил ее в одноименной статье, изобразив нечто среднее между парижским ипподромом и римским Колизеем. В отличие от ивановского амфитеатра - места проведения мистерий, чеховско-суворинский предназначен для цирковых представлений, феерий, массовых этнографических действ. "Такой театр создаст свою драму, свою комедию, свою оперу или, вернее, он соединит на сцене все эти элементы драматического искусства..." (ЧП, IV, 478). Но, хотя Чехов и заразил Суворина мечтой о синкретизме, сам он относился к ней с большой долей сомнения: "... ипподром и в самом деле прелесть, и Колизей отличная штука. Но мы с Вами не доживем до них, ибо уже пережили" (ЧП, IV, 237).

chehov-lit.ru/chehov/kritika/borisova-chehov-i-sovremennaya-misteriya.htm

С другой стороны, треплевская идея сценически обыграть восход красной Луны - эта идея может быть расширена до идеи экстремального театра, включающего в свои постановки как фон и как дополнительных персонажей мощные явления природы, скажем, грозы, солнечные затмения, торнадо, цунами, северное сияние (я представила себе костюмчики белых медведей с прорезанными лицами), извержения вулканов, густой туман, облачность на горных шпилях и прочее, чего я сейчас не упомню :)

Киношники немного используют природные эффекты, но чаще их симулируют или фотошопят. Не знаю, как снимали землетрясение в оригинальном фильме "Экипаж" (1979). Припоминаю природный феномен горной облачности "Змея Малои" в фильме Зильс-Мария (2014). Но не припомню, чтобы кто-нибудь планировал на дату солнечного затмения театрализованное представление на фоне затмения.
Добрый день! Напоминаю, что Рождественская группа начнется сегодня в
19.00 на Бекетова 26
t.me/psyabuse/2787
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов