--}}

Можно ли теперь присутствовать на Божественной Литургии?

Вопрос Священнику
114
16
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
kokon
04.02.2011
Сегодня разрешили поминать самоубийц, что противоречит 14 правилу Тимофея Александрийского и Номоканону, правилу 178:
Вот определения Святой Церкви о самоубийцах: “О таковом не подобает быти приношение”, т.е. не должно быть бескровной жертвы, ни поминовения, говорится в правилах церковных (Тимофея Александрийского Правило 14). Если его родственники и будут уверять священника, что он поднял руки в сумасшествии, священник “должен со всяким тщанием испытывати” - справедливо ли это уверение. Иначе священник сам “подпадает осуждению” (то же Правило).

Номоканон, Пр. 178: “Аще убиет сам себе человек, ни поют над ним (значит: не совершают чин погребения), ниже поминают его”. Да и одно то обстоятельство, что он перешел в загробную жизнь без примирения с Церковью, что умер не исповедавшись и не причастившись Св. Таин Христовых, уже составляет достаточное основание для того, чтобы отказать ему в отпевании и поминовении; потому что по 13 правилу I Вселенского собора каждый пред смертью своею должен быть напутствуем исповедью и Св. Причащением. Самоубийца же остается без напутствования этими Таинствами не по каким-либо посторонним причинам, а по своему произволению.
__________________
Т.е. священник во время приготовления Святых Таинств - будет вынимать частицу за самоубийц (если за таковых подадут записку). Т.е. в этом грехе, будут участвовать все, и священник, и сослужащие, и прихожане.
sintaxix
04.02.2011
Мда, надо послушать, что отцы наши думают по этому поводу.
"Сегодня разрешили поминать самоубийц" - кто кому разрешил? Дать разрешение на заочное отпевание самоубийцы может только правящий архиерей. При условии, что родственники докажут его невменяемость. Современные правила даже жестче чем в Номоканоне, там священнику вменялось в обязанность проводить дознание, сейчас он этого права не имеет, только архиерей.
kokon
05.02.2011
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предлагает ввести единую практику молитвенного поминовения самоубийц. Сейчас во многих епархиях родным самоубийц отказывают в поминовении, не принимая во внимание никакие обстоятельства смерти.
На открывшемся в среду в Москве Архиерейском соборе святейший признал, что во многих епархиях люди обращаются к священнослужителям с просьбой помолиться об их близких, которые покончили с собой. "В Москве был выработан особый чин молитвы о самоубийцах", – сказал предстоятель РПЦ, и поручил богослужебной комиссии его изучить.
Патриарх объяснил, что церкви необходимо поддерживать "живую связь" с мирянами.
"Когда эта связь теряется, приходят лжепастыри и псевдостарцы, узурпирующие место истинных служителей божия слова", – сказал Патриарх.
Всем архиереям приходится иметь дело со скорбящими родственниками самоубийц, констатировал святейший, и добавил, что введение единой практики работы с такими обращениями необходимо для того, чтобы избежать злоупотреблений – как в сторону избыточной строгости, так и в сторону неоправданных послаблений.
Если выработанный в Москве чин молитвы о добровольно ушедших из жизни гражданах будет одобрен Священным Синодом, практика станет общепринятой.
Как объяснил Firstnews пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский, поручение предстоятеля направлено на установление однотипного подхода во всех епархиях. "В Москве есть каноническая комиссия: каждый день дежурит священник, который дает разъяснения по некоторым каноническим вопросам, связанным с второбрачием, самоубийствами и т.п. Он обладает правом разбирать очень тонкие вопросы, его ему делегировал святейший Патриарх", – объяснил отец Владимир.
"В некоторых епархиях вообще не берут во внимание никакие соображения житейского порядка, - продолжает отец Владимир. – И Патриарх говорит, что здесь должно быть единообразие".
По словам пресс-секретаря, в такого рода делах многое зависит от нюансов. "Самоубийства бывают разные: бывают люди психически больные, бывают самоубийцы, которых до этого довели обстоятельства", – говорит протоиерей. Каноническая комиссия рассматривает каждый случай, например, принимается во внимание степень воцерковленности самоубийцы. Во всех случаях родственники пишут прошение на имя Патриарха, который, как правило, их удовлетворяет, и разрешает провести полноценное отпевание.
Нюанс
Специальная молитва была выработана канонической комиссией для тех случаев, когда совершить отпевание невозможно, объясняет Вигилянский, но невозможно и отказать родственникам в поминовении их близкого человека. После того, как богослужебная комиссия утвердит разработанную московской канонической комиссией молитву, выработанная в столице практика распространится на все епархии.

Корреспондент Firstnews обратился за комментариями также и к представителям других конфессий. В Конгрессе еврейских религиозных организаций и объединений России, а также в Совета муфтиев России отказались комментировать грядущее нововведение РПЦ, объяснив, что это было бы не вполне этично.
www.firstnews.ru/news/society/17120/
Однотипный подход определен правилами святых соборов и святых отцов. Ничего принципиально нового с людьми не стало происходить за прошедшее время. Алкоголизм и опиокурение были известны в античности. Прес-секретарь может глаголать все что угодно, но когда дело доходит до вмешательства в общецерковную каноническую базу, то недостаточно даже единогласного решения Поместного собора, такое же решение должны принять и все поместные церкви, и совместно ратифицировать их решение. Самоубийцы не та проблема ради которой стоит затевать такую грандиозную акцию. Важнее календарный вопрос, устав богослужений и многое другое. Я прочел определения Архиерейского собора, там ничего подобного не озвучивалось. Вполне возможно, что этот протоиерей выдает желаемое за действительное.
kokon
05.02.2011
Спасибо, а то я действительно задумался, на счет присутствия на службе. Наверное, в ближайшее время, опубликуют официальное решение, чтобы подобных вопросов (как например я здесь задал) не возникало.
P.S. По "НТВ" позавчера (или вчера) увидел в новостях, мол самоубийц теперь официально разрешили отпевать (журналисты опять видимо смуту наводят).
профессор Преображенский советовал не читать перед ужином советских газет)))
sintaxix
06.02.2011
Будет разработан чин поминовения самоубийц, лишивших себя жизни в состоянии аффекта или душевной болезни
24 декабря, 2009 •

На епархиальном собрании Москвы, отвечая на поступивший от священников вопрос об отпевании и поминовении самоубийц, Патриарх Кирилл подчеркнул, что «категорически нельзя молиться за тех, кто ушел сознательно, в твердом уме и доброй памяти». Отпевание человека, осознанно расставшегося с жизнью, Патриарх назвал великим грехом и профанацией. Однако, подчеркнул Святейший Патриарх, сегодня многие люди находятся в отчаянии, страдают алкоголизмом и психическими заболеваниями. Для этих случаев будет разработан чин поминовения самоубийц, в молитве священник будет «просить Господа, чтобы Он пролил свою милость на несчастного человека и совершил праведный суд. Мы … предаем человека в руки Божии – и это уже великое утешение для близких», – отметил Предстоятель.

Патриарх напомнил, что в отпустительной молитве об усопшем есть дерзновенное прошение отпустить человеку грехи, в котором Церковь как бы заявляет, что у нее нет ничего к этому человеку, что с человека снимаются все клятвы, потому что «Если церковь признает клятву, она переходит в вечность» – сказал Патриарх.

Чин отпевания будет совершаться над теми, кто совершил самоубийство в состоянии аффекта или из-за психического заболевания. Патриарх подчеркнул, что «все заявления должны тщательно рассматриваться», а совершать молитву о самоубийцах можно только с архиерейского благословения


www.pravmir.ru/budet-razrabo...shevnoj-bolezni
sintaxix
06.02.2011
6 ФЕВРАЛЯ (Воскресенье). 21:06:03
Самоубийц, ушедших из жизни в состоянии аффекта или душевной болезни, будут поминать по особому чину.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с инициативой ввести единую практику в вопросе о молитвенном поминовении самоубийц. Поводом поступили частые прошения прихожан помолиться за несчастных близких. На епархиальном собрании Москвы Патриарх Кирилл подчеркнул, что «категорически нельзя молиться за тех, кто ушел сознательно, в твердом уме и доброй памяти». Но вместе с тем Предстоятель русской церкви отметил, что сегодня многие люди находятся в отчаянии, страдают алкоголизмом и психическими заболеваниями. «Для этих случаев будет разработан чин поминовения самоубийц, в молитве священник будет «просить Господа, чтобы Он пролил свою милость на несчастного человека и совершил праведный суд. Мы … предаем человека в руки Божии – и это уже великое утешение для близких», – сказал Предстоятель. «В Москве был выработан особый чин молитвы о самоубийцах», – сказал Предстоятель, поручив Богослужебной комиссии его изучение. Если этот чин будет одобрен Священным Синодом, то он будет принят к использованию во всех епархиях. Чин отпевания будет совершаться над теми, кто совершил самоубийство в состоянии аффекта или из-за психического заболевания. Патриарх подчеркнул, что «все заявления должны тщательно рассматриваться», а совершать молитву о самоубийцах можно только с благословения правящего архиерея. /sobor.by /.По материалам www.pravmir.ru и www.interfax.by

sobor.by/idnews.php?id=2011-Feb-6-21:06:03
sintaxix писал(а)
На епархиальном собрании Москвы Патриарх Кирилл подчеркнул, что «категорически нельзя молиться за тех, кто ушел сознательно, в твердом уме и доброй памяти».


Думаю, Патриарх имел в виду невозможность именно церковной молитвы.
Что касается келейной - насколько я понимаю, она возможна за любого человека. Только прошения не такие, как в молитве за церковного человека, а гораздо менее дерзновенные.
sintaxix
06.02.2011
Судя по датам-2009 и 2011 годы, обкатана идея на москвичах, теперь шагнули шире.
Я не буду вдаваться, правильно ли это или нет, но вопрос у меня. А как быть с теми людьми, кто попадает под эту категорию самоубийц, которые жили в прошлые века и чьё самоубийство в состоянии аффекта теперь и доказать некому? И получается, что теперь три категории самоубийц-самоубийцы без "аффекта", самоубийцы с "аффектом" прошлых столетий и самоубийцы-аффектники, чьи родственники смогут доказать священнику (архиерею), что это "именно тот случай".
В общем, может я и дурак-но вижу только одно развитие событий-все самоубийцы с денежными родственниками будут признаны "аффектниками". Редкий священник выстоит против искушения предложенных денег, а в противном случае-обвинений в во всех грехах от родни самоубийцы, если священник всё таки откажется поминать самоубийц.
Теперь чуть понятнее. Каноническую базу определения причин самоубийства никто не трогает. Из канонических ответов Тимофея Александрийского (Тимофей Александрийский был учеником Св. Афанасия Великого и братом Петра Александрийского, после которого был избран на Александрийскую кафедру. О жизни его известно очень мало. Он был участником 2 Вселенского Собора, был проповедником единосущия Св. Троицы и защитником православного учения о Св. Духе. Вследствие его учености разные епископы обращались к нему за разъяснением недоуменных вопросов. 18 ответов его 2 правилом 6 Вселенского Собора приобрели каноническую силу):

Вопрос 14. Если кто, будучи вне себя, наложит на себя руки, или повержет себя с высоты, за такового должно ли быть приношение, или нет?

Ответ. О таковом священнослужитель должен рассудить, подлинно ли, будучи вне ума, соделал это. Ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя, желая достигнуть, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, что был вне себя. Может же быть, что соделал это от обиды человеческой, или по иному какому случаю от малодушия, - и о таковом не подобает быть приношения, ибо есть самоубийца. Поэтому священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывать, да не подпадет осуждению.

Самоубийство святыми отцами приравнивается к убийству. Поэтому на покусившихся на самоубийство, но оставшихся в живых налагается епитимья, как на убийцу. По существующем же ныне правилам отпевание лица, совершившего самоубийство в припадке сумасшествия все-таки не может быть совершено священником без особого разрешения Епископа, которому надо при этом предоставить и доказательства того, что есть основание признать данное самоубийство, как совершенное в безумии (медицинское свидетельство, показания заслуживающих доверия лиц).

Разработка особого чина, вполне разумна, есть ведь особые чины крещения страха ради смертного, венчания второбрачных, отпевания младенцев. До сих пор для отпевания самоубийц по благословению епископа употреблялся обычный чин, между тем некоторые прошения и эпитеты употребляемые в нем не приложимы к самоубийце.
как сказать, дыма без огня не бывает. тот же прессекретарь ничего не скажет без одобрения начальства
пока еще не начали в открытую молитвы произносить и поминать еретиков, как правильных можно. даже когда в храмах будет все это происходить, в те храмы, где этого не будет, можно будет ходить
kokon
08.02.2011
Женщина знакомая сегодня приехала из Чихачева, спрашивала на счет этого мнение отца Иоанникия. Он сказал, что давно надо было это сделать, среди самоубийц - много болящих.
> священник во время приготовления Святых Таинств
> будет вынимать частицу за самоубийц

Нет. Речь не об отпевании и не о литургическом поминовении.
www.patriarchia.ru/db/text/1405281.html
"На Архиерейском Соборе речь шла не об отпевании покончивших с собой, а о составлении молитвы, которая дала бы возможность родственникам покойного помолиться о нем и обрести некоторое утешение".
Т.е. , видимо, будет текст или для келейной молитвы, или молитвы в храме вне церковного богослужения.
А литургическое поминовение останется в тех случаях, в каких оно давно вошло в практику - когда совершивший самоубийство был психически болен.