--}}

Радоница

87
23
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Сегодня Радоница. Поминовение усопших.
C r e d o
14.05.2013
Я бы даже сказал - вселенское поминовение усопших. Первое после празднования Светлого Христова Воскресения. Всю Светлую Седьмицу нельзя было посещать кладбища. Нельзя или не рекомендовано? Кто знает, это запрет или рекомендация?
Sergo (forever young) наверное знает. Давайте его попросим ответить? Sergo, ответь нам.
C r e d o
14.05.2013
Ну давайте попросим. Серго, просим.
Поскольку ответа нет, приведу такой:

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит уставу Церкви: в течение первой пасхальной недели поминовение усопших вообще не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

www.paskha.ru/whatisit/commemoration.html
C r e d o
15.05.2013
Благодарю за ответ. Значит в течении первой пасхальной недели кладбища не посещаются.
Между последним днем Светлой Седьмицы (суббота) и Радоницей (вторник следующей недели) есть еще два дня. Это воскресный день и понедельник (на кануне Радоницы). В эти дни кладбища уже можно посещать?
По логике, в Воскресение уже можно поминать усопших. Но пока искал ответ на вопрос встретил много вариаций. Говорится, что "уставом разрешается совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц" как написано в Вашем сообщении. Но при этом в другом месте написано "...противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается." Что это за "древнейшие установления" - непонятно. По самой Радонице почитал материалы. Судя по всему, как было отмечено Динэрой, Радоница имеет языческое происхождение. По крайней мере в Церковь она пришла относительно недавно.
Я на азбуке прочитала, что был до христианский праздник.
azbyka.ru/otechnik/?Afanasij...slavnoi-cerkvi=


РАДОНИЦА

Поминовение усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершается на Фоминой седмице, чаще всего во вторник. Радоница обязана своим происхождением тому установному предписанию, по которому в Великом Посте поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В течение Великого Поста такими днями являются только субботы, да и то не все71). За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении. К такому перенесенному на вторник Фоминой седмицы поминовению лишь некоторых имен легко могло присоединиться поминовение и их сродников, так как у нас есть обычай и при поминовении одного усопшего по какому-либо нарочитому случаю подавать весь свой семейный синодик для совместного поминовения.
А к этому поминовению немногих усопших и их сродников естественно могло присоединиться поминовение и всех усопших, тем более, что обычай весенних поминок по усопшим был у наших предков и до принятия ими христианства («Навий день»). Христианство придало иной характер этим поминкам.

Поминовение в Радоницу, хотя и не предусмотренное нашим церковным Уставом, может быть рассматриваемо и как совершаемое в восполнение опущения всех заупокойных молений и гласного поминовения усопших от Великого Четвертка до понедельника Антипасхи, подобно тому, как в три субботы Великого Поста совершается поминовение усопших в восполнение не бывающего в другие дни поста литургийного поминовения.

п.с. Ещё думаю, почему говорят, что русская традиция отмечать праздник Радоница, потому, что только у нас придают такое торжественное значение этому дню, в некоторых областях власти даже объявили выходным днём, чтобы могли люди посетить кладбища.
Статью прочитала:Радоница для священника – день уставших ног и большого веселья.
www.pravmir.ru/radonica-den-ustavshix-nog-i-bolshogo-veselya/
Хотя и говорят, что в Греции всё есть, но всё таки так не празднуют "широко", как на Руси. :)
Получается традиция. А Грецию надо проверить, т.к. согласно www.pravoslavie.ru "Традиция эта русская. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует."
www.pravoslavie.ru/answers/6820.htm
Незнайка на Земле писал(а)
По логике, в Воскресение уже можно поминать усопших

Внесу немного ясности. Поминовение усопших на проскомидии (с выниманием частичек) совершается и в субботние, воскресные дни Великого Поста (Литургия Иоанна Златоуста) , но заупокойной ектинии нет. Особое поминовение - панихидное, совершается с дня Радоницы.
Danilov_
15.05.2013
Я это прочитав, ощутил себя как иностранец из старого кино, который приехал в ссср к товарищу учить русский язык. Уже почти весь выучил и случайно попал в вытрезвитель (не умеют они пить). Потом радостный говорит своему товарищу:
- я был в эээ.... как это там у вас.... в трезвеватель, и услышал там много новых слов. Теперь разъясни мне что они значат.

В этом сообщении тоже много новых для меня слов. Яндекс помог разобраться.
Danilov_ писал(а)
как иностранец из старого кино, который приехал в ссср к товарищу учить русский язык.

"Осенний марафон" - фильм Георгия Данелия, 1980 год.
вы этот форум создали чтобы наш вспоминать и меня лично? зачем звать меня к себе? мне с вами неинтересно и неполезно. сделали себе песочницу - сами в ней и развлекайтесь. пока у вас большая часть тем посвящена осуждению нашего форума. это неконструктивно и паразитарно. впрочем вы сами себе такую долю выбрали своим поведением. Бог вам судья.
Sergo (forever young) писал(а)
мне с вами неинтересно и неполезно.

Ну чёж не полезно, Sergo. А может через это Господь тебя вразумляет?
Мож это только я заметил? Ты как стал сюда захаживать, так хамить перестал, даже на своем форуме!
Ну от кого ты правду о себе узнаешь как не от любящих братьев с этого форума; от подпевалок своих что ли? Или от тех кому "тук-тук" ?
Зря про не полезность написал.
Просто так ничего не случается. (Это я про наше случайное знакомство).
Капитошка_ писал(а)
А может через это Господь тебя вразумляет? <br> Мож это только я заметил?

То, что вы роль судей на себя взяли, это все заметили. А исподтишка вам это заметно доставляет удовольствие. Вы Сергея видите, знаете кто он откуда, а он вас не знает (и знать не хочет). Можно и поскандировать: "просим-просим" Тьфу, неужели не противно? Я плохая христианка, но просто и по-человечески это называется подлость.
У Достоевского есть прекрасная цитата об этом. Когда-то и я себя узнала по ней, мне было очень стыдно, может это вас отрезвит?
(Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы.
(Ф.М. Достоевский)
Эх, какая же вы не понятливая. Специально для вас разжевываю. Я не с проста написал третье предложение на другой строке, чтобы обозначить меньшую его связь с предыдущим (вторым) предложением и большую его связь со следующим (четвертым) предложением. Поэтому, то как вы написали и восприняли
Иволга (Ольга) писал(а)
А может через это Господь тебя вразумляет? <br> Мож это только я заметил?
это не правильно.
Переделываю текст так чтобы вам легче было уловить его смысл.
Ну чёж не полезно, Sergo. А может через это Господь тебя вразумляет?
Мож это только я заметил: ты как стал сюда захаживать, так хамить перестал, даже на своем форуме!
C r e d o
17.05.2013
Иволга (Ольга) писал(а)
Когда-то и я себя узнала по ней

Вы себя в каком роде узнали?
А что значит вселенское? Я вот здесь прочитала, что традиция русская, так или нет?
www.pravoslavie.ru/answers/6820.htm

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Радоница – первое поминовение усопших после Светлой Пасхальной седмицы. Чаще всего совершается во вторник (если нет праздника) на Фоминой седмице. Традиция эта русская. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует. Святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Поминовение усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершается на Фоминой седмице, Радоница обязана своим происхождением тому установному предписанию, по которому в Великом Посте поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В течение Великого Поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении…
Типикон не дает никаких указаний относительно изменений в порядке службы в Радоницу, о которой он не упоминает. Это значит, что и при совершении поминовения усопших на основных суточных службах не должно быть допускаемо никаких изменений и отступлений от того порядка, который дается Уставом для данного дня. Радоница совпадает с попразднеством.
Поэтому в Радоницу не только на вечерни и утрени, но и на повечерии и литургии не должно быть ничего специально заупокойного» (О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви).

Святая Пасха является средоточием всего годичного богослужебного круга. Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Поэтому когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения.
Какая Вы молодец, Динэра.

Вот тоже задумался над этой темой. Посмотрел тырнет-материалы. И вот, к примеру что обнаружит на pravmir:
"По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших»."
В 2013 году Радоница – 14 мая.
www.pravmir.ru/radonica/
------------------------------
ссылок на оригинальный источник вроде нет.

Однако, получается, что кто-то из двух заблуждается
Праздник отмечался уже в древности. Интересно где бы почитать, древность с какого века и где, на Руси в древности или таки да, вселенское поминовение усопших. :) В Греции точно нет Радоницы? (вопросы просто вслух, думаю, где найти ответ) :)
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. ...
days.pravoslavie.ru/Life/life2532.htm
Да, спасибо, тоже только что прочитала. ;)
Пишут, что Радоница была языческим праздником в древности. Мда, пожалуй не буду "копать" дальше.:))
C r e d o
14.05.2013
Динэра писал(а)
А что значит вселенское?

Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.
www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/32.htm
Последние темы форумов