--}}

Крестное знамение.

97
28
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Вынес в отдельную тему по предложению одного человека, который по видимому, симпатизирует старообрядцам.
Итак, о православном крестном знамении:
О молитвенном крестном знамении можно сказать, что в нем заключается и символ веры нашей Православной, и символ надежды, и символ любви христианской, то есть весь Православный Катехизис. В молитвенном крестном знамении изображается символ веры нашей Православной. Что знаменуют три первые перста десницы, соединенные вместе? Святую Живоначальную Троицу. Что знаменуют другие два перста, пригнутые вместе к длани? Тайну воплощения Сына Божия, или два естества в Господе нашем Иисусе Христе неслитно соединенными: Божеское и человеческое. Но великие эти догматы и составляют самую главную сущность христианства; из них и другие догматы христианские вытекают сами собою. Притом заметим, что такое именно перстосложение, какое употребляют для молитвы православные христиане, истинно и точно соответствует самому знаменуемому и правильно изображает Святую Троицу, единосущную и нераздельную, и единочестную. Ибо для изображения трех равных и соприсносущных Божеских Лиц, без сомнения, приличнее слагать вместе три первые перста, как наиболее пред прочими двумя перстами соразмерные друг другу и совокупленные непосредственно самою природою. Если же соединить так, как делают глаголемые старообрядцы (большой перст с двумя последними, расстоящими от первого чрез два перста, и не так соразмерными ему, как персты указательный и великосредний), то суди сам, кому угодно: более ли соответствует такое знамение руки изображаемой Святой Троице равночестной и нераздельной, нежели наше достоверно-древнее перстосложение, во свидетельство чего довольно указать в настоящем случае на святые мощи преподобного Спиридона Печерского чудотворца, подвизавшегося в 12 в.; три первые перста правой руки его сложены вместе, два последние пригнуты к ладони, и рука его сложена так крепко, что если бы кто захотел дать иное положение перстам ее, скорее бы переломил их, нежели изменил перстосложение.
Троицкие листки, из «Воскресного чтения», 1851 год.
Вы за троеперстие выступаете (за щепоть, т.е. щепотка кому не совсем ясно). Я говорю о том, что это ересь. Я должен Вас убедить через написание нескольких ёмких сообщений в этом? В чем проблематика темы?
Во как! Все известные ереси давно осуждены Вселенскими соборами. Проблематика в том что троеперстие не осуждалось как ересь на этих соборах. Другие, более мелкие по масштабу соборы, не имеют полномочий определять что ересь, а что нет.
Вы ёмкие сообщения не пишите. Напишите лучше из какого авторитетного источника вы почерпнули свои убеждения о троеперстии?
В 1653 г. патриарх Никон начинает свои реформы, которые приводят к расколу русской церкви. Эти реформы начинаются с изменения способа сложения перстов при совершении крестного знамения: двуперстие (двуперстное крестное знамение), принятое ранее на Руси, заменяется на троеперстие (троеперстное крестное знамение).

Семиотический характер этой реформы особенно очевиден, поскольку оба способа сложения перстов выражают одно и то же содержание: как в том, так и в другом случае выражается как символика троичности (знаменующая Троицу), так и символика двоичности (знаменующая две природы Христа — Божественную и человеческую); однако в принятом ранее способе сложения перстов идея Троицы передавалась сочетанием большого пальца с безымянным и мизинцем, а идея Богочеловечества — сочетанием указательного и среднего пальцев, тогда как в ноshyвом способе перстосложения идея Троицы передается сочетанием большого, указательного и среднего пальцев, а идея Богочеловечества — сочетанием безымянного пальца с мизинцем.
Никоновские реформы не касались содержания — они касались формы; тем не менее они вызвали необычайно резкую реакцию, поскольку форма и содержание принципиально отождествлялись в традиционном культурном сознании. Перед началом Великого поста 1653 г. по церквам было разослано послание патриарха, где устанавливалось троеперстие.

В неделю православия 1656 г. в московском Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами. Большой московский собор 1666—1667 гг. с участием восточных патриархов подтвердил необходимость троеперстия, как единственно возможной формы крестного знамения, и наложил соборную клятву, вечное отлучение от церкви на тех, кто впредь стал бы держаться старого обряда.

Чего вам еще не понятно?
А если нет разницы (что 3+2, что 2+3), то зачем нужно было вообще это менять?
Те кто мог реально дать ответ на этот вопрос давно отошли в мир иной. Важно что эта замена не является нарушением догматов, что те кто ее делал имели на это полное право.
Вот Вы говорите имели право... Готов продолжить разговор после надлежащего с вашей стороны учета всех моментов реформ Никона. Вырывать как Вы это делаете отдельными кусками не есть верно. Не видите корней.

P.S. Прав на то никто не имел.
А у вас наверное какое-то особенное зрение, что вы и корни видите.
Чего разговор продолжать-то? Все уже сказано людьми помудрее нас еще в 17-м веке. И правота их очевидна, потому что с тех пор появилось множество святых угодников Божеских, которые угождали Богу своей праведной жизнью, живя по тем правилам, которые вы пытаетесь оспорить. Лучшего доказательства правильности действий патриарха Никона и не придумать чем согласие с этими правилами таких святых как:
Святитель Тихон Задонский
Преподобной Серафим Саровский
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Преподобный Амвросий Оптинский
Святитель Феофан, затворник Вышенский
Праведный Иоанн Кронштадтский
Преподобномученица вел. кн. Елисавета Феодоровна
Блаженная Ксения Петербургская
Блаженная Матрона Московская.
Вы чуть чуть поразмыслите и поймете чьи слова авторитетней - ваши или святых угодников Бога.
Горите в аду :))
Вот что бывает когда мысли кончаются и возразить нечем. Остаются они проклятия. Одно утешает - проклятия извергаются за Христову Правду.
C r e d o
16.03.2013
advocatus diaboli писал(а)
А если нет разницы (что 3+2, что 2+3), то зачем нужно было вообще это менять? ...

Разница есть. Выше писали зачем нужно было менять:
"Если соединить так, как делают старообрядцы (большой перст с мизинцем и безымянным, находящимися от первого чрез два других перста и не так соразмерными ему, как персты указательный и средний), то суди сам, кому угодно: более ли соответствует такое знамение руки изображаемой Святой Троице равночестной и нераздельной".
Действительно не правильнее ли изображать Пресвятую Троицу единосущную и не раздельную, перстами, не раздельно находящимися друг от друга. Что и подтвердил Большой московский собор 1666—1667 гг. с участием восточных патриархов.
угу, а Христа упразднили стало быть...
C r e d o
17.03.2013
Если бы Христа упразднили, то крестились бы двумя перстами.
и Вы тоже горите в аду :))
C r e d o
18.03.2013
"... благословляйте проклинающих вас..." (Евангелие от Матфея, гл. 5, стих 44)
Благословляю.
advocatus diaboli, ты веришь в ад? Значит ты знаешь что верный способ туда попасть - это кого-нибудь проклянуть.
Жаль расставаться с вами, но по другому никак. Православный форум не место для проклятий. Пока 30 дней вам на осознание этого. Дальше как пожелаете.
Proom
15.06.2013
Инициатором троеперстия была Римо-католическая церковь. В XIII веке палач и детоубийца римский папа Иннокентий III (1161-1216) писал: "Креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы, о которой пророк говорит: "Кто держит тягу земную тремя перстами?"
Папа Иннокентий III известен тем, что в 1215 году учредил печально известный церковный трибунал - "святую" инквизицию, а несколько ранее, в 1212 году, организовал "Крестовый поход детей", унесший тысячи детских жизней. Также именно папа Иннокентий организовал IV Крестовый поход, направленный против православных христиан Востока. После делительной осады в 1204 году крестоносцы заняли оплот восточного Православия - Константинополь и в результате трехдневного грабежа и убийств почти полностью уничтожили город. Рыцари-грабители создали Латинскую империю, а папа рукоположил католического патриарха Константинопольского. С еретиками-крестоносцами на Восток пришло и троеперстие, постепенно распространяясь среди восточных христиан, оно в конченом итоге совершенно вытеснило и заменило собой древний апостольский обычай двоеперстного крестного знамения.


На соборе 1666-67гг. древние церковные предания были не только унижены, но и прокляты – как еретические. Гонения коснулись не только книг и обрядов, но даже святых. После реформы была деканонизирована Анна Кашинская за то, что ее нетленная десница была сложена двуперстно. Только в 1910 году одумались и св. Анну вновь канонизировали. Деканонизации также подвергся св. Евфросин Псковский чудотворец за то, что он учил сугубой «Аллилуии». В житии преп. Евфросина говорится, что ему во сне явилась Богородица и запретила троить Божественную песнь «Аллилуия». Известно, что предание двоить «Аллилуию» идет из древности от св. Игнатия Богоносца, которому явились ангелы, поющие псалмы (преп. Максим Грек. Слово 28).

Последователи патриарха Никона не гнушались даже откровенной ложью ради внедрения в Церковь весьма сомнительных книг и обрядов: «Так: троеперстие – не древний обычай, а его выдавали за апостольский. Имянословие – новейшее измышление, а ему (явно лживо) тоже приписали апостольскую древность. Раздвоение перстосложения явно выдумано, но оправдывали и его. Книги правили по новейшим греческим (униатской печати), а клялись Св. Троицей, что правят по древнейшим. Требовали писать имя Христа (сокращенно) только IИС, и ни в коем случае не IC, а складывая персты в имянословном благословении, изображали именно IС. Запрещали писать IС, а сами (греки) доныне пишут IС в певческих книгах, где словам тесно. Лгали о Феодорите, о Мелетии, о «сокровенных еретиках», о руке ап. Андрея, о св. Евфросине Псковском, о св. Анне Кашинской и т.д. и т.п. Составлялись подлоги вроде «постановлений собора против еретика Мартина Армянина» (которого в реальности не существовало), подчищались и дописывались древние рукописи, в том числе преп. Максима Грека. Представители официальной Церкви пускают в ход последнее средство – открытый подлог. Слова Максима Грека о двуперстии и сугубой «Аллилуии» были не только «почищены», но и фальсифицированы, причем вполне целенаправленно. Выдуманный собор (XI века) против несуществующего еретика Мартина Армянина попал даже в акафист свт. Дмитрию Ростовскому (и сегодня, несмотря на постановления Собора 1971г., этот акафист продолжает применяться в богослужении РПЦ МП – прим. авт.). Не боялись фальсифицировать перстосложение и на древних иконах ( отмечено переписывание перстосложения чудотворных икон Богоматери Иеросалимской в Москве и Знамения в Новгороде). Причем это делалось не тайком, но открыто и публично одобрялось («Поморские ответы», ответ 109). Фальсифицировалось перстосложение на шитье, например, на покрове ковчега прп. Анны Кашинской, что совершенно ясно видно на фотографиях 1910 года. Утверждали (начиная с 1679г.), что прп. Анна не свята, и что чудес у ее ковчега не совершается (хотя они совершались неоднократно, записывались и подсчитывались). Запрещалось говорить о двуперстном сложении десницы ее нетленных мощей и о самом их нетлении (ее нетленная десница сохраняла двуперстие и в 1910г., когда ее мощи были открыты). Фабриковались даже подложные «святыни»!!! Так, 5. 9. 1682г. патриарх Иоаким обнаружил мощи апостола Андрея Первозванного. Пальцы на руке «апостола» были сложены троеперстно. «Мощи» тут же выставили для всеобщего обозрения… Фальсифицированность этих «мощей» убедительно доказана в «Поморских ответах»… Насыщенная ложью противо-старообрядческая полемика, в которой обязана была участвовать значительная часть русского православного духовенства, не могла не приучить ко лжи и не развратить все русское общество; что и произошло
Поведайте из какого "секретного" источника вы это переписали?
Proom
15.06.2013
Ничего секретного )) Это история.
Можно даже пойти элементарно простым путем. Посмотрите старинные иконы, например, Образ Смоленской Пресвятой Богородицы, писанный, по преданию, св. евангелистом Лукой. Все станет понятно.

По литературе. Очень рекомендую всем интересующийся Расколом книгу "Падение III Рима". Также книга дает возможность лучше понять современную РПЦ МП.
Ссылка: padabum.com/d.php?id=31220
Proom
15.06.2013
Пожалуйста, про вторую канонизацию прп. Анны Кашинской страничка (новообрядческая). И никаких секретов )

Великая княгиня Елизавета Федоровнана торжестве прославления великой княгини Анны Кашинской 12 (25) июня 1909 г.

"Затем великая княгиня изволила обозревать собор, его древности и святыни. Относительно самого собора, имеющего величественный вид, сравнительно богато и довольно изящно обставленного и украшенного, Ее Высочество восхищенно сказала: „Прекрасный собор!“ Великая княгиня обратила особое внимание на шитый шелками покров, сработанный руками царевен – сестер царя Алексия Михайловича, являющийся ныне вещественным и нелицеприятным свидетельством того, что прещение на имя благоверной княгини действительно было наложено из-за перстосложения. Царевны на этом покрове правую руку благоверной княгини Анны вышили с двуперстным сложением,но руку с таким перстосложением, очевидно позднее, закрыли твердо пришитою сверху новой дланью, на которой пальцы сложены уже триперстно. Эта подробность выяснилась незадолго до праздника, при оправлении покрова и внимательном его рассмотрении. Старообрядцы просили высокопреосвященного Алексия снять нашитую десницу, что он и разрешил сделать."
www.ippo.ru/osnovateli-i-pod...iz-zhizni-7.htm
Proom
16.06.2013
А вот еще, о святителе Никите Новгородском (сайт опять же новообрядческий).

"Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием – на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих!"
www.pravoslavie.ru/put/4214.htm
Несомненно, это интересно с исторической точки зрения. Если же отвлечься от рассмотрения узкого исторического периода и одновременно рассматривать более широкий исторический период (например с 14 по 20 век) то получится что:
В 14-м веке преподобный Сергий Радонежский подвизался до реформы патриарха Никона, и вероятно использовал двуперстное крестное знамение.
17 век – реформа патриарха Никона – переход с двуперстного на трехперстное крестное знамение.
В 19 веке преподобный Серафим Саровский подвизался и вероятно использовал трехперстное крестное знамение.
Вывод напрашивается сам собой: из того факта что оба подвижника прославлены в лике святых угодников Божиих, следует, что оба они поступали правильно в свое время.
И более того. Преподобный Спиридон Просфорник использовал трехперстное крестное знамение еще до реформы Патриарха Никона!
«Кто желает убедиться и видеть своими глазами древнего свидетеля трехперстного сложения, пусть сходит во святую Киево-Печерскую лавру, в пещеры, к святым мощам преподобного Спиридона Просфорника, который в час своей кончины сложил свою десницу для трехперстного Крестного знамения, и в таком виде сложенною она пребывает и до ныне более восьмисот лет».
www.odigitria.by/2011/12/26/krestnoe-znamenie/
О преподобном Спиридоне Просфорнике
www.diveevo.ru/2/0/1/831/
Proom
23.06.2013
С Праздником Пресвятыя Троицы!

Если рассматривать более широкий исторический период, то его нужно разделить в свою очередь на 2 периода: дораскольный и послераскольный. До раскола была единая Церковь. Русский православный народ слагал пальцы двуперстно - как Господь наш, апостолы и святые.

Про 17 в. вы так "сухо" написали "переход от двуперстного на трехперстное крестного знамение". Как будто это было само собой разумеющееся. Напомню, что тогда повсюду горели костры, сжигали людей сотнями и тысячами, резали языки, рубили головы, ломали ребра, четвертовали. Тюрьмы и подземелья были переполнены. Не щадили никого, даже детей.

Троеперстие "вводилось" уже не единой Церковью. Вводилось оно сторонниками "реформ" Никона. Откуда оно взялось - написано выше. Кто были правщики текстов - тоже можно почитать.

посмотрите иллюстрации в книге "Падение 3 Рима" на стр. 36 - 39.
C r e d o
23.06.2013
С праздником !
Proom
23.06.2013
Про Серафима Саровского.

На росписи Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, где проходят все важнейшие собрания Церкви, преподобный Серафим Саровский изображён со старообрядческой лестовкой и рукой с двуперстным крестным знамением.
С чего вы взяли что это двуперстное крестное знамение? На выложенном фото рука благословляющая. Преподобный Серафим был в сане, имел право благословлять, что и отражено на изображении. По сей день священники благословляют таким образом слагая пальцы.
C r e d o
23.06.2013
Информация о прп. Спиридоне просфорнике является сильным аргументом. Но почему-то упорно не рассматривается критиками реформы п. Никона.
Никогда не понимала смысла в дискуссиях, какое крестное знамение правильное, двуперстное или трехперстное крестное знамение.
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов