--}}

Приход японских корпораций в РФ может остановить только нестабильность и коррупция среди чиновников

0
1
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Мысь
06.12.2004
http://www.nta-nn.ru/?id=68301

"

Приход японских корпораций в РФ может остановить только нестабильность и коррупция среди чиновников – эксперт по Японии Всеволод Овчинников

09.11.2004 09:01 На вопросы агентства "НТА-Приволжье" отвечает известный эксперт по Японии, обозреватель "Российской газеты" Всеволод Овчинников -

В последнее время все больше японских компаний проявляют интерес к России. Они приезжают, осматривают наши предприятия, изучают экономические условия, но почему-то не очень торопятся с реализацией конкретных проектов. Чем это можно объяснить: особым подходом к ведению дел или особенностями менталитета?
Когда речь идет о бизнесе, об открытии новых производств, для них конечно очень важна ситуация с потребительским спросом. Если в стране устойчиво растет потребительский спрос на какую-то продукцию, они сразу же начинают присматриваться. Если это огромная страна и огромный рынок, они начинают искать и рассматривать перспективы. Сейчас в России растет спрос на автомобили. Японские компании почувствовали это. Видимо, этим и объясняется тот интерес, который в последнее время проявляет к российскому рынку, например, концерн "Toyota". При этом взаимоотношения русских и японских бизнесменов нельзя характеризовать как строго рационалистичные. Если китайцев называют немцами Азии, так как они очень прагматичны и расчетливы, то японцы – это русские Азии. Они близки нам по духу, так как очень эмоциональны. И даже в бизнесе их отношения строятся на эмоциях и симпатии, интуиции и душевном порыве. Японцев часто обвиняют в том, что они не умеют считать деньги, ценить время - свое и партнера. И они, действительно, подчиняются не столько разуму и логике, сколько порыву своей души. Однако, у японцев есть особые требования к производству, к отношениям в коллективе и в целом к ведению бизнеса. Многое в российских партнерах и в российских условиях их не совсем устраивает. Поэтому они довольно долго присматриваются. И все же русская душа более близка японцам, чем англо-саксонским нациям. В этом мы понимаем друг друга, и, возможно, нам удастся наладить с японцами хорошие деловые отношения.

Вы упомянули про особый подход к организации производства в японских компаниях. В чем заключаются эти особенности?
На японских предприятиях нет определенного стандарта по организации производства и системе отношений внутри коллектива. Это видно, например, если рассматривать два автомобильных гиганта – Nbssan и Toyota. Nbssan - более западная фирма, они смелее пошли на полную перестройку производственных отношений. А Toyota что-то постепенно меняет, но на этом предприятии есть свои отличительные особенности, которые не меняются.

Вот уже несколько месяцев Toyota выбирает площадку для открытия производства в России. Какие характерные черты этого концерна нужно учитывать, чтобы предложить условия, максимально соответствующие принципам этой компании?
Во-первых, в регионе должны быть наиболее выгодные экономические показатели, развитая инфраструктура, привлекательная инвестиционная политика и налоговое законодательство. Но необходимым условием является и наличие квалифицированных рабочих, которые будут соответствовать требованиям работодателя. Например, с точки зрения корпоративных отношений, Toyota - это совершенно советское предприятие. Очень большая роль здесь отводится нематериальным стимулам и господствует мнение, что зарплата – это важный, но не единственный стимул. На предприятиях этого концерна висят "доски почета" передовиков, проводятся соревнования между бригадами, сотрудников посылают на слеты по обмену опытом. На Toyota организованы кружки контроля качества. Различные бригады сами выполняют не только свою работу, но и работу наладчиков, поскольку у них сильно развито чувство, что это "мой станок", "мой цех". Все это дало колоссальный успех с точки зрения рационализаторских предложений. Toyota - первая в мире компания по вкладу каждого работника в снижение издержек производства. Каждый работник хочет сделать что-то, чтобы снять издержки. Toyota первая стала учитывать вкусы и предпочтения потребителей. Например, европейцы ценят удобство парковки и послепродажное обслуживание. Значит, при производстве машин для Европы стараются делать упор на то, чтобы машина была компактной, чтобы ее легко было парковать. Сейчас уже японские заводы можно сравнить не с фабрикой готового платья, а с мастерской индивидуального пошива. На конвейере собираются одновременно 10-12 модификаций одной и той же модели по конкретному заказу покупателя. Там стараются максимально учитывать пожелания покупателей, и это дает очень хороший эффект. Очень хорошо действует система контроля качества. При ней главный акцент делается не на то, чтобы наказать бракодела, а чтобы понять, почему произошел брак и устранить причину. Это делается на каждом этапе конвейера, а не на конечном этапе, поэтому все сотрудники участвуют в этом контроле качества. Еще Toyota придумала систему "точно в срок". Они очень не любят хранить детали и вообще создавать склады. Обычно завод имеет запас деталей буквально на 20-30 минут работы. Поставщики должны строжайше соблюдать сроки и условия поставки.

Какие элементы деловой этики наиболее важны для японского работодателя?
Для японских предпринимателей важно, чтобы работник чувствовал себя частью коллектива. Для них корпорация – это семья. Они очень не любят когда перебегают в конкурирующую фирму и предпочитают не брать на работу человека, который раньше работал в конкурирующей компании. При этом и сам человек считает, что он не вправе в трудную минуту оставить того, кто его нанял и думать только о своей выгоде, даже рассматривая лучшее предложение. Они ценят верность взятым обязательствам. Вообще верность – ключевое слово при отношениях с японцами: верность слову, верность человеку, обязательствам, персоналу. Если они взяли на работу человека, значит, они должны о нем думать. Там не распространен такой подход, когда сегодня взял, завтра уволил. Даже если юридически японец имеет такую возможность, он будет стараться этого избежать. Японский предприниматель гораздо больше думает о благе персонала, так как чувствует свою ответственность. Но повторю, что все это требует взаимности.

Означает ли это, что русские рабочие должны будут полностью подстраиваться под те требования, которые существуют на предприятиях в Японии? Или работодатели склонны учитывать особенности менталитета той страны, где открывается производство?
У японцев уже большая практика по созданию предприятий в других странах, прежде всего в Америке. Нужно отметить, что какие-то элементы своей деловой этики они привносят и в отношения с американскими рабочими. Что касается России, в пример можно привести инцидент не Дальнем Востоке. Он произошел не с японской компанией, но эта ситуация наглядно характеризует разницу отношения к труду азиатских компаний и русских рабочих. Они взяли в аренду территорию, подвели коммуникацию, построили цеха, привезли оборудование, технологии, стали обучать людей. Начали работать – не получилось. По требованиям компании, брак не должен занимать более 1,5 %. Людям платили хорошие деньги, но в понедельник резко рос брак, потому что в выходные наши люди любят выпить. Это привело к тому, что производство закрыли и стали делать что-то более простое. Вот этого надо бояться, потому что у них существует культ качества. Там труд возвеличен, и человек гордится своим трудом.

Что пугает японских предпринимателей в российской действительности и может остановить открытие производства на нашей территории?
Лень, нерадивость, наше неумение стабильно хорошо работать и особенно неверность. Сейчас во многих странах идет охота за головами, но в Японии это не приветствуется. Очень ценится верность слову и уважение к качеству своего труда. Но японцев может остановить не столько что-то в нашем характере, сколько нестабильность наших законов и различные ненормативные источники давления на предпринимательство, коррупция среди чиновников. Существуют опасения, что от них будут требовать каких-то подачек, заставляя долго ждать и затягивая различные согласовывания. Кроме того, политическая стабильность играет очень большую роль, потому что и правовую базу это делает более стабильной. Чтобы японские компании приходили на нашу землю, необходимо добиться того, чтобы в стране было больше порядка. Но в любом случае не нужно ждать от них быстрых решений. Они всегда долго и тщательно рассматривают все предложения, прежде чем принять какое-либо решение. Надо быть к этому готовыми и иметь большое терпение.

"
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов