Страна и мир мнение «Для местных мы лишь расходный материал». Нижегородка — об отпуске в неприлично дорогой и разрушенной Абхазии

Не всегда популярные направления для отдыха оставляют положительные впечатления

Чтобы добраться до этой точки, нужно заплатить от 2,5 до 4 тысяч рублей за одного

Выбирая место для отдыха, путешественники зачастую руководствуются ценой поездки. Если хочется искупаться в море и подняться в горы — одним из самых популярных вариантов будет Абхазия. Правда, за последние несколько лет цены там взлетели так, что отдых в соседнем Сочи ощущается дешевле. Корреспондент NN.RU Дарья Бурмистрова решила рассказать в своей колонке, с чем ей пришлось столкнуться в Стране души и почему она больше никогда туда не вернется. Далее — прямая речь.

В этом году я решила дать последний шанс стране, которая когда-то удивила меня своей сумасшедшей природой. На этот раз в поездку отправились с друзьями — всего нас было четверо. Традиционно предстояло добраться до аэропорта в Сочи и уже оттуда в Абхазию.

Конечно, самолет до Сочи был задержан. В итоге наш график сместился на три часа, но, как оказалось, это было на руку. Чтобы пересечь границу с Абхазией, мы заказали трансфер прямо от аэропорта. За нами приехал местный житель на маленькой Kia. Стоила эта поездка 5,5 тысячи на всех — ехали мы до Гагры. К нашему удивлению, на пограничном пункте не было очереди и мы управились буквально за 15 минут. Но, по словам водителя, еще утром этого дня люди стояли в очередях по несколько часов.

Небольшое отступление: мы не знали, что в Абхазии заработало такси. В прошлом году заказ через приложение либо отменялся сразу, либо отвисал. В этом году оно работает исправно в любой точке страны. Так что добраться до границы можно на автобусе самостоятельно, а уже там заказать такси — будет дешевле.

Когда мы приехали в отель, забронированный заранее через российское приложение, нам очень удивились и как будто не ждали. Хотя мы даже списывались с администрацией через мессенджер и вносили предоплату.

— Ой, я даже не знаю, какие номера у нас свободны. Ну сейчас что-нибудь придумаем, — озадаченно проговорила женщина на ресепшене.

Так выглядит бассейн на территории отеля

К слову, 4 ночи и 5 дней на двоих вышли в 30 тысяч рублей. На первый взгляд может показаться, что это огромная сумма, даже с учетом того, что на территории есть бассейн, а в номере кондиционер. Однако в более крупных отелях суммы еще выше — от 50 тысяч. За такое же количество дней.

В первый вечер мы вышли на разведку — очень хотелось перекусить и послушать шум моря. Исследовав десятки отзывов, мы остановились на местном ресторане у берега. Однако сидеть на веранде не рискнули — высокая влажность и температура под +30 «ударили» по нам после нижегородской погоды. Внутри работал один кондиционер, но не справлялся с площадью. Тем не менее ужин прошел хорошо, но дорого. А еще на фоне играла популярная танцевальная музыка с восточными мотивами (этот момент тоже на любителя).

На четыре дня нашей основной задачей была поездка в горы на так называемые альпийские луга и в долину Семи озер. День перед этим мы провели спокойно — гуляли по окрестностям и купались в бассейне. В море решили не идти, потому что в первый вечер перед нами предстала картина: от ближайших кафе по пляжу протянут шланг, дальше выстроена траншея из песка и камней, по которой стекает жижа, пахнущая фекалиями.

Так выглядят альпийские луга и путь к долине Семи озер

Климат в Гагре очень отличается от того же Нового Афона и Сухума, где есть прохлада, сходящая с гор, и «пространство для воздуха». В Гагре расстояние от моря до гор минимальное, из-за этого вся влага скапливается на побережье и иногда даже «душит» неподготовленного туриста.

Поездка в горы на джипе обошлась нам в 16 тысяч рублей на четверых. Мы решили напрямую договориться с гидом, чтобы ехать только своей компанией, иначе бы в машину загрузили еще четверых. В итоге мы переплатили около четырех тысяч рублей за свой комфорт. В поездку входил маршрут водопады — озеро Рица — смотровая площадка на Рицу с высоты — альпийские луга и долина Семи озер.

Этот участок дороги в горы выглядит очень неплохо

Сначала гид повез нас напрямую на вершину горы, чтобы было больше времени на прогулку. Когда мы приехали, внезапно узнали, что маршрут до тех самых озер составляет 7 километров (!) только в одну сторону. Гид с нами идти отказался. Указателей по пути нет, карты — тоже. По сути, ты просто отправляешься в неизвестность и надеешься, что не умрешь по пути.

Увидев наше изумление, гид предложил дойти до озер на лошадях. Разумеется, за это нужно платить отдельно. Ценник кусается так же больно, как конь — 8 тысяч рублей за всех. Как только мы согласились, нам заявили, что ждать лошадей на жаре нужно минимум полтора часа, хотя свободные животные в импровизированных стойлах были. Возможно, у хитрого абхаза была надежда, что мы предложим большую сумму, чтобы не ждать. Но мы отважились идти пешком.

Если честно, ориентироваться на этих горных тропинках удавалось лишь по лошадиным фекалиям. Иногда встречались туристы, которые не смогли преодолеть путь на своих двоих. В итоге мы отважно поднимались около километра, но жара и усталость взяли верх. Приняли решение с друзьями вернуться, потому что начала сгорать кожа (даже с нанесенным солнцезащитным кремом) и кончилась вся вода.

Краткий итог. Виды с гор действительно впечатляющие, но взбираться на вершину нужно только в экипировке и с профессиональным гидом, который сможет указать на верную тропу (которая не ведет на обрыв).

Количество катамаранов на Рице с каждым годом только увеличивается

Кстати, дорога туда и обратно на джипе — тоже не из легких. Проезжей части там в принципе нет, места для двух машин уже недостаточно и нередко даже опытные водители пробивают колеса. Тем не менее, уставшие, мы добрались до Рицы, где смогли пообедать и прокатиться на катамаране по озеру. Нам достался хороший, а вот другие люди иногда начинали «тонуть» на середине озера из-за неисправности маленького судна. В срочном порядке они крутили педали, чтобы успеть попасть на берег. Кстати, если соберетесь искупаться в озере Рица, придется заплатить штраф около 2 тысяч рублей.

Вечером того же дня мне стало плохо — целую ночь я провела в ванной из-за проблем с ЖКТ. Сложно сказать, на что была такая реакция — на местную воду, еду в кафе или на солнце и влажность. Не спасло даже то, что каждый день я для профилактики принимала сорбенты, постоянно пользовалась антисептиком и влажными салфетками, чистила зубы и умывалась только питьевой водой. К счастью, недуг мучил только около суток — потом всё пришло в норму. К слову, из нашей компании с такими же симптомами свалились еще два человека.

Посмотрите на близость моря и гор в Гагре

На самом деле, возникает ощущение, что сколько бы денег ты ни оставил в этой стране, комфортные условия получить здесь невозможно. Даже номер, за который мы заплатили 30 тысяч рублей, не отвечает всем стандартам. В первую ночь мы обнаружили, что нам забыли положить наволочки и вторую простыню, которой ночью можно укрыться. Вода периодически заканчивалась, особенно обидно, когда это происходило в «ответственные» моменты. Также в номере ужасно сделана вентиляция — при ежедневном использовании душа очень быстро стало пахнуть плесенью. И такие мелкие минусы и недочеты во всём.

Еще один день в Абхазии мы провели тихо и спокойно — купались в бассейне и выбирались к достопримечательностям. Одна из них — Гагрская колоннада, очень красивое место в старой части города, где снуют туристы. Напротив находится старый заброшенный кинотеатр, около которого до сих пор висят афиши фильма «Зимний вечер в Гаграх», вышедшего в 1985 году. От такого разрыва между красотой и разрухой становится грустно.

Тот самый фонтан у колоннады и старый кинотеатр на фоне

Также мы гуляли в пустынном Приморском парке, где можно найти статуи, водоемы и фонтаны. Но в целом локация не пользуется популярностью, потому что заняться там нечем. Видели мы и замок принца Ольденбургского. Сейчас эта постройка на горе принадлежит не государству, а частному лицу, поэтому посмотреть на эту красоту можно только со стороны.

Сейчас, спустя время, могу честно сказать вам и себе — отпуск в Абхазии на этот раз не впечатлил. Стоимость продуктов, кафе и жилья теперь не отличается даже от нижегородских цен. Но и за такие деньги в Стране души не ждите качественный сервис — для местных мы лишь расходный материал. Не приедете вы, приедут другие — в этом абхазы уверены. Поэтому позволяют себе обманывать вас, хамить и заламывать ценники на всё подряд. Для себя я приняла важное решение: больше в Абхазию ни ногой.

Колоннада в старой Гагре

Как вы относитесь к отдыху в Абхазии?

Был в Абхазии и еще поеду
Был в этой стране, но больше туда не поеду
Не был там ни разу и не хочу
Не бывал в Абхазии, но хочу поехать

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции