![](https://n1s1.hsmedia.ru/2d/4d/32/2d4d32748250842750cf915805460fa3/656x438_1_8d766def06d3a4bb5ced1a9b89fc917b@1200x800_0xtFK2GEpk_7074207337055364290.jpg.webp)
Кто сказал, что работа с металлом — мужское дело? Стереотипы своим примером рушит Александра Weld Queen, что переводится с английского как «Королева сварки». Красивую русскую девушку с длинной густой косой и женственными необычными нарядами знают в разных городах России и даже за ее пределами. Она делает сложные необычные скульптуры, которые выглядят как настоящие произведения искусства и могут украсить любое пространство — как фестивальное, так и городское. Наши коллеги из 29.RU поговорили с «Королевой сварки» о том, нужны ли такие объекты городам России, как ее русских коллег-художников сейчас принимают за рубежом, а так же порассуждали о стереотипах вокруг профессии сварщика, которая на самом деле может быть творческой и прибыльной.
Александра Weld Queen, 38 лет — скульптор, современный художник, перформер и просто горящий своим делом человек. Она «варит» из металла большие фигуры, с которыми можно взаимодействовать.
Как девушка решила превращать груды металла в фигуры
Александра родилась в городе Кисловодске, а с 2008 года живет в Москве, — здесь она и начала работать с металлом. В столице стала директором по развитию в торгово-промышленном секторе. Поступила в Институт современного искусства. А потом получила профессиональное образование в Московском политехническом колледже по специализации «технологии сварки». Так практические навыки и творчество объединились в желании создавать что-то удивительное, в 2015 году Александра представила публике свою первую скульптуру — «Медитирующего кота Тихвами».
С 2017 по 2018 год Александра обучалась в «Свободных мастерских» при Московском Музее Современного Искусства (ММСИ). С 2015 г. Weld Queen реализовала более 40 скульптурных проектов, среди которых такие крупные паблик-арт произведения, как «Братья» (2017) и «Петунец» (2016) в парке «Кудыкина гора» Липецкой области, «Мать» (2019) в «Мира Парке» в Новосибирске, «Аэродром для витания в облаках» на Burning man (2019), «Солнце-Барабан» в Мурманске (2021). Её работы хранятся в частных коллекциях в России, Франции, США.
С помощью воображения и сварочного аппарата Александра превращает груды тяжелого металла в фигуры, которые кажутся невесомыми и даже игрушечными.
— Я создаю большие паблик-арт-объекты, взаимодействующие со зрителем. Ощущения от полного контакта помогают человеку почувствовать себя частью какого-либо действия или картины. Допустим, медитирующий медведь «Рамише» — это существо, которое нас поддерживает. Мы можем сесть ему на руки и почувствовать это ощущение поддержки, силы от некоего существа, которое больше нас.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/87/4b/1d/874b1db8e06a1e58bfbbf846fc267336/656x438_1:5653_e12167daf4bd9f5cfe40bc068d7fb44a@1452x968_0xYwTOaBaq_6248378129057365009.jpg.webp)
Металл оказался идеальным решением для уличного искусства.
— Меня к металлу буквально примагнитило. Я держала металлическую деталь в руке и ощутила, что это мой материал, мне нужно с ним работать. До этого я пробовала живопись, пробовала масло, но очень быстро поняла, что это не мое, мне нужна форма, объем. И объем такой, с которым люди могут контактировать, который можно оставить на улице.
«Любая скульптура делает общественное пространство уникальным»
Сейчас работы Александры украшают парки Липецка, Новосибирска, Мурманска. А некоторые скульптуры известны и за пределами России. Например, арт под названием Blastoff (с английского: взлетать; стартовать. — Прим. ред.) художница представила на популярном фестивале Burning Man 2023 в Неваде (США).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/aa/c2/24/aac224a864ac1ff0ed60a9e0df74ea70/656x437_1_25608f08c20753b4975fac3546dbb109@1280x851_0xOBJa6T4i_6853011559623068806.jpg.webp)
Паблик-арт (public art) — искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/58/eb/bc/58ebbca780872ca988057cf118809bf5/960x1280_1_f4b2f5dec28af42b85254e53306e21d7@960x1280_0xWtEd1ufO_7717960547120032749.jpg.webp)
Burning Man — ежегодное событие, проходящее в пустыне Блэк-Рок в Неваде. Событие начинается в последний понедельник августа в 00:01 и длится восемь дней. На площадке фестиваля устанавливаются причудливые произведения современного искусства, участники ходят в фантастических костюмах и ездят на машинах самой странной конструкции, танцуют под музыку съехавшихся диджеев и слушают выступления артистов.
По словам художницы, такое творчество может быть не только эффектным, но и полезным.
— Скульптура в общественном пространстве очень важна и нужна, во всех городах, во всех общественных пространствах. И сейчас в России понимание необходимости паблик-арта только начинает приходить.
«Мы сейчас на базовой стадии, и хорошо, что уже начали смотреть на иностранный опыт. Видеть, что эти центры притяжения людям интересны»
— Парк или любое общественное пространство начинает преобразовываться в место силы, в которое люди приходят специально или встречают внезапно для себя. У скульптуры может быть какая-то концепция, идея или она может быть совершенно абстрактная — на воображение посетителя. Но любая скульптура в общественном пространстве делает его уникальным.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/be/5c/6c/be5c6ce16ff2aee9d05c8f3c75d59fdd/656x438_1_675d19fe6ac8fa5fcec0741a65d3ca89@1280x853_0xjffrTKBH_5349185152906151326.jpg.webp)
За удивительными масштабными фигурами — большой труд. Профессия непростая и местами даже опасная, однако родные и близкие поддерживают Александру с выбором своего дела. Жена и мама благодарна супругу за то, что он помогает ей и в семейных делах, и рабочих:
— Муж помогает активно с подготовкой к разным мероприятиям. По мере возможностей участвует в перформансах, которые мы проводим. Сейчас, когда мы готовились к фестивалю сварки, он помогал, собирал вещи для фестиваля, все грузил, потом обратно разгружал все на складе. И пока я была в Архангельске он был с нашим 2-хлетним сыном. И он в это время родительствовал, пока я занималась сваркой.
Важную часть в творчестве Александры занимают перформансы. Многие из них завязаны на интересных нарядах, сшитых по эскизам художницы.
— Также я создаю перформативные костюмы и образы, в которых выхожу на публику. Я создаю их из традиционных сварочных материалов: огнеупорного брезента и спилока. Именно из них последние сто лет, в нашей стране и в советское время, шили сварочные костюмы. Я их переосмысляю и даю новую интерпретацию.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/21/3f/4d/213f4dfcb6a55503ac1acb58f2210009/656x438_1:5653_5bb40288e42dc8bc4c87239ff3a4808b@3000x2000_0xJHVO31kZ_1288311227419393097.jpg.webp)
Один из самых примечательных образов Weld Queen — «Традиционный русский сварочный наряд». По словам художницы, это собирательный образ русской женщины, в некрасовском смысле сильной, способной вынести на своих плечах совсем не легкий груз. Это подтверждает и аксессуар, прилагающийся к платью, — тяжелое стальное коромысло.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1c/ab/43/1cab43cabbbc767c3dbd853a5838d9f3/656x438_1:5653_9781856a90f393763321930273fa8ba8@3000x2000_0xPMeRZdmA_2652733215167663155.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/83/15/f7/8315f7a06024d1679403807432e958b1/689x964_1_f6a902a862493f89e859d76021d6e8e9@689x964_0xKMjsl0r4_6458726315035489226.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4b/12/d5/4b12d589a3e85bfd73e960c26d73153c/656x438_1:5653_2a75608921e03903b72dc7731f348903@3000x2000_0xQZ3muhx0_3190726358794615257.jpg.webp)
«Профессию сварщика нужно популяризировать»
Своей деятельностью Александра старается сделать профессию сварщика привлекательной для молодежи. Показать, что она выходит за рамки темных заводских помещений. Для этого художница стала куратором перового в России фестиваля сварки «Сварочка-Фест», который в сентябре прошел в Архангельске.
— Однозначно профессию нужно популяризировать. И нужно рассказывать о том, что она нужная и важная. И прежде всего работать со стереотипами о том, что сварщик — это какой-то там странный мужчина где-то там. Это не так. Сейчас, в современном мире, в современной России, сварщики — очень востребованная профессия.
«Во всех сферах, где применяется сварка, сейчас недостаток кадров»
При этом, по словам художницы, перспектив в карьерном росте у сварщиков гораздо больше, чем принято об этом думать:
— Шаблон того, что нужно высшее образование, чтобы быть большим специалистом, — он был всегда. Но среднее специальное образование — это база. К тому же, есть специальности, связанные со сваркой, и в высшем образовании. Человек может пойти и повышать свою квалификацию. Быть технологом сварочного производства, инженером. Там есть где развернуться. И если человек профессионально растет, повышает квалификацию, то он будет получать зарплату выше средней по России.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d6/d6/e1/d6d6e15ddd76aeb23b013462868ce697/656x438_1:5653_973fd7d5b6d6b3cad65dc877de87347a@3000x2002_0xW88SEavZ_4045766244190224124.jpg.webp)
Творчеству в этой профессии тоже есть место, Александра — лучший тому пример. Однако, с этим всё немного сложнее:
— В свободное от работы время человек может самореализовываться так, как он желает. Создавать любые творческие истории. И если вдруг вы почувствуете, что творчество — это ваш путь, как случилось у меня, то вполне можно реализовываться. Но это требует, конечно же, очень много вложений. По сути, всё, что связано с творчеством и сваркой, — это такой частный бизнес, на который человек должен как минимум решиться. Это такое предпринимательство, когда ты сам создаешь какие-то образы, объекты, а потом можешь их реализовывать. Искать рынок сбыта. Тут ты становишься сам себе еще и промоутером.