![Меретя Тусида](https://n1s1.hsmedia.ru/2e/23/3f/2e233fe460306aa90683d8b3aa0907d8/924x852_0xgFVMQhPg_9482536914501073184.jpg)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1c/0e/e3/1c0ee39788b252bccb69fd9b852d360e/656x438_1:5553_42e9d3fe4ffb9b0fa288baeab83b89dd@1200x800_0xfaGCqNlj_3006921860821394385.jpg.webp)
Село Сеяха — последнее жилое поселение на Ямальском полуострове. В нем зарегистрированы около 2,5 тысячи человек, но половина из них фактически живет не там, а в тундре. Речь идет об оленеводах, которые ведут кочевой образ жизни.
В России все граждане обязаны получить 9 классов образования, поэтому детей из семей кочевников отправляют в школы-интернаты. Учительница ненецкого языка Меретя Тусида рассказала MSK1.RU, каково это — обучать детей, которые жили до этого только в чумах. Публикуем ее колонку.
Я сама родилась в тундре, ну это и по имени сразу понятно: Тусида Меретя Григорьевна. Кстати, имена у нас имеют особое значение, каждый знает историю своего. Мое имя — Меретя — означает «быстрая», а фамилия с ненецкого переводится как «без огня». Есть легенда о нескольких братьях, самого младшего звали Тусида. Однажды все ушли на охоту, а младший брат не уследил за костром, и он погас — отсюда и пошло название рода.
Отец мой в паспорте записан как Григорий, но у него есть ненецкое имя — Ихидус. Я узнала его от родственников, когда была уже взрослой. У нас табу на имена взрослых, многие школьники не знают, как зовут родителей, либо знают, но не могут сказать.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bf/ea/bb/bfeabb8ae3ee06545b0815132804da97/656x492_1:5553_979214d2561bb6acb6e0d67aa23df1f6@1280x960_0xnrRjFrqA_7749333042917478423.jpg.webp)
В тундре прошло всё мое детство, но помню его я очень смутно. Самые яркие воспоминания — это пространство внутри чума зимой, когда все сидят в кругу у костра, пьют чай, старики рассказывают сказки.
«В 7 лет меня тоже забрали в школу-интернат. Это тяжело для маленьких тундровиков: оторвали от родителей, привезли в поселение — огромный стресс»
Первое время ты просто привыкаешь к банальным вещам, включая душ и туалет.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/29/0b/1a/290b1a132ad5cc7d32d0f621113135f5/656x369_1:5553_b3e43c3227129a103165c4d6b58d4adf@1280x720_0xp0r6OVnI_8879027797981877238.jpg.webp)
Я очень хотела стать метеорологом и уехать в Питер. Даже сдала экзамены, но родители не отпустили так далеко — побоялись, что не потянут мое обучение в большом городе. В итоге я увидела в газете объявление о наборе в Салехардский педагогический колледж и поступила на учителя ненецкого.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/69/4a/fe/694afe657566903dc2620ee889d47742/656x492_1:5553_8b4640f97843259ff6ff620432a4d0a0@1280x960_0xEdx6wOgi_5529611696436378350.jpg.webp)
После колледжа я начала работать по специальности, а со временем стала руководить школьным музеем, вложила в него немало сил. Здесь приличное количество экспонатов, всё приносили дети или их родители.
На самом деле у нас сборная солянка, что найдут, то и дарят: национальные куклы, книги, музыкальные инструменты, оружие, предметы быта из тундры.
«А еще дети задолбали кости мамонта притаскивать, у них это любимое занятие. Я уже говорю: "Может, не надо? Девать некуда!"»
Но всё равно тащат и тащат, а у меня только мамонтовых челюстей четыре.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/72/68/d2/7268d2d758336c6bd190ab471406468f/656x492_1:5553_cd87367334c480a70cc6cebea24564d2@1280x960_0xZ1b1HHBv_3115371768869903591.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8a/99/64/8a9964c252fa7219e19bf4c0fe7276a6/960x1280_1:5553_19d4c3cf5cc1651f27db20fd3d702710@960x1280_0x60dg3qeN_3831390849434245590.jpg.webp)
Я особенно горжусь тем, что раньше это была просто комната с какими-то интересными вещами, а сейчас у нас всё официально: мы получили статус музея. То есть я не только педагог, но и настоящий музейный работник — об этом я и мечтать не могла в юности. А еще на базе школьного музея есть краеведческий кружок.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/d7/45/6ed74563d1497607f5a61140f6b303c2/656x492_1:5553_5200681e2e2423a34c71fda42a536ac8@1280x960_0xyGP4oqJy_6888952677316932958.jpg.webp)
Работать учителем ненецкого языка мне нравится и кажется важным: в последние годы российское правительство делает большой акцент на сохранение родных языков. Например, в Москве проводятся конкурсы на их знание — однажды я даже ездила на один из них в столицу и заняла там первое место.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c3/43/38/c343380e96f721aa6a74315583fe6ece/960x1280_1:5553_4a26369fdf422dce9ef86b1d598fae89@960x1280_0xYEsrluOj_6064024123355783117.jpg.webp)
Конечно, все малые языки пострадали в советское время. Когда я училась в школе-интернате, нам попросту запрещали разговаривать на ненецком — за это могли серьезно наказать, поэтому мы столкнулись с плодами запретов: люди забыли родной язык.
«Наши родители строили коммунизм: национальности нет, родного языка нет, учи русский или получишь по рукам линейкой»
Сейчас выросло целое поколение детей, которые не знают ненецкий. Дошло до того, что даже в тундре кочевники разговаривают на русском, тем более в чумах сейчас устанавливают солнечные батареи, там есть спутниковое телевидение — оно тоже на русском языке.
В школах на Ямале всё преподавание тоже на русском, ненецкий не входит в обязательную программу. Это факультатив, на который ходят те, кто хочет: по моим подсчетам, это 70–80 процентов детей — конечно, хотелось бы, чтобы их было больше.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c5/33/3b/c5333bd8331ad152c6cd7c849cf43bdc/960x1280_0x1tFxW8hK_5249439149817067841.jpg)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ec/34/46/ec3446276c3d06f2066fef49710e4b01/450x600_21:5553_7573f95466f9460f0dfd553fafcc0a7b@960x1280_0xcPZf0BYE_2772084296311888444.jpg.webp)
Язык у нас, конечно, своеобразный: он тесно связан с бытом. Бывает, что даже я не знаю, как перевести. В лексике ненецкого много слов, связанных с оленями, хозяйством, жизнью в тундре, поэтому в поселке его сложно применить. Здесь другая еда, одежда, занятия — совсем иная картина мира.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c3/ca/c1/c3cac1bcce6c34b33372663e9d2ded97/656x492_1:5553_fde80d3391cf03e7194bfc8305e38671@1280x960_0x5lQJD8up_9889958104828879313.jpg.webp)
Учебники родного языка у нас есть, но они морально устарели. Их писали еще в пятидесятые годы, поэтому там через слово встречаются коммунизм, социализм и прочая идеология — всё это вперемешку с загадками, сказками и литературой. Новых авторов нет — не понимаю, почему за столько лет никто не написал нормальный учебник.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/9d/5b/7b9d5b3f29fe1262ce43436ce6632df8/960x1280_0xj53ifTIp_1802822029159714215.jpg)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/11/c2/b111c27bfe38564b417c9c5298d0521b/450x600_21:5553_dc9e7b52526260bccef6994bfe0abd34@960x1280_0xaxYH33Nc_8972869618876700479.jpg.webp)
Самое главное — выучить язык до 7 лет. Если человек до школы на нем заговорил, то не забудет уже никогда, даже если уедет. А русский-то он всё равно выучит, никуда не денется.
«В тундре пока в основном говорят всё же на ненецком, поэтому иногда в интернат привозят детей, которые не знают ни слова по-русски»
Для них есть подготовительный класс: детей собирают в чумах, чтобы не пугать партами и стенами, там они пьют чай, рисуют, учат русский. Со временем все адаптируются.
Ранее MSK1.RU публиковал репортаж из ямальской тундры, где кочуют оленеводы: наш корреспондент побывала в чумах и узнала об особенностях местного быта. Также мы рассказывали историю московской учительницы русского языка и литературы, которая сдала на 200 баллов ЕГЭ по своим предметам.
Согласны с автором?