![](https://n1s1.hsmedia.ru/98/48/54/9848541b39daca24f6d2f4df2016629e/656x398_1:5583_fd0bfe66aa7e143c172fa591445a1c74@2999x1819_0xwYL08uTP_3428723554052751132.jpg.webp)
Джипер, диджей, поисковик-доброволец Павел Деньжонков в свободное от работы время путешествует по дальним уголкам нашей и соседних областей в поисках необычных достопримечательностей. Сегодня публикуем его рассказ про путешествие по Чувашской Республике и югу Нижегородской области.
Мокринский ж.-д. мост
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c8/30/bf/c830bfa6b1e230130ed887d792e64cdc/656x417_1:5583_639487dbe242095e5dd6552f9254f1f1@1280x813_0xhpyoYRnq_4134182003654158358.jpg.webp)
Высота сооружения 34 метра, длина — 360 метров, ширина — 4 метра. Мост стоит на 16 бетонных столбах, образующих 15 арочных пролетов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c9/7b/ab/c97bab319109184ffe90fcaa10831427/656x423_1:5583_cfd8dab4ae52355f32524bda7cd5647c@2998x1931_0x20itgDkP_0595720863254358399.jpg.webp)
Основные даты строительства моста в источниках разнятся. Вот одна из основных версий: строительство моста началось в 1914 году, работы проходили под руководством и контролем немецкого инженера-проектировщика Гехарда Шумахера. Возводили мост силами строителей из русских и татар. В 1918 году был сдан в эксплуатацию железнодорожный участок Арзамас — Канаш, соединивший Москву и Казань.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/79/1e/c1791e2af109fa8ed5444066ed2ccd77/656x438_1:5583_09d3aa5e06a00aa09aeec9a0627b449c@3000x2000_0xe8R217lN_5983431866991848885.jpg.webp)
По другой версии, строительство моста началось в 1913 году, одновременно со строительством железной дороги Арзамас — Шихраны, и завершилось в 1917-м. Автор проекта — русский инженер Григорий Петрович Передерия (по данным Ru.wikipedia.org. — Прим. ред.).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9b/6f/ac/9b6fac0c682af2704cfab51ac010766c/656x438_1:5583_48912033b91c0ebc6b763c9e3b2f67bc@3000x2000_0xJTKeVj5j_6561363085814774767.jpg.webp)
Так или иначе, к моменту завершения строительства Мокринский мост был вторым по величине в Европе железобетонным сооружением.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/10/0e/14/100e141d60d0254a5feb4357ed585788/656x426_1:5583_e57e1d2e47c0ced7125e1c3744a5cad5@1280x831_0xEdxxhYod_3351815599791008448.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2f/22/62/2f2262235eedc552e7081aae5e1ecf54/656x399_1:5583_51d357ac4e59b4f53d38ec59a633b911@2998x1819_0xf5NMDIvs_4645454933355064033.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f1/21/b9/f121b9f15421cd49376f8734ee718dc8/656x405_1:5583_829e75840f77def4822e99907853b8f4@2999x1851_0xBHNJa1jv_4360827564934433168.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d1/06/ad/d106addcc9028669d40976b51afe1267/656x438_1:5583_26cfbb4ba6a0ddb0c6ecd4dbbf93a94f@3000x2000_0xJ7W0Sxzv_7840445838214180118.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/75/2d/ca/752dca6b13c277ec36dcc96f5b73abd1/656x429_1:5583_8b7066d11f232385dd69304e3b4416e2@2999x1959_0xBLWj634V_9164203076934506585.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2a/a0/c8/2aa0c857733c03123b715a239d944bab/656x438_1:5583_657f903da37518afe4ee3b170b47b054@3000x2000_0xw04oKHJA_3427422059515119160.jpg.webp)
Город Канаш
![](https://n1s1.hsmedia.ru/aa/53/b7/aa53b7e113edebb257864f7fd253821d/656x437_1:5583_dec883e4557019a73e6aaf989e608a42@2999x1996_0xkIKoV11a_8610930286772596804.jpg.webp)
Железнодорожный центр Чувашии — это город Канаш. В 1986 году общая протяженность электрифицированных дорог СССР достигла 50 тысяч километров. В память об этой величине и был установлен памятный знак на станции Канаш-1.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5f/1a/a8/5f1aa8823f209b4a6d8f347139b00db8/656x431_1:5583_3d99224a85b19bab4538725927d2eb0b@2999x1966_0xIoKcTkbg_9371314225520679822.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/96/f4/f6/96f4f64737f28fccec2d7c337c079bd4/656x438_1:5583_69bbcea5746df7bfbd5f977b3f615f55@3000x2000_0x84ooX1OK_8403647363078219353.jpg.webp)
После распада СССР значительная часть электрифицированных железных дорог оказалась за рубежом. Так что суммарная длина ж.-д. дорог России оказалась снова меньше 50 тысяч километров.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/01/51/de/0151deb3ad9725d9f6d24b36cef45355/656x438_1:5583_25a6aa9488c6f421c565e402c1027f74@3000x2000_0xrjlR6cGx_7781871720781283918.jpg.webp)
Сердцем транспортного узла является, конечно, локомотивное депо. Здесь, помимо различных ангаров, электричек и локомотивов, есть паровоз ЭР 796-34 — памятник паровозным бригадам колонн особого резерва НКПС СССР 1941–1945 гг.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5b/0b/60/5b0b608eaaee44be7f9a6eefe223d1af/656x437_1:5583_531acd27dfef4e9926e5a5de77d0dd3c@2999x1996_0xV0hMSA2O_9411655564513817410.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5f/24/ed/5f24edd54d24b19ddb535a1d94e1239e/656x438_1:5583_113f1dfa10210cce34ada2296abd8f8f@3000x2000_0x9YqswUhZ_5266192511108255638.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/96/d5/9c/96d59c91b298d5dee180658d61802d44/656x438_1:5583_b16e67ef022e7709bb1cdce87185a0c0@3000x2000_0xxmdq99DF_3469507301599699803.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4b/d3/4f/4bd34fe2abb92cb7e357e80ca5858b7e/656x438_1:5583_70c6a763abc738beaa7f04d7383cc0c3@3000x2000_0xh6RqOMs4_4319316247296623647.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c3/ca/0e/c3ca0ec45063851fa3d283e2f5b2f17a/656x438_1:5583_6d2973564ca9ae9c09a6fa88781bfdc7@3000x2000_0xrWvKs0I4_5736635400763415205.jpg.webp)
Летопись локомотивного депо на станции Канаш исчисляется с 1893 года, тогда оно было на два стойла. Паровозное депо принимало паровозы для мелкого ремонта и для отстоя пассажирских и товарных паровозов в суровые зимние времена, чтобы не заморозить машины.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e0/f4/44/e0f44428b4599f6925ec7477f8707bd7/656x438_1:5583_f2136c9afc8f2eaf3c38ed51e739ff3d@3000x2000_0xZPIk3hqM_3828815671571927048.jpg.webp)
При ремонте паровозов пользовались свечами и факелами, инструмент применялся самый незатейливый: кувалда, лом, ключи, лапа для небольшого перемещения паровоза.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/81/dc/4e/81dc4e02d87e158020b7a94f9e8b49ef/656x438_1:5583_23f4e605d533f42c8182a51983e2b091@3000x2000_0xc0sX6DaZ_5836018649547186754.jpg.webp)
Вход на территорию депо свободен. Достаточно подойти к весьма дружелюбному и разговорчивому охраннику и спросить про старинный паровоз.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/da/af/da/daafda8b4169c5be0ced4abbf814e3fd/656x438_1:5583_7b0fd05cdb0e4d035310105a59f0479b@3000x2000_0xkdIANTPk_5777327738421862180.jpg.webp)
Богатиловка
![](https://n1s1.hsmedia.ru/60/cf/dc/60cfdc84e1a678c741a3a6a61400896b/656x438_1:5583_87ad333fad5b522150330e3cfad36407@3000x2000_0x27e3BVQc_7193382135312981502.jpg.webp)
Это село в Сеченовском районе Нижегородской области. Согласно сведениям, предоставленным краеведом Владимиром Бакуниным, первоначальное название Богатиловки — Митуралиха, в честь голландца, занимавшегося в этих местах заготовкой леса при Петре I.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/60/55/8e/60558e82a6653e50ab0b302c5922b9c0/656x438_1:5583_33b3c9ba4f74220fb2683e2ba856de98@3000x2000_0x6p8WTu3m_9084373046186668707.jpg.webp)
Деревянный трехпрестольный храм был построен в 1900 году. По легенде, раньше в селе жили 7 братьев, и одному слышалось пение херувимов каждый раз, когда он проходил мимо пруда. Местная помещица Мария Пашкова узнала про этот удивительный случай и построила здесь храм.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/c8/d0/d3c8d07918dad5bd07cc6e459aa7fbc7/656x438_1:5583_83c2ac507a96603c8f62f4e6a559b595@3000x2000_0xVY2joGAm_6757506064753130657.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5e/a3/67/5ea367980eca335cc5507a49dbb30ec8/656x438_1:5583_e1ad2c1bcfc82e71c9de3bd3512cc64e@3000x2000_0xzgrjg4dq_2387399168623236439.jpg.webp)
Нутренка
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/4c/50/b14c50661809ed969b5a8f4c8774337b/656x438_1:5583_814bc9f60dc7593cc51e473f30c42bf3@3000x2000_0x0R8XQXdA_9467163111200976930.jpg.webp)
Возвращаясь в Нижний Новгород по шоссе из Сергача в сторону Княгинино, если приглядеться, можно заметить мрачную громадину православного храма, одиноко стоящего среди полей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/81/76/91/817691fb4326d944bed48700eddfccb2/656x438_1:5583_82cfc528e96956778b33f733bc28e6db@3000x2000_0xjXmprw86_3369783477760210182.jpg.webp)
Топокарты нам сообщают, что здесь находилась деревня со странным названием Нутренка.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/52/f9/21/52f921cfee8008e549dabcd6c86abd27/656x438_1:5583_c1ea7bb43b9c102556e838ba9f5d25aa@3000x2000_0xzWtVSOv9_3345364210821271505.jpg.webp)
Прежде всего в глаза бросается необычная архитектура храма, более подходящая для крупного города, нежели для деревенской церкви.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7c/40/c1/7c40c177a602d6876c654ff5dc1ee4cb/656x438_1:5583_c15dc86a76e87ae05879558171bc7501@3000x2000_0xnNYz0VZu_4196716835746139474.jpg.webp)
В недрах интернета об этой церкви нашлось лишь несколько скупых строк: храм был воздвигнут примерно в 1862 году.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/89/e6/2c/89e62cabb19d3c7e94b2c57e2d9bbf09/656x438_1:5583_a38e74a0831fc878408cf33e19c82911@3000x2000_0xvFbu7sAD_1866998603035484608.jpg.webp)
Однако в архивных фондах Нижегородской духовной консистории есть упоминание о прошении отставного штык-юнкера Ю. Ю. Моисеева, помещика с. Нутренки, о разрешении построить церковь, датированное 21 марта 1777 года. Вполне логично, что ранее здесь находилась другая, скорее всего, деревянная церковь, которая либо со временем, либо вследствие пожара была разрушена, а на её месте воздвигнут каменный храм.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e8/32/00/e832000d50003f9c7e58f8e09a106869/656x438_1:5583_5631a9cfdc30f5242eeb2c80e5b6cda0@3000x2000_0xbrkBjvCj_9006589069924411468.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8d/cd/f2/8dcdf2605acbdb09bb378a7f328a9127/656x421_1:5583_3a82d8f47ea7385ee32d9a27a6fbb34a@2999x1921_0xqaOy0smc_5130625991768433969.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/27/ad/a6/27ada624ea47fef5b8d09847e280d208/656x438_1:5583_4302cbec3ab3295314d0bd7bd46e3b94@3000x2000_0xjLLOfKvr_6816362636722194311.jpg.webp)
Также читайте рассказ Павла о поездках по берегам Горьковского моря и костромским лесам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/47/2b/03/472b03bba40b208ff1ee459f0837223e/656x438_1:5583_bf383899a241f27b79d70a1c8c6c03fc@3000x2000_0xB7Y11G1T_6059370494677683330.jpg.webp)