![](https://n1s1.hsmedia.ru/37/15/39/371539f6bff2f088154caab096116b93/656x492_1:5583_015453ce069a8219e5354c0a00710280@1280x960_0xSIMOPVGk_5887360765227143808.jpg.webp)
Сплав по рекам Непала
Идея сделать водный маршрут в Непал именно в январские каникулы возникла спонтанно в ноябре во время планирования летних маршрутов. Непал для половины нашей группы уже давно не является незнакомой страной: за плечами опыт прохождения рек Калигандаки, Марсианди, Карнали, Бхоти-Коси, Сун-Коси, восхождение на Кала-Патар, пик Мера и трекинги к восьмитысячникам. Поэтому сложностей организовать в этой стране маршрут у нас не возникло.
Во время обсуждения маршрута и состава группы постоянно зондировали стоимость билетов до Катманду. На удивление цены не менялись с приближением Нового года. Оставалось определиться с самим маршрутом. С учётом низкого январского уровня воды в реках вариант сразу пал на полноводную Сун-Коси. Оставалось выбрать что-то в связку к ней. Тамба-Коси и Бхоти-Коси не рассматривались в принципе из-за отсутствия воды. Арун из-за сложной заброски тоже отмели. Тамур — слишком просто. И вот тут наш взор устремился на Дудх-Коси.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/c9/76/bcc97669503752bc3ba0553a4f157265/656x492_1:5583_7f5377d33f191df55c571cf8546fc6e0@2560x1920_0xqzMka8rZ_9018535272696652548.jpg.webp)
Река Дудх-Коси берет свое начало на склонах и ледниках Эвереста и вытекает из озёр Гокьё. Это самая крутопадающая река в мире: дельта между высотой истока и устья составляет около 5200 м. Это больше, чем у любой другой реки на этой планете. Дудх-Коси является настоящей легендой среди каякеров и водников: крутые пороги, мощное течение, необыкновенные пейзажи высокогорья создают особую атмосферу.
В переводе на русский Дудх-Коси значит «Молочная река». Би-би-си даже выпустила в свое время фильм о сплаве каякера Майка Джонса — Dudh Kosi: Relentless River of Everest («Безжалостная река Эвереста»). Это и одна из самых труднодоступных рек мира!
![](https://n1s1.hsmedia.ru/99/73/99/997399ff84d3188db692394baa2cf4c3/525x700_1_db9bebc1982f1f618c42a9858a780779@960x1280_0xlD6caKDW_7587523825883217491.jpg.webp)
Главная задача, которую мы ставили перед собой, — это осуществить разведку новой для катамаранщиков реки. Составить подробную лоцию и описание порогов. Написать подробный отчёт с указанием всех деталей по общепринятым в России правилам. До нас никто ещё этого не делал.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/75/29/fe/7529fe0eb94944db1fa820aab91ee62b/656x492_1:5583_8c0eb78fbc8542310a94f73420ac91f7@1280x960_0xsS0rdIJw_2522020893653350262.jpg.webp)
Свое путешествие мы начали от села Баса, где находится один из сложнейших для сплава каньонов — Прорыв Тари. Во время изучения информации о заброске на реку мы выяснили, что там можно попасть практически колесами в воду, остается только спуск по вертикали порядка 600 метров. Непальцы проложили тут новую дорогу, которой не так давно еще не существовало, и во всех предыдущих очерках о Дудх-Коси фигурирует многодневная пешая заброска. Информацию эту удалось получить от треккеров, которые выбирают альтернативный путь к Эвересту — не через перелет в Луклу, а джипом и затем пешком.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/25/27/db/2527db3f7ccb355cd4c981fa1938b695/656x344_1:5583_f4336cdad91f5aef81df626fe658cdf6@1188x622_0x4c5E7rvI_3917181083072474387.jpg.webp)
Дудх-Коси притягивала ещё и тем, что по ней практически нет информации. Нам предстояло пройти эту реку в режиме первопрохождения, так как на таких судах, как у нас (спортивные двухместные катамараны), этот участок еще никто не проходил. Наша задача была пройти данный участок максимально безопасно, написать подробную лоцию и дать название порогам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1f/66/13/1f6613c89a3c27ad2e43f8c027a77281/656x438_1:5583_561037045dab4c6d3a08dc1069ef4de4@2560x1707_0xmYt9JFlY_7053428209920695202.jpg.webp)
Путь до Басы неблизкий. Из Катманду мы выехали в шесть утра, и нам нужно было доехать до Салери, там переночевать и нанять внедорожник для заброски в Басу. Салери сейчас очень немноголюден, туристов там сейчас практически не бывает. Из этого села до открытия аэропорта в Луклу начинали свой путь туристы к базовому лагерю Эвереста.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/01/6a/26/016a26864ad540b7e5f9f93245f6bca9/656x438_1:5583_56e8cde9136859690cde5136b00ff93d@2560x1707_0x3pV3c6kX_6639890463842072847.jpg.webp)
Спустившись в каньон в районе моста Баса и начав сплав, мы столкнулись с тем, что в условиях низкой воды на реке множество препятствий оказались с габаритными непроходами для катамаранов, а также с тем, что сложность многих из них, даже при наличии воды, кардинально превышает пятую категорию сложности. Многие препятствия можно охарактеризовать как «шестерку» (самая высокая категория сложности у водников. — Прим. ред.).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/11/48/1f/11481fd3ce46d835f3cf36ac18f59ed4/656x492_1:5583_8fd6691ebe433504abdd7aaa221897ac@2560x1920_0xJ1jEObOt_3762415253759878133.jpg.webp)
За четверо суток мы смогли пройти всего 5 км Прорыва Тари, «работая» на воде по 10–11 часов в день. Постоянные очень трудоёмкие и опасные обносы, где-то через огромные валуны, где-то по свежим селевым выносам и так далее. Все участки и пороги, в которых было достаточно воды и которые соответствовали категории сложности не выше пятой категории, мы воспринимали с особой благодарностью и удовольствием. Все нами пройденные пороги 5 к. с. по высокой и даже средней воде, скорее всего, станут непростыми «шестерками».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a7/91/25/a79125753ce3dd288d75131e4480e9e8/656x492_1:5583_dbb1c65a57d311cba93b4f0326323a6e@2560x1920_0xQYa3FcTP_7329101005323114972.jpg.webp)
В конце четвертого сплавного дня мы дошли до первого места (следующий подвесной мост через Дудх-Коси, считая от поселка Баса), где возможен выход с реки. Весь вечер думали и приняли решение вылезать из каньона и переезжать на реку Сун-Коси.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d8/94/f3/d894f378d94974186d6c58f033b2ff76/656x369_1:5583_526378df4c277dbedb5a1115a2577c7b@1280x720_0xdKvJeSOy_9352175784443449663.jpg.webp)
Дело в том, что, оставшись дальше на Дудх-Коси, мы рисковали не успеть на самолёт. В этом месте мы имели еще возможность выйти на дорогу, а далее, на протяжении многих километров, дороги рядом с рекой уже не было, и аварийный выход сильно усложнялся. Глубокие каньоны с негабаритами и неочевидными обносами не вселяли оптимизма на то, что мы успеем дойти до стрелки с Сун-Коси вовремя.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/96/0a/22/960a22bd46127e6f29a49976acab6d71/656x492_1:5583_64131290118feeb29c9e16bc95781013@2560x1920_0x9QRWrcjN_4331886473199388276.jpg.webp)
Также мы планировали остаться в рамках Кубка России (минимально пройденное расстояние 100 км), а для этого нам надо было успеть сплавиться по Сун-Коси. Пока часть группы совершала антистапель (упаковка снаряжения. — Прим. ред.), два участника команды поднялись из каньона наверх, дошли до деревни Bhumethan, где смогли нанять портеров для подъема из каньона катамаранов. Из деревни Bhumethan нам удалось нанять авто до реки Сун-Коси, сплав по которой и стал нашей дальнейшей целью. За четыре дня прошли по ней до поселка Barahakshetra около 150 км и взяли транспорт до Катманду.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/40/20/be/4020be018f415c2478be27a3ada6027b/656x492_1:5583_977881a2c0a81de8be59ae30164982ac@1280x960_0xXvad6nc0_9504416410424052457.jpg.webp)
Достопримечательности Катманду
Я успела только посмотреть храмовый комплекс Сваямбунадх, еще его называют Храм обезьян. Расположен комплекс на вершине холма Сваямбу в западной части города.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1a/b9/77/1ab9774eaf20a26cb8fb0ada4970b3e8/656x438_1:5583_75b54dd03cd5677821dc750cb4937d86@2560x1707_0x1G1dj44n_6763737210773874578.jpg.webp)
Работы по восстановлению инфраструктуры комплекса после землетрясения в 2015 года идут до сих пор. Там много людей, собак и обезьян.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9e/81/2e/9e812edbf70f7687dc4ee18e0fbaba0b/656x438_1:5583_a02b4fa5776ff3148bf41a1af9be2022@2560x1707_0xflC2b1I6_1032495433590462786.jpg.webp)
За вход в храмовый комплекс взимается плата — 1,88 USD (200 рупий). Понимаете вы это, уже начав подъем по лестнице, слева вас ожидает площадка с кассой. Как и всегда в Непале контроллер-кассир появляется из ниоткуда.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/94/b0/53/94b05387a03c493685907f731311a311/656x438_1:5583_376138a64accf5e39eee81435d07cd00@2560x1707_0xDtu7F0eZ_6929485899165310744.jpg.webp)
Для бережливых туристов есть варианты подъема, свободные от поборщиков: либо с противоположной стороны от главного входа, либо по одной из боковых лестниц. Как мы и сделали!
![](https://n1s1.hsmedia.ru/81/30/59/813059ae3f639c5190184ee7df829139/656x319_1:5583_d8f1c53b6588de15ef8169623602de19@1280x622_0xOd7TtsEp_6073094584919069403.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/92/c4/f0/92c4f01983690021e3a9fa09db4bfe63/656x492_1:5583_0534614759153524b5e778af1f084515@1280x960_0x74Q3Yh1q_7951596114225017686.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0e/b0/41/0eb041ca86e9fd50a8ae6ff2682482f3/656x438_1:5583_1010ef612d4e794b81182c0e4d2eed33@2560x1707_0xdhUk5g16_4593206820455415466.jpg.webp)
На прошлой неделе мы публиковали рассказ Яны о непальской еде, хитрых таксистах и отдаленных горных деревушках.
Фото: Яна Мазурова
Ещё больше красивых кадров в нашем Instagram! Подписывайтесь, и смотрите на яркие фотографии каждый день!