Российская ассоциация политических консультантов (РАПК) подсчитала, сколько надо будет потратить кандидату, чтобы стать депутатом Госдумы. В среднем, это 100 млн рублей. В Москве, Санкт-Петербурге, а также в Челябинской и Нижегородской областях – дороже, около 150 млн. Кресло депутата городской Думы, выборы в которую прошли осенью 2015 года, стоило существенно дешевле – 10-15 млн рублей.
Вице-президент РАПК, политтехнолог Петр Быстров подсчитал, что кампания по выборам в Госдуму будет стоит в среднем 10 долларов на избирателя. Для того чтобы стать депутатом, кандидату будет необходимо завоевать расположение по меньшей мере 125 тысяч человек в своем округе, приводит РБК данные политтехнолога. Таким образом, победа будет стоить кандидату 1,25 млн долларов, что при сегодняшнем курсе американской валюты составляет в среднем около 100 млн рублей. При этом, указал Быстров, чем выше конкуренция, тем дороже кампания. К регионам с высоким уровнем конкуренции специалист отнес Москву, Санкт-Петербург, а также Челябинскую и Нижегородскую области, в которых расходы на пиар кандидатам придется увеличить в 1,5 раза – примерно до 150 млн рублей.
С подсчетами Быстрова согласны директор Приволжского филиала Института социологии РАН Максим Лубяной и сопредседатель ассоциации политтехнологов Нижегородской области Роман Пермяков. «Вместе с тем, это, конечно, грубый подсчёт, поскольку регион региону рознь, а бюджет избирательной кампании формируется под влиянием нескольких десятков факторов как объективных, так и субъективных для кандидата и политтехнологов, - пояснил редакции NN.RU Роман Пермяков. - Особенно сильно влияет на бюджет общая экономическая и политическая ситуация в регионе, показатель узнаваемости кандидата, показатель лояльности избирателей к кандидату, уровень конкурентности на округе, лояльность к кандидату местной и региональной власти, его партийная принадлежность и партийный «вес», наличие или отсутствие первичной агитационной сети, круга доверенных лиц, ЛОМов и многое другое». Есть также ещё и ряд весьма специфических факторов. К примеру, работая в прошлом году на выборах в Республике Коми, при формировании бюджета команде Романа Пермякова пришлось закладывать крупные суммы на банальную «логистику» избирательной кампании – на некоторые территории севера мы могли попасть только на вертолете». Впрочем, этот аспект может оказаться актуальным и для Нижегородской области, на территории которой осуществлен «лепестковый» принцип нарезки округов.
Вместе с тем, у кандидатов есть возможность снизить стоимость предвыборных расходов – например, начать ее раньше. «Ранний старт избирательной кампании, грамотная аналитика на первом этапе избирательной кампании, правильный выбор предвыборной стратегии, эффективное планирование, и, как венец всему этому – профессиональная и успешная команда политтехнологов - могут значительно снизить бюджет и повысить общую эффективность избирательной кампании», - уверен Роман Пермяков. Кстати, максимальный размер избирательного фонда, разрешенный законом, составляет 15 млн рублей.
Вспоминая выборы в Думу Нижнего Новгорода, эксперты отмечают, что они были дешевле (что, конечно же, очевидно) и обошлись победителям округов в сумму около 10-15 млн рублей. «У нас летом затраты получились около $3 за голос», - рассказал специалист по политическому PR Алексей Садомовский. Ранее Роман Пермяков оценивал место депутата горДумы в «5 тонн гречки, 5 тонн риса и 5 тонн подсолнечного масла». Тележурналист Александр Демин, получивший известность благодаря программе "Вечер трудного дня", который участвовал в выборах в качестве кандидата, вспоминает что потратил на кампанию не более 100 тысяч рублей. И в итоге получил поддержку всего 6,55% жителей округа, пришедших на избирательные участки. Впрочем, как уверял сам Демин, на выборы он шел не ради мандата, а «чтобы провести журналистское расследование на тему "можно ли стать депутатом без денег".