Сегодня Людмиле Марковне Гурченко исполнилось бы 80 лет. Великой актрисы не стало в 2011 году. В последние годы жизни звезды ее имя было связано с многочисленными скандалами: конфликт с дочерью из-за наследства, ссора с Борисом Моисеевым и так далее. Все дело было в непростом характере Людмилы Марковны - она никогда не могла простить предательства.
Мы решили вспомнить самые яркие роли актрисы, которые вошли в золотой фонд советского и российского кино. Благодаря им Гурченко стала по-настоящему народной
1.«Карнавальная ночь» (режиссер Эльдар Рязанов). Образ Леночки Крыловой – одна из первых и главных ролей в кино Гурченко.
«Мы уже начали снимать с одной известной актрисой, которая явно эту роль не тянула, смотрелась в ней неорганично. Я не хочу называть ее имя, чтобы не обижать. Гурченко на пробах тоже не всем понравилась. Слишком современная, слишком мужественная, не красавица… Но зато она смотрелась естественно», - рассказал однажды Эльдар Рязанов.
«Я шла по коридору студии «Мосфильма». На лице у меня было написано: «Все хочу, все могу, всех люблю, все нравятся». Навстречу шел Иван Александрович Пырьев. Я еще больше завихляла, еще выше задрала подбородок. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось, как будто он увидел диковинного зверька. «Стойте, - он развернул меня к свету. - Я вас где-то видел». «Я пробовалась в «Карнавальной ночи». «А-а, вспомнил. Вы пели…». Пырьев привел меня в павильон, где снимался фильм и попросил опытного оператора снять получше: «Поработай над портретом — и будет человек». – написала в своей книге актриса.
2. «Старые стены» (режиссер-постановщик Виктор Трегубович). Гурченко – директор фабрики Анна Смирнова.
«Я всегда буду молиться на Трегубовича за то, что он взял меня в свой фильм «Старые стены» на роль директора текстильной фабрики. И это после «Карнавальной ночи»! Он очень рисковал. Публика могла сказать: «Фу! Какая она директор?!» Меня же считали второсортной, потому что, как казалось, я только петь и танцевать умею. Ничего серьезного. Но мне тогда было все равно: утвердят, не утвердят. Я же не партийная, профсоюзные взносы долго не платила. У меня было суицидно-депрессивное состояние: думала, все, больше не могу выдержать», - из интервью Гурченко.
3. «Соломенная шляпка» (сценарий и постановка - Леонида Квинихидзе). Гурченко – хозяйка шляпного салона Клара Бокардон.
«Люся Гурченко пробовалась на роль аферистки Зои в фильме «Крах инженера Гарина». Она очень хотела стать Зоей. Но вместо нее в аферистку перевоплотилась актриса Нонна Терентьева. Мне так понравилась игра Нонны, что я хотел ее пригласить и на роль Клары Бокордон в «Соломенную шляпку». Но в этом образе более убедительной была Людмила. До того как прийти ко мне на пробы, она уже снялась в картине «Карнавальная ночь» и в фильме моего отца «Музыкальный магазин». Поэтому я и предложил ей роль в «Соломенной шляпке». Она согласилась, несмотря на то, что была на меня немного обижена», - вспоминал Квинихидзе.
4. «Двадцать дней без войны» (режиссер - Алексей Герман). Одна из самых ярких киноработ Гурченко. Актриса примерила на себя образ Нины Николаевны. Партнер Гурченко – Юрий Никулин.
Главную женскую роль Герман собирался отдать Алле Демидовой, но Симонов не соглашался категорически. На пробы вызвались нескольких популярных актрис: Зинаиду Славину, Алису Френдлих, Ларису Малеванную и Людмилу Гурченко. Людмила Марковна и была утверждена на роль.
«С Люсей на съемках «Двадцать дней без войны» мы ссорились. Она устраивала истерики. И «скорую помощь» ей вызывали, чтобы она успокоилась. Видите ли, процесс съемки художественного кинематографа: чем больше дружат, тем хреновее кино! Люсю в картину я утвердил как компромисс. Хотел снимать в главной роли другую актрису, но не сложилось. У Гурченко было много своих «штампов». И я пошел на хитрость. Я понял, что ее нужно сердить. Намеренно мог ей сказать что-нибудь неприятное - например, что она сегодня неважно выглядит. Люся вмиг загоралась, выходила из себя. Меня люто ненавидела. При этом в своей обиде искала спасения у Никулина, своего партнера. Ненависть ко мне ей надо было компенсировать трогательной нежностью к Никулину, к которому она начинала тянуться, - так на экране появлялся «второй план». И я ввел почти за правило, говорил группе: «Все, я пошел сердить Люсю», - и шел готовить ее к сцене», - рассказывал Герман.
5. Детский музыкальный фильм «Мама» (режиссёр - Элизабет Бостан). Гурченко - Мама-коза .
Во время съемок фильма-сказки «Мама» в 1976 году клоун Олег Попов, катаясь на коньках, неудачно прыгнул вместе с Гурченко и сломал ей ногу. Актрису часто ругали: «Сколько лет, а все на шпильках скачет». Но те, кто так говорил, просто не знали, что такое винтовой многооскольчатый перелом, когда пятка впереди, а сама ступня болтается где-то сзади. С тех пор одна нога актрисы была почти на полтора сантиметра короче другой. Но не это заботило актрису, а то, что она могла снова выпасть из кино, и на этот раз навсегда. Гурченко была в отчаянии. Сниматься хоть с костылями, хоть без них, хромой и больной. Она была готова на что угодно, лишь бы не вычеркнули из профессии. Позже актриса признавалась: «Я себя готовила. Нет, не к самоубийству, но была на грани».
6. «Пять вечеров» (режиссер – Никита Михалков). Гурченко - Тамара Васильевна.
«Я был первым слушателем, которому Люся читала свои потрясающие воспоминания, перелистывая мятые, исписанные мелким косым почерком страницы будущей книги, о своих родителях, детстве и всей своей жизни. Это было во время подготовки к съемкам фильма «Пять вечеров». Кстати, с этой картиной, а точнее, с участием в ней Гурченко, связана одна занятная история. Чтобы сняться в «Пяти вечерах», Люсе по ряду технически организационных причин пришлось сыграть у меня же в «Обломове». Но как сыграть… Помните, во время сцены дневного повального сна в усадьбе у окна сидит старуха древняя, в сетке морщин, согбенная, которая на секунду смотрит в камеру, а потом роняет голову - уснула, как и все. Вот это и была Гурченко», - рассказывал в одном из интервью Михалков.
7. «Сибириада» (режиссер - Андрей Кончаловский). Гурченко - Тая Соломина.
«Съемки «Сибириады» были для меня очень тяжелыми: я сломала ногу и, если вы приглядитесь, в некоторых сценах даже прихрамывала. Чтобы со мной поработать, Андрон Кончаловский ждал полгода, когда я снова смогу ходить. Мне костюмеры нашли один сапог 38-го размера, а второй - 40-го, чтобы нога в гипсе помещалась. Зато была чудесная компания: Андрон, Никита. Помню, снимали сцену, где герой Михалкова накрывает нас плащом и начинает имитировать соответствующие движения - сами понимаете. И Никита боялся пошевелиться, чтобы мою больную ногу не задеть. А Андрон кричит: «Люся, ты давай, здоровой ногой, которая в кадре, что-то делай!». Отсняли меня крупными планами, а на общие взяли девушку из массовки. Никита потом хохотал: лежим мы с девушкой под плащом, а она у меня спрашивает: «Скажите, а как называется картина?», - вспоминала актриса.
8. «Любовь и голуби» (режиссер – Владимир Меньшов). Гурченко - Раиса Захаровна.
«С ней было трудно дружить. Практически со всеми она рано или поздно портила отношения.. Причем это зависело исключительно от химических процессов в ее мозгу, а не от объективной реальности. Таким уж она была человеком... Мы с ней не общались с тех пор, как она написала про меня какую-то гадость в одной из своих книг. Ну и потом мне говорили, что она обиделась, когда я не пригласил ее на роль в «Ширли-Мырли». Опять же — был период, когда она была в меня влюблена и всем меня нахваливала. А потом вдруг раз, и такое несправедливое отношение. Она вообще в этом плане была настоящей артисткой — любую хорошо исполненную роль другой актрисы Гурченко воспринимала как вызов самой себе. Каждый раз в таких случаях она с досадой спрашивала себя: «А почему это сыграла не я?» Ну и виноватым, конечно, всегда оказывался режиссер», - вспоминал Меньшов.
9. «Вокзал для двоих» (режиссер – Эльдар Рязанов). Гурченко – официантка Вера Нефёдова.
«Гурченко, когда снимается, отдает себя целиком фильму, своей роли. В этот период из ее жизни исключается все, что может помешать работе, отвлечь, утомить, забрать силы, предназначенные для съемки. Когда кончается рабочий день, она возвращается домой и заново проигрывает все, что снималось сегодня, и готовится к завтрашней съемке. Она точно знала, в чем драматургия эпизода, каково его место в картине, какие качества героини ей надо здесь проявить, где в тексте правда, а где ложь, Полная самоотдача и глубокое проникновение в суть своего персонажа», - отмечал Рязанов.
10. «Пестрые сумерки» (режиссер – Людмила Гурченко). Гурченко - Анна Дмитриевна Семёнова.
«Я живу и работаю для вас! Когда я в кадре, я предощущаю, как вы улыбнетесь или заплачете, глядя на экран. А когда я выхожу на сцену и слышу ваши аплодисменты! Это для меня как взлет в небо, как взмах крыльев, как наркотик, как водка, как адреналин!», - Гурченко о своей работе.