Страна и мир Мощный телескоп обнаружил в космосе странную звездную пару

Мощный телескоп обнаружил в космосе странную звездную пару

Звезды заключены в двойное газовое кольцо

Художественное изображение GG-Tau-А

Ученые получили новый инструмент для поиска планет, находящихся за пределами Солнечной системы (экзопланет). Они изучили странную звездную пару в созвездии Тельца, окруженную двойным газовым кольцом.

Открытие сделала группа ученых под руководством Анн Дютри (Anne Dutrey) из Лаборатории астрофизики в Бордо и французского Национального центра научных исследований. Как сообщается на сайте Европейской южной обсерватории (ESO), ученые использовали мощный чилийский телескоп ALMA, чтобы изучить распространение пыли и газа в звездной системе под названием GG-Tau-А. Объект расположен в 450 световых годах от Земли в созвездии Быка, ему всего несколько миллионов лет.

В системе есть больший, внешний диск, окружающий звездную пару, и внутренне кольцо, расположенное вокруг главной, центральной звезды. Внутренний диск имеет массу, близкую к массе Юпитера. Долгое время малый диск был загадкой для исследователей, поскольку при скорости, с которой он теряет материю, он давно должен был перестать существовать. Ученые выяснили, что меньшее кольцо «живет» за счет вещества, которое передается из большего кольца. Между двумя дисками существует постоянная, стабильная связь. Такое явление исследователи наблюдали впервые.

Планеты формируются из фрагментов звезд. Если похожий процесс, увиденный через ALMA, обнаружится в других звездных системах, станет известно большее количество мест, где могут быть обнаружены экзопланеты.

Первым этапом изучения планет было изучение одиночных звезд типа Солнца. Недавно выяснилось, что большая часть планет-гигантов вращается вокруг бинарных звездных систем. Открытие подтверждает существование таких планет и дает лучшее представление о процессе формирования звезд, позволяет расширить поле для поисков новых экзопланет, в том числе в Звездном пути, считают ученые.