Страна и мир Путешествие по Европе. Таллинские сюрпризы

Путешествие по Европе. Таллинские сюрпризы

Эстония. Потрогай трубочиста - и будет тебе счастье

В сентябре вместе с сестрой я отправилась в небольшое путешествие по Европе. Наш маршрут прошел по территории четырех государств: Эстонии, Бельгии, Голландии и Франции.

Посещая другие города, общаясь с людьми других стран, я поняла, насколько стереотипны и неверны были мои представления о Европе и европейцах, их отношении к нам, о том, что такое качество жизни, уровень культуры и развития общества. И сделала главный, наверное, вывод: не верить тому, что говорят по телеку и пишут в наших газетах. Просто учить иностранные языки и отправляться в собственное путешествие, чтобы все увидеть собственными глазами.

Во время путешествия мы посетили четыре столицы и несколько городов Бельгии, поскольку это родина моей подруги Beatrijs De Mol. Она показала нам свою страну и рассказала много интересных и полезных историй. Без неё и её мамы Béatrice Siaens наша поездка, которая длилась около десяти дней, была бы невозможной и, конечно, не такой увлекательной. В наш маршрут входили и классические туристические достопримечательности, и те, которые известны только местным. Мы узнали, откуда в Бельгии взялся трамвай до Москвы, почему в брюссельском рыбном ресторане спрашивают твое имя, зачем писающему мальчику 800 костюмчиков и прочие интересные вещи.

Первым европейским государством, в которое мы приехали, была Эстония. Мы покупали билеты за полгода до путешествия и, поскольку хотели сэкономить, выбрали стыковочный рейс из Москвы в Брюссель с пересадкой в Таллине. Стоимость перелета составила около 10 000 рублей (туда-обратно). Друзья и знакомые запугивали нас, рассказывая о том, какие эстонцы могут быть вредные: притворяться, что не говорят по-русски, направлять не на ту улицу, задерживать во время проверки документов в аэропорту и так далее. Напрягало то, что на обратном пути мы также делали пересадку в Эстонии, и на всю процедуру у нас было всего 50 минут. Опытные путешественники говорили, что попытка так быстро перебраться из одного самолета в другой практически обречена на провал. С таким-то настроением мы и отправились в поездку.

До рейса из Таллина в Брюссель у нас было достаточно времени, целых восемь часов. Поэтому мы сели на автобус № 2 и поехали в город. Первая неожиданность ожидала нас за рулем автобуса. Водитель отказался брать с нас деньги за проезд. Он сказал, что с 20 евро (билет стоит 1,5 евро) у него нет сдачи, - даже после того, как рассчитался с несколькими пассажирами. Вместо того, чтобы продать нам билеты, эстонец вручил нам карту города и указал, куда идти от остановки, чтобы попасть в историческую часть и прогуляться по старому городу. Мы ожидали подвоха, но водитель был приветлив и пожелал хорошей прогулки.

В старом городе, на узких улочках, вымощенных камнем, было не очень много людей: толпы туристов появились около часу, а мы прилетели в десять утра. Мы ходили по улицам без цели: заглядывали в магазины и поворачивали в любой переулок, который казался нам симпатичным. Дома были чистыми, украшены цветами, вывески магазинов – яркими, с кучей разных книг, сувениров, игрушек и вязаных вещей с национальными узорами. На центральной площади стоял рыцарь в доспехах, который обратился к нам по-русски и предложил сфотографироваться вместе. В Таллине есть специальное место для туристов (на карте отмечено букой «i» - информация), где можно узнать все, что тебе нужно как. Но, конечно, было приятнее общаться с местными.

Чтобы отправить открытки своим друзьям, мы заглянули в небольшой магазинчик. В Эстонии почтовые марки, открытки, конверты продают в любом месте, а свое послание можно опустить в висящий рядом с ним улице почтовый ящик. Продавец, женщина сурового вида и в очках, увидев нас, последовательно ответила нам на двух языках (английском и русском), а затем перешла на русский. Она поинтересовалась, как долго мы пробудем в Таллине. Услышав, что у нас есть всего пара часов, но нам хочется увидеть побольше, эстонка разговорилась. Женщина рассказывала о Таллине долго и с охотой, подчеркнув, что очень любит свой город.

В её речи не было ни капли акцента. Она спросила, где мы успели побывать, и посоветовала подержать за пуговицу скульптуру трубочиста: в Эстонии он приносит счастье. Женщина рекомендовала нам поторопиться «наверх», на холм Тоомпеа, в старый город (Таллин делится на более старый верхний город и более современный нижний). Именно там, по её словам, с нескольких точек можно увидеть город во всей красе. Через пять-десять минут мы увидели сотни красных крыш и большую часть старого города: белые дома, храмы, улицы. Старый город Таллина входит в список ЮНЕСКО и благодаря любви и заботе эстонцев хорошо сохранился. Здесь, в отличие от многих старинных европейских городов, нет мусора, не пахнет канализацией.

По пути мы заглянули в магазин для коллекционеров, с марками и монетами. На улице стояла небольшая витрина с русскими бумажными купюрами начала XX века. Старый эстонец, который плохо говорил по-английски, показал нам несколько альбомов с марками и скривился, когда демонстрировал советские монеты, сложенные в коробку. Видимо, плохо продаются.

Перед отправкой в аэропорт мы заглянули в ирландский паб «Mad Murfy's». Я попросила бармена – крепкого мужчину лет сорока – налить нам эстонского пива. Прохладный пенный напиток оказался очень вкусным. Хрустя орешками, мы смотрели на улицу, которую заполнили люди. В пабе работало несколько телевизоров со спортивными передачами разных телекомпаний (в том числе российской). Бармен спросил у меня, из какой я страны, как долго собираюсь пробыть в Эстонии и загляну ли в Таллин на обратном пути. Поболтав с ним, мы отправились дальше. Эстонец догнал нас на улице и вручил визитку, сказав, что будет рад увидеть снова.

За пару часов мы повидали разные соборы, площади и обычные дома. А ещё зашли в старое отделение почты, дом на площади Лосси, где в свое время останавливался Петр Великий. Трудно было поверить, что под низкими темными сводами когда-то стоял наш высоченный царь. Российский император был частым гостем в нынешней эстонской столице, которую он когда-то завоевал, и с ним связано много легенд.

Одна из «фишек» города – каменные птицы, которыми отделяют пешеходную часть от проезжей. Креативно и удобно: в теплый солнечный день на птице можно сидеть. А проезду велосипедов она не мешает.

В Эстонии видно уважение европейцев к велотранспорту. У байкеров есть своя полоса. На дороге она отмечена специальным знаком либо красным цветом (если покрытие – не асфальт, а камень).

К сожалению, мы не успели побывать в морском порту Таллина. Главный международный аэропорт, названный в честь предыдущего президента Эстонии Леннарта Мэри, находится вблизи огромного озера Юлемисте. Его можно увидеть из самолета.

На обратном пути у нас не возникло проблем ни с пограничниками, ни с сотрудниками аэропорта: все были вежливы и выражали готовность помочь. Правда, в следующий раз в полет я буду брать еду с собой: куплю её в эстонском продуктовом магазине или булочной. В таллинских ресторанах еда всегда дороже, даже если это обычный McDonald's (в городе полно туристов). А «Эстонские авиалинии», как и другие авиакомпании, не кормят летящих эконом-классом. Обычный бутерброд и чай обходятся в 8 евро (400 рублей).