Каждый день нижегородцы часами стоят в пробках. Это не только потеря времени, но и денег (вспомните цены на такси, особенно в часы пик) — и всё из-за географических особенностей и застройки Нижнего Новгорода. В том же историческом центре нельзя снести или передвинуть дома, как не удастся проложить широкие магистрали.
NN.RU поговорил с Алексеем Смирновым, директором по развитию компании «STEP. Транспортные решения» и экспертом в области развития транспортных систем городов, агломераций и регионов. Он рассказал, что можно изменить в Нижнем Новгороде ради лучшей жизни.
Главной причиной пробок, по мнению эксперта, является сама концепция развития Нижнего Новгорода. Советские города закладывались на более низкий уровень автомобилизации, но теперь времена изменились и на тысячу жителей приходится около 300 автомобилей.
— Необходимо развивать альтернативу, в первую очередь, перевести модальный сплит в сторону общественного транспорта. Это позволит людям пересесть на него с личных автомобилей, тем самым снизив нагрузку на улично-дорожную сеть, — считает Смирнов.
Модальный сплит — процентное соотношение между группами жителей города, пользующихся разными видами транспорта: личным и общественным.
Взять и издать один указ, росчерком пера поборов проблему, невозможно. Для этого надо сформировать эффективную маршрутную сеть с приоритетными магистральными направлениями, удобными пересадками и выделенными полосами. Это позволит общественному транспорту быть более конкурентноспособным, поскольку многие все-таки предпочитают личные автомобили из-за комфорта и удобства.
— Должен быть обновлен подвижной состав, проработаны тарифы, предусмотрены варианты одностороннего движения. Для всех этих целей можно использовать технологию компьютерного моделирования, — заявил Алексей Смирнов.
За последние годы в Нижнем Новгороде действительно начали появляться выделенки для общественного транспорта. Также власти региона пару лет назад заявили о введении новой маршрутной сети: «ненужные» маршруты отменили, у других изменили пути следования, чтобы не было «двойников». Однако на текущем этапе все эти меры не привели к улучшению ситуации (если не сказать, что стало только хуже). В период губернаторства Никитина столица Приволжья получила сотни новых автобусов, власти лишили лицензии ряд частников, забрав себе их маршруты, но жители продолжают называть проблему с общественным транспортом одной из главных. В городе наблюдается серьезный дефицит водителей: «Нижегородпассажиравтотрансу» не хватает несколько сотен сотрудников, — и эту загвоздку не удается решить годами.
Многие специалисты рассматривают в качестве оптимального вида транспорта трамвай. Среди плюсов — высокая провозная способность, экологичность, долгий срок службы и безопасность. Однако есть и подводные камни: дороговизна и обустройство инфраструктуры. Тем не менее в Нижнем Новгороде пару лет назад начали масштабнейшую программу по обновлению электротранспорта: власти региона заявили, что до 2026 года обновят все трамвайные пути в городе и приобретут 170 новых вагонов. «МиНиНы», которые производят в Ворсме вместе с белорусскими специалистами, уже курсируют в столице Приволжья. Однако, чтобы дать объективную оценку проделанной работе, жителям остается ждать завершения крупного проекта.
Другой экологичный вид транспорта — электробусы, которые пару месяцев назад начали появляться на улицах Нижнего Новгорода. Власти приобретают их вместо «убитых» троллейбусов. Тут тоже не всё так гладко: нужно строить станции зарядки, переоборудовать троллейбусные депо под электробусы, ведь они требуют наличия энергосетей с большой мощностью. Говоря о стабильности на дорогах и выполнении временных интервалов, ситуацию обременяет ограниченная дальность хода и снижение заряда батареи зимой. Однако нижегородцам следует дождаться, когда все единицы транспорта поступят в город, чтобы оценить их (не)удобство на практике.
В теплые месяцы, как считает Алексей Смирнов, есть еще одно решение (которое вряд ли понравится нижегородцам) — электросамокаты. Многие уже используют кикшеринг как способ перемещения между остановками. Самокаты существенно разгружают дороги и занимают, по словам эксперта, в разы меньше площади, чем движущийся автомобиль.
Теперь немного о радикальных методах. Некоторые нижегородцы уже годами предлагают запретить личный транспорт в исторической части города. Такой подход решит проблему пробок, но создаст гораздо более серьезные:
— Инициатива по запрету использования автомобилей в исторической части города понятна. Это действительно может исправить ситуацию: нет машин — нет пробок. Плюс чистота, эстетика. Но на этих территориях всё же есть резиденты, они там живут, есть офисы, которые будут работать, есть доставка.
Как вариант — сделать въезд по пропускам для жителей, работников и курьеров. Однако это слишком сложная задача, а доставка товаров и подъезд к домам и офисам только усугубит ситуацию, что вызовет социальный конфликт. Гораздо надежнее изменить улично-дорожную сеть, последуя примеру Москвы.
— Столичный опыт показывает, что при должном развитии общественного транспорта и при работе с улично-дорожной сетью получится не только повысить скорость движения потока, но и снизить аварийность. Вспомним Садовое кольцо, стоящее до реконструкции в бесконечных пробках. Главной идеей транспортных преобразований было создание единого профиля дороги, чтобы убрать все «бутылочные горлышки». Расширить самые узкие места — мосты и тоннели — было невозможно, поэтому в ходе благоустройства излишнюю ширину дороги на ряде участков отдали под дублеры с парковками, пешеходное пространство, — привел пример Алексей Смирнов.
Эксперт резюмировал, что если нижегородские специалисты возьмутся за столичный опыт в соответствующих масштабах, то шанс лишить город регулярных заторов есть. Нужно пробовать менять профиль улиц, чтобы улучшить движение автотранспорта на них, а также работать над завершением текущих транспортных проектов.