Юбилей города не за горами, власти во всю готовятся к его проведению и встрече гостей. Уже несколько недель продолжаются ремонтные работы на центральных улицах Нижнего Новгорода. В какой-то момент оказалось, что почти все подъезды к важнейшему транспортному узлу — площади Минина и Пожарского — перекрыты, ну или движение на них ограничено, что привело к транспортному коллапсу. Причем проезжающие мимо водители и пассажиры общественного транспорта не могут назвать темпы работ на них авральными или усиленными — скорее неспешными или даже вялыми. Корреспондент NN.RU Егор Герасимов отправился в исторический центр, узнал, какие проблемы есть на стройках, сколько рабочих задействовано на них и когда уже всё это кончится.
По разным причинам в центре Нижнего Новгорода единовременно оказались закрыты для движения улицы Семашко, Ковалихинская и Минина. Кроме того, сейчас ограничено движение на улице Варварской, куда устремился весь поток с перекрытых дорог. Там ведется обновление пешеходных дорожек, из-за чего рабочие сузили проезжую часть для размещения техники и собственной безопасности.
Площадь Свободы сейчас буквально увешена разными знаками и табличками, сообщающими о проведении ремонтных работ. Нижегородцы перепрыгивают ямы, пытаются обойти участки, где отсутствует асфальт, и поскорее вернуться на улицы, на которые еще не пришло благоустройство.
Мой путь лежал по улице Варварской. Со стороны Свободы здесь всё не так плохо, небольшими участками уже лежит новая плитка. Первые рабочие мне встретились только у магазина оптики на пересечении с улицей Академика Блохиной.
На мой вопрос, почему работы здесь ведутся так долго, один из них ответил, что сегодня, например, есть проблемы с поставками стройматериалов.
— Сегодня вот не завезли цемент, сейчас бы уже участок, на котором стоим, сделали, но не везут. Думаю, завтра будет. Еще тут дома реставрируют, стоят леса, под них не подобраться — тоже тормозим из-за этого.
Дальше пешеходная дорожка по нечетной стороне Варварки, почти до площади Минина, представляла собой бассейн с песком. Вдоль нее установлены ограждения, сужающие проезжую часть, из-за чего водители едут впритык друг к другу, забыв про боковые интервалы.
Еще одну бригаду рабочих я встретил только у концертного зала «Юпитер». Активность здесь проявляли несколько сотрудников рекламного агентства, пытавшихся демонтировать мешающий билборд. Два представителя подрядчика распихивали лопатами под бордюр, видимо, последнюю оставшуюся цементную смесь.
Здесь установлен знак, запрещающий движение пешеходов, но у желающих попасть на остановку выхода нет. Либо по песку и щебенке, либо прямо по проезжей части, где у автомобилистов и без них хватает проблем.
С моим движением в сторону кремля число рабочих на Варварской уменьшалось в прогрессии. Около магазина «Варварка Street» разравнивал щебенку всего один:
— Нас здесь 12 человек на Варварской, еще сколько-то работает на Минина, разбиты на несколько бригад на участках. Больше всего техники не хватает. Здесь у нас один трактор. Сейчас бы взяли и быстренько щебенку разровняли с ним, а вручную значительно дольше, конечно.
Здесь тоже есть готовый участок, его протяженность около 15 метров. А вот за перекрестком с улицей Пискунова, ближе к Ленинской библиотеке — только непроходимый ров, рядом с которым двое строителей, вооружившись щеткой, старательно сметали грязь с огороженного участка проезжей части.
Ко мне подошел полный мужчина в панаме и светоотражающем жилете и завязал диалог. Я представился журналистом, рассказал, что готовлю репортаж о реконструкции Варварки и спросил: «Почему же вас тут так мало?»
— У нас тут случайных людей нет в компании, мы уже 20 лет работаем. Компания «Каменный век» из Рязани! Вон идите в начало, оцените, как положили плитку — очень хорошо же!
Кстати, судя по табличке в начале улицы, подрядчик другая компания — ООО «РБК-Рубикон», эту информацию NN.RU позже подтвердили и в городской администрации. Интересно, что эта организация за последние три года проиграла два суда по неисполнению договоров подряда. Сумма исков в общей сложности составила около 4,3 млн рублей.
В городском управлении по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей NN.RU так объясняют малое количество строителей на Варварской:
— Количество рабочих на объектах регламентируется наличием фронта работ. Например, в один из дней могут перекладывать только плитку. Все остальные могут быть не задействованы. Как только переложат сети, соответственно, выйдет уже более тяжелая техника.
Кроме того, в управлении пояснили, что Варварская — одна из центральных улиц, а подрядчикам дано поручение максимально увеличить количество рабочих на объекте для скорейшего выполнения всех поставленных работ. Их планируют завершить в августе.
Именно у перекрестка Варварской и Пискунова — главная точка напряженности для водителей. Весь общественный транспорт из-за закрытой улицы Минина теперь двигается по Варварке и поворачивает налево на Пискунова, где также встает в большой затор до Большой Печерской. Объехать поворачивающих сложно из-за суженной проезжей части. Особенно тяжело вечером и утром, когда пробка собирается от Зеленского съезда.
Дополнительные сложности создает и перекрытый проезд вдоль Мининского университета до улицы Ульянова, где меняют трубы, да и сам перекрытый выезд на нее. Парад закрытых улиц на этом не завершается. По улице Минина нельзя будет проехать до 26 июня, там работы ведут коммунальщики. Верхневолжская набережная уже давно перекрыта из-за строительства дома. Проезд по Ковалихинской ограничен из-за ремонта сетей и перекладки бордюров.
В ГУММИД отмечают, что продолжительность и сроки ремонтов зависят от многих причин, в том числе это связано и с ремонтом фасадов объектов культурного наследия, представленных на этих участках, объектов фонда капремонта и коммерческих сооружений. Кроме того, скорость зависит и от согласованности действий всех участников процесса — дорожников, представителей сетевых и ресурсоснабжающих организаций.
Кроме того, на улице Варварской технологически процесс построен таким образом, что основные коммуникации проложены в теле тротуара, поэтому один подрядчик выполняет работы по вскрытию тротуара, другой подрядчик выходит для того, чтобы проложить свою сеть, а таких может быть до пяти, и только после этого выходит подрядчик, который восстанавливает тротуар после всех работ по перекладке сетей. В ГУММИД говорят, что это вынужденная мера, потому что таких комплексных объектов в городе еще не было.
Сейчас правительство региона запросило 61 млрд рублей кредитных средств на благоустройство. Они пойдут на реформу общественного транспорта, развитие территорий южной части города и благоустройство исторического центра. Срок погашения кредита — 15 лет, ставка — 3%. Об этом сообщил губернатор Глеб Никитин, выступая перед Заксобранием региона.