![](https://n1s1.hsmedia.ru/62/fc/4a/62fc4abb9096a1dd7ff18f7a70e96556/656x438_1:5583_a82895be2008e11bc0598f60d08ccbb3@2560x1707_0xE5xZkR3a_1592722422525207308.jpg.webp)
На 71-м километре от Нижнего Новгорода находится поселок Тумботино — он расположен недалеко от города Павлово, населенные пункты разделяет только Ока. На протяжении долгих лет осенью и весной поселок буквально превращается в полуавтономную территорию, поскольку периодически возникают проблемы с наплавным мостом. Порой жители часами ждут, чтобы попасть на другой берег, пока дома находятся дети и пожилые родственники.
Из-за проблем с автомобильным сообщением между Тумботино и Павловом людям приходится делать крюк через Гороховец и Нижний Новгород в 200 километров. Жители устали от этих неудобств, но власти просят потерпеть. В феврале этого года губернатор Глеб Никитин поручил областному Минтрансу проанализировать возможность строительства постоянной переправы через Оку на этом участке, однако вопрос прорабатывается до сих пор.
В этом году проблемы с переправой между Павловом и поселком начались в 20-х числах ноября. На Оке пошел шугоход — это привело к ледовому затору, поэтому подрядчик, обслуживающий переправу, развел мост, чтобы конструкция не пострадала. Из-за этого многие люди не смогли попасть на нужный им берег.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/b6/f5/b5b6f5c116dce09d04a4b0967cc16af0/656x438_1:5583_dfcd0c8570b58bd5a3f11e90bbb8d0ea@2560x1706_0xcQFarV8K_3883287522445924488.jpg.webp)
Как рассказал нам житель Тумботино по имени Дмитрий, эту ситуацию можно было предвидеть и предупредить водителей о разводе моста, но районная администрация и подрядчик не сделали этого.
— Вечером очередь из машин выстроилась к мосту со всех концов Павлова. Постепенно некоторые люди уставали, уезжали. Около 19:00 приехал погрузчик, кинул два блока и перекрыл мост. Народ ведь ничего не знал, люди начинали читать паблики в соцсетях, — вспоминает мужчина. — Тягач, который должен паром таскать, сделал вроде четыре рейса, грузил по 25 человек на носу. Перевозил на другой берег, опускал трап — а он ведь не приспособлен для этого. Люди спрыгивали, как мартышки. Кстати, недавно вечерний автобус отменили, то есть жители попали на нужный берег, а до дома еще как-то добраться надо было.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/c9/65/b5c9657abf99db4f8dffe12d841be494/656x438_1:5583_fa96195ce2f30430f82f6b48567fa8fb@2560x1707_0x6wtrArOX_6577116723459428704.jpg.webp)
По словам Дмитрия, на следующий день тоже не было никакой официальной информации по поводу того, разведен ли мост. Местные жители писали в соцсетях, что едут из Павлова в Тумботино через Нижний Новгород, брали с собой попутчиков бесплатно.
Когда переправа отсутствует, люди остаются без защиты. Допустим, случится пожар. Выедут две машины. Если произойдет еще что-то, никто уже не приедет
![](https://n1s1.hsmedia.ru/50/1c/ea/501cea954a7ff1da151391f76210b0d9/656x438_1:5583_d9ae327f0f3c2e34bd357b82513b7987@2560x1706_0xAthc40rz_6719480520746036359.jpg.webp)
В ситуациях, когда мост разводят из-за шугохода или ледохода, тумботинцев и павловчан перевозят с берега на берег с помощью парома и катера. Но это происходит нерегулярно. Как рассказали местные жители, в этом году катер не курсирует — сломался, хотя недавно проходил испытания. Что касается парома — он очень старый и ходит время от времени.
Если мост оказывается разведен, а паром не ходит, у жителей всего два варианта: ждать, когда возобновится движение по переправе, или ехать в объезд через Гороховец и Нижний Новгород. По словам павловчанина Владимира, он уже привык ездить из своего города в Тумботино и обратно по 200 километров, а не по 200 метров через переправу.
— Сделать крюк в 200 километров — не проблема. Я так и езжу, привык уже… А что? Сел в машину и через Нижний поехал 200 километров. Только вот скажу, что расстояние от Тумботино до Гороховца, 40 километров — всё это время на трассе только лес. Не дай бог, авария случится — гаишники не приедут. И скорая — куда она повезет? — уставши говорит Владимир.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e1/77/c6/e177c60a4777f471927dce1333ce1102/656x438_1:5583_e7cee78c8c621eccf599e48cad9284c9@2560x1707_0xMpYxb3zN_0920032855177642854.jpg.webp)
Были случаи, когда жители Тумботино и Павлова не могли дождаться сведения моста из-за погоды и искали места для ночлега.
— Жителям Тумботино, оставшимся в Павлове, полегче найти место, чтобы переночевать. А те, кто павловские — им по чужим людям ходить и проситься на ночевку? Никаких ночлежек ведь в поселке нет. Плюс ко всему — люди переживают, что дети одни дома остались, животные, пожилые родственники, — рассказал нам Дмитрий.
В сложной ситуации из-за проблем с мостом оказывается много людей — по большей части это студенты и работающее население. По словам местных жителей, в поселке почти нет работы, поэтому многие стараются ездить на заработки в Павлово. А городские работодатели «тумботинских не любят», так как понимают, что из-за нерегулярного сообщения между населенными пунктами люди будут часто задерживаться.
Если ты из поселка, это уже проблема. Если взяли — это чудо. Как хочешь, так на работу и попадай
Девушка по имени Анастасия рассказала нам, что в образовательных учреждениях к этому относятся лояльно. Был случай, когда из-за разведенного моста она вообще не смогла добраться до колледжа — пришлось звонить, отпрашиваться. Однако потом студентку заставили писать объяснительную.
Недалеко от Павлова живет бабушка Анастасии. Девушка периодически жила у нее, чтобы не пропускать учебу.
— Я переехала в Тумботино из Забайкальского края не очень давно, около семи лет назад. И могу сказать, что конкретно эта ситуация с мостом уже достала. То паром не ходит, то катер. То говорят, что всё будет ходить, а на следующий день что-то неожиданно ломается, — жалуется Анастасия.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/56/f1/96/56f1960026b359d0003ecf7d46157905/656x438_1:5583_369e0f43d07353a88da44e95cfeef70c@2560x1707_0xiS3xmwUX_5527584387797017109.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a3/b6/85/a3b685a8591f7813580eef29efed087b/656x438_1:5583_9f8aca790cf4f7f6d01403b946a6ae56@2560x1707_0xbs4lIcDQ_8302915093932912991.jpg.webp)
Жители Тумботино жалуются не просто из-за того, что отсутствие постоянной переправы мешает им комфортно жить. Люди опасаются за свое здоровье. Дело в том, что в поселке нет нормальной пожарной части, лишь две дежурные машины. Нет и полноценной медицинской помощи — большую часть специалистов можно найти лишь в Павлове. Это касается и медиков, принимающих роды.
Несколько лет назад жительница Тумботино по имени Виктория (имя изменено. — Прим. ред.) родила прямо в машине скорой помощи на берегу Оки — моста не было, паром задерживался. Она с улыбкой вспоминала эту историю. По ее словам, это абсолютно типичный случай для этого поселка.
— Это было 10 ноября в 2014 году, когда мост еще полностью убирали на зиму. Оставался только паром. Ко мне скорая помощь приехала быстро, минут десять всего ждала. Пока мы дожидались паром, всё на берегу в машине и случилось — родила там. К счастью, всё прошло хорошо, естественным ходом. Если бы возникли осложнения, то не знаю, смогли бы в скорой что-либо сделать, — вспоминает Виктория.
По словам девушки, врачи были очень напуганы, у них дрожали руки. Для медика, принимавшего роды, это и вовсе был первый случай в практике. Вначале Виктория тоже испугалась, что придется рожать в машине, но потом забыла про страх и хотела, чтобы эта история просто быстрее закончилась. Когда прибыл паром, на котором была машина скорой помощи из Павлова, девушка уже родила:
— В машине было очень холодно. Ребенок после этого у меня два дня пролежал в реанимации из-за переохлаждения. Еще помню, что в тот день лил дождь, и когда меня переносили из одной скорой в другую на носилках, капало на лицо. Прекрасно и весело.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f5/4e/ca/f54ecae1e5004a131cbf773037e88015/656x438_1:5583_238961afc3fd9355546cb671fba5c154@2560x1707_0xRvJ7w9Ao_3163137502748500981.jpg.webp)
В Главном управлении автомобильных дорог Нижегородской области нам сообщили, что наплавной мост между Тумботино и городом Павлово продолжат разводить при повторном прохождении шуги. Это нужно для сохранности сооружения и безопасности автомобилистов. Мост сведут окончательно, когда на Оке встанет лед. В ведомстве отметили, что ситуация находится на постоянном контроле.
NN.RU попытался узнать, как региональные власти намерены решить сложившуюся проблему. В ответ специалисты ГУАД заявили, что для обеспечения регулярного транспортного сообщения прорабатывается вопрос строительства постоянной переправы. Как мы уже говорили, это поручение губернатор Глеб Никитин дал еще в феврале этого года. Пока что конкретных результатов нет.
NN.RU продолжит следить за этой темой.