Транспортный вопрос — один из самых больных для нижегородцев. Большая часть жителей сетует на то, что после девяти вечера уехать на общественном транспорте нереально, да и интервалы между машинами зачастую не соблюдаются. Вдобавок маршрутные такси отменяют чуть ли не каждые три месяца, заменяя их неторопливыми автобусами. Директор «Центральной диспетчерской службы» Владимир Некрасов объяснил, с чем это связано и как городской транспорт планируют привести в порядок.
Что такое ЦДС, зачем она нужна и как работает
Муниципальное казенное учреждение «Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта» (МКУ ЦДС) создали в ноябре 2017 года. По мнению директора учреждения Владимира Некрасова, эта структура крайне важна для Нижнего Новгорода. Специалисты ЦДС мониторят и обрабатывают информацию, поступающую с навигационных устройств, которые установлены на всём общественном транспорте города.
А ещё в ЦДС контролируют работу транспорта на линии либо с помощью интерактивной карты в главном офисе (площадь Революции, 7), либо линейным контролем — это когда контролёры лично проверяют работу транспорта.
NN.RU посетил «транспортный мозг» — службу линейного диспетчерского управления. Здесь специалисты следят за всем общественным транспортом Нижнего Новгорода: это почти полторы тысячи машин на 150 маршрутах.
С помощью специальной программы диспетчеры могут видеть не только всю транспортную картину целиком, но и отдельные маршруты. Отображаются их пути следования, количество машин на линии, где они едут, скорость движения и госномер. Также показаны отметки, как транспорт проходит свой график — отстаёт, идёт вовремя или с опережением. Диспетчеры могут связаться с любой машиной и дать необходимое распоряжение.
— Каждый день все перевозчики должны сдавать разнарядку выхода автобусов, — пояснил директор ЦДС Владимир Некрасов. — Диспетчеры вводят полученные данные в систему по каждой машине, а их почти полторы тысячи. Этим занимаются 20 диспетчеров, которые работают в 4 смены по суткам. Дико не хватает сотрудников.
Если произошло форс-мажорное обстоятельство, например, трамваи вышли из строя, ЦДС обращается к перевозчикам с просьбой добавить машин на параллельные маршруты. Это не всегда возможно, потому что часто нет резерва или водитель не знает маршрут, который ему нужно взять. Тогда прибегают к раздвижке интервалов движения — выход каждой машины затягивают, чтобы они не проехали скопом и не оставили маршрут пустовать несколько часов.
Объяснение главных транспортных проблем
— Жители жалуются, что общественный транспорт нереально дождаться в вечернее время.
— Согласен и прекрасно понимаю, поскольку сам им пользуюсь, — ответил директор ЦДС. — Оптимальный вариант, когда машина работает в двухсменном графике: для этого нужно, чтобы на одном автобусе было минимум три водителя. Один в первую смену, другой во вторую, третий отдыхает: тогда спокойно можно ездить с пяти утра до двух дня и потом до 11 вечера. Насколько мне известно, сейчас на многих маршрутах даже двух человек на машине нет! Проблема одна — острая нехватка водителей. Я несильно владею информацией, но, вроде бы, динамика прихода новых работников не такая радужная, как планировалось.
— На некоторых маршрутах много машин, которые после пиков ездят пустыми — разумнее перевести их на другие.
— Многие думают, что свободные машины легко можно перекидывать между маршрутами. Рабочий день водителя обычно начинается в полпятого утра — дольше 12 часов ему нельзя быть за рулём. Я уже говорил, что их очень не хватает. Режим труда и отдыха незыблемо соблюдается, поскольку водитель отвечает за жизни людей. Если что случится, накажут всех. Именно поэтому человека не выпустят на незнакомый маршрут.
Межсменный отдых, согласно закону «О режиме труда и отдыха», должен составлять не менее двух рабочих смен, то есть водитель обязан отдохнуть около суток, ведь любой транспорт — источник повышенной опасности.
— Нижегородцы отмечают, что на автобусах медленнее добираться, чем на маршрутках. Часто это связано с отсутствием кондуктора.
— Водитель должен соблюдать ПДД и обилечивать пассажиров только на остановках. А когда полная загрузка, поди обслужи всех, — объяснил глава ЦДС. — Надо ведь смотреть и по экономике — расходы на кондукторов довольно большие, поэтому пробуют обходиться без них. Именно по этой причине дептранс хочет развивать контрольно-ревизионную службу: они будут проверять билеты у пассажиров. Думаю, что это выгоднее содержания кондукторов. Хотя и здесь есть тонкий момент: можно контролировать, а можно создать условия для оплаты проезда. Понятное дело, что зарплатную карту с просьбой пробить билет в толпу не отдашь — потом не сыщешь. Но если человеку дана возможность, а он не оплатил проезд, тогда можно проверять и даже штрафовать.
Перспективы по улучшению транспортной сферы Нижнего Новгорода
Директор ЦДС рассказал NN.RU, что главная перспектива, которая стоит перед учреждением, — создать на их базе единый Центр управления движением. Владимир Некрасов считает, что это реально сделать до июня наступившего года. Для этого нужно обеспечить весь общественный транспорт навигационными терминалами — пока что ими оборудовано около 30% машин.
Другая важная задача — начать делать расчёты прогнозов прибытия транспорта в рамках проекта «Умные остановки». В ЦДС уже занимаются вопросом приобретения программного комплекса: специалисты учреждения будут делать раскладки по времени и отправлять их на сервисы «Ростелекома». А уже оттуда данные будут транслироваться на «умные остановки».
— Я очень надеюсь, что к июню мы это сделаем, — признался Владимир Некрасов. — Это на самом деле важно для жителей — даже если всё плохо и машина приедет минут через 40, человек хотя бы будет знать это и сможет, допустим, сходить в магазин, чтобы не тратить время впустую. Пассажир не будет стоять на остановке в неведении — и негатива будет меньше.
Ещё более приближенные к реализации планы — сотрудничество с сервисом «Яндекс.Транспорт». Глава учреждения надеется, что первые плоды совместной работы появятся уже в конце января.
— Уже около полугода выхожу к ним с предложением геолокации всего общественного транспорта — там только менеджеры меняются, — рассказал Владимир. — Сейчас вот в Москву отправили на согласование.
В заключение директор «Центральной диспетчерской службы» пояснил, что на самом деле у водителей очень бешеная работа.
— Я знаю это не понаслышке, потому что кручусь в транспортной схеме с 1982 года. В Советском Союзе профессия водителя была очень престижной — он получал чуть ли не в два раза больше средней зарплаты. Сейчас даже с переработкой им обещают максимум 45 тысяч. А это вставать с первыми петухами и приходить с последними петухами. Причём, смотрите, какая ситуация: сломался перед тобой коллега, и весь народ с остановок идёт к тебе. Кто выслушает все нарекания? Правильно, ты. Не виноват, но никого не волнует. А такой негатив чуть ли не каждый день. Вообще нужно идеологически подходить к привлечению людей на должность водителя. Они должны понимать, что занимаются ответственным и престижным делом. Именно благодаря им люди смогут вовремя добираться в нужные места. Это очень важно, и жители будут благодарны.