![](https://n1s1.hsmedia.ru/cc/cb/d5/cccbd5c3b2919917ae8033f15e532c15/656x438_1:5583_f5a58a63e101579708be745ffb5c6e49@1280x853_0xXRb3Yg1F_1173574904124956108.jpg.webp)
Нижний Новгород потихоньку подбирается к транспортной реформе — в рамках пилотного проекта планируют отказаться от кондукторов и посмотреть на социальную ответственность нижегородцев. На трамвайном маршруте № 18 установили стационарный аппарат и убрали кондуктора. Мы проверили, как нижегородцы расплачиваются самостоятельно, если от них этого не требуют.
Во время нашего эксперимента пошёл сильный ливень, поэтому посадка трамвайного маршрута № 18 была далеко не полной. Мы проехались от Кузнечихинской улицы до Средного рынка и за это время всё же набралось свыше десятка пассажиров. Причём были не только пенсионеры, но и молодой человек, а также нижегородцы среднего возраста.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d9/53/9c/d9539c3a1b46f027917bee0616959b1e/656x492_1:5583_9356f30bfeac959aa80ef5300f0daa50@1280x960_0xpU4Cy7hK_1647969362587605013.jpg.webp)
На поручнях трамвая установили два валидатора — многие из нижегородцев уже знакомы с этим прибором, но как оказалось, далеко не все. С помощью этого аппарата можно получить билет расплатившись транспортной или банковской картами — наличку принимает только водитель. Это один из вариантов в рамках пилотного проекта, который разработал департамент транспорта Нижнего Новгорода.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cd/6c/f6/cd6cf653f75548543771ab630592498e/656x492_1:5583_dc8d69fbc13da07fc4446b5c7a26aa89@1280x960_0x7Wz62yBe_6960543356980962341.jpg.webp)
На Лапшихе зашёл мужчина, который уселся, оглядев трамвай и не найдя кондуктора. Он так и не заплатил, даже водителю. На следующей остановке через заднюю дверь вошёл молодой человек, который тут же направился к водителю и расплатился наличными. Вероятно, что уже не в первый раз пользуется 18 трамваем после того, как убрали кондуктора.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7a/47/24/7a4724d7f631e94dd1a05bcb6f24bdf4/656x492_1:5583_06af8646c9013f86e9a8056de26e65bb@1280x960_0xoEESqW5W_7004106186536802539.jpg.webp)
Здесь же вошла пассажирка средних лет — сначала спокойно села, осмотрела вагон. Затем достала транспортную карту и получила билет через валидатор.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b6/32/5d/b6325d2030695247119c5fa2c8cdb2c3/656x492_1:5583_d6e463183ab9a41a33b5156078d6fa9d@1280x960_0xsv130608_7915239320540502885.jpg.webp)
Нижегородец, приблизительно в возрасте 50 лет, сначала не мог понять, где ему расплатиться. Проехал несколько остановок, но никто не заходил и взять пример было не с кого. А спросить, вероятно, постеснялся. В итоге мужчина встал и подошёл к валидатору, но начал прикладывать транспортную карту не к зелёному овалу, а чуть выше — к дисплею. Мы подсказали, что нужно опустить руку чуть ниже, и билет наконец-то был получен.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f2/21/a5/f221a5749dcb6c33f3b1e12e883120d9/656x492_1:5583_5c882b831f67c7f7498018da5019c8dc@1280x960_0xY2DEe0vP_4173967068311143442.jpg.webp)
Видимо наша помощь дала некоторые плоды. Похожая ситуация случилась с нижегородкой — она также просидела пару остановок, не зная, где оплатить картой. Мужчина, которому мы подсказали, как воспользоваться стационарным аппаратом, объяснил женщине новый принцип оплаты. Она тут же получила свой билет.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b9/49/86/b9498696665f42bf3e50ced06c25d8bf/656x492_1:5583_90003dfd8773035ebb4a79edc6433236@1280x960_0xtxTzuFN8_2022710293984162560.jpg.webp)
Затем в трамвай зашло ещё несколько человек, которые также получили билет, расплатившись через валидатор. Где-то двое пошли к водителю и оплатили проезд наличкой.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/6e/24/326e24faba7c410f7cfdea538e09c512/656x492_1:5583_ca7a1bb4b79f7c99075e0fbbf0083265@1280x960_0xQaRJFO7L_6870470019121095591.jpg.webp)
За две остановки до конца в трамвай села женщина, которая также не поняла, где кондуктор. Она спросила у нас и мы объяснили, что сейчас новый принцип — транспортной и банковской картами платим через валидатор, с наличными к водителю. Нижегородка что-то ответила и осталась сидеть на месте. Мы поинтересовалась, почему она не заплатила.
— Здравствуйте, мы проводим социальный эксперимент и смотрим, кто из нижегородцев оплачивает свой проезд, даже при отсутствии кондуктора. Вот вы поинтересовались у нас и не заплатили, а в чём причина?
— Я еду уставшая с юбилея, мне просто лень спускаться, — ответила женщина. — Вы мне ответили, как можно, а у меня карта, поэтому билет как бы есть. Я привыкла, что ко мне подходит кондуктор.
Транспортная карта у женщины действительно была, которую она тут же продемонстрировала.
— Так ведь тут же быстро, просто поднести карту к аппарату и получить билет. Теперь кондуктора нет и ему не нужно лезть через толпу в час пик, это удобно, как вы считаете?
— Задумка, знаешь ли, неплохая. Только вот повесили бы эти мешочки ещё на верхнем уровне, чтобы не спускаться. Я вот не знала, а ходить туда-сюда как-то не хочется, — пояснила нижегородка. — Думаю, что платить будут сознательные, а прочие будут хитрить. Я бы потом посмотрела статистику, чтобы понять пользу этой затеи.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fb/a6/cd/fba6cd2714d0297b20169ac04632ad7d/656x492_1:5583_1d829a2a503851995b25bc355bc421ad@1280x960_0xhdjilAAl_8034894196754103587.jpg.webp)
Перед своим выходом женщина спустилась и ещё раз поинтересовалась, как правильно оплатить проезд с помощью карты. Получила билет в конце своего пути, но хотя бы попробовала и теперь знает на будущее.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/53/59/c9/5359c930a0130c97b91b9cbb6a31772d/656x492_1:5583_64734b05059a834e4ed5045904a23ab8@1280x960_0xcHZUJRLw_8452891323357863063.jpg.webp)
Перед нашим выходом зашла ещё одна женщина и молодая мамочка с ребёнком — первая расплатилась у водителя, а вторая с помощью бесконтактной системы оплаты на телефоне (поднесла его к валидатору вместо карты). Так и вышло, что почти за половину маршрута только один мужчина не расплатился. Судя по нашему эксперименту, многие нижегородцы готовы к введению стационарных аппаратов.
Ответьте честно (перед самим собой): вы будете оплачивать проезд, если кондукторов уберут из общественного транспорта?
Ранее мы писали, что на семи нижегородских маршрутках заработал «единый билет» при пересадках на любой транспорт. А в скором времени в Нижнем Новгороде закроют три частных маршрута.