![](https://n1s1.hsmedia.ru/2d/a0/4a/2da04a685431ead18cd91fa4cad7fdc3/656x438_1:5583_6afa8cbd8ed97af2ea892daa25d64f97@3000x2000_0xxWD9nStT_2465481432104567140.jpg.webp)
Этот музей находится недалеко от Шаранги в деревне с необычным названием Черномуж. Вряд ли вы попадете туда случайно — дорога из Нижнего Новгорода занимает около 3,5 часа езды. Там мы узнали, чем марийские лапти отличаются от русских, что такое «деревня мечты» и почему она называется Марс.
Музей находится в местной школе. В роли нашего экскурсовода выступила учительница географии и биологии Татьяна Валерьевна Кузнецова. Она же — душа музея.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b6/04/7c/b6047c14bcd007bfac2768d4fc29bf1f/656x438_1:5583_77eaad27a86fde97d7ab498785c640c0@3000x2000_0xh8qtKY1T_9792925149440639559.jpg.webp)
— Я родом из маленькой деревушки Марс. А основал ее мой дед, поэтому я, наверное, и заинтересовалась краеведением, — говорит педагог. — Первоначально семьи жили в Кочееве. Это была наполовину русская, наполовину марийская деревня. Марийцы здесь коренное население, русские приезжали из Яранского уезда. Деревня разрасталась. Это был советский период, 20-е годы. Жить стали лучше, люди работали, и каждый получал по труду.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/59/64/c8/5964c8b127461782804f75d35fb6096e/656x438_1:5583_c257e9020fd731f67c811d39046dcb7b@3000x2000_0xpgwBNJrk_6300601323413666876.jpg.webp)
Часть жителей решила отделиться в самостоятельную деревню.
— Это были семьи, в которых не ленились. Которые старались что-то сделать, что-то после себя оставить. Поэтому они решили создать деревню, в которой бы жили по-советски: работали от зари до зари и была бы деревня мечты. И вот они собрались, четыре брата: Андрей, Яков, Степан и Георгий — мой дедушка. Степан был тогда адвокатом в Вятке (Кирове). Он был очень хорошим специалистом, к нему ездили даже с Урала. А так как они были образованны, то зачитались — по одной из версий — книгой Толстого «Аэлита». И там говорилось про Марс...
![](https://n1s1.hsmedia.ru/41/0e/56/410e561ff88305976b6cc806a0072068/656x438_1:5583_f830bed7116ced763d0c4ffea873e315@3000x2000_0xviK9E0e8_8690803264816660947.jpg.webp)
Всего в Марс отселилось 15 самых работящих семей. Деревня считалась самой красивой.
— Там никогда не было традиционных заборов — из веточек сплетенных, — пояснила Татьяна Кузнецова. — Была штакетная изгородь по всей деревне. Дома все — в пять окон, самое малое — четыре окна. Дома большие, потому что и семьи были большие, и жили люди хорошо.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8d/20/d5/8d20d5a164a21ee1183dc39a4d7f7c1d/656x438_1:5583_2b2ca1f2da741c2de45c05b3d1b5631a@3000x2000_0xCUDIq76j_4352028523573552470.jpg.webp)
Все работы местные жители выполняли сообща.
— Когда я была маленькая, даже еще не ходила в школу, я помню, как начинали вести сельскохозяйственные работы весной и осенью, — вспоминает педагог. — В колхозе давали выходной на посадку картошки. Начинали с первого дома и по всей деревне до конца проходили. Посадили всю картошку, сели, пообедали. За один день управились. Точно так же собирали. Сейчас каждый живет своим хозяйством, а раньше жили дружно. И дома строили все вместе, и поля расчистили все вместе. Родители валили деревья — лошадями загибали деревья и обрубали корни. Дети собирали ветки.
Сейчас в Марсе живут всего три человека — внуки первых поселенцев. Но люди в деревню постепенно возвращаются — в качестве дачников. Рядом есть родник и священная для язычников-марийцев роща.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c6/d4/d1/c6d4d1b16e3669a0030733e9d5f65133/656x438_1:5583_2db0ea2a6a429ece66370c19f82e9c8c@3000x2000_0x1Kbv3HAE_2382545579832003023.jpg.webp)
— Почему деревня, где мы находимся сейчас, называется Черномуж?
— Мы знаем, что основные войска Ивана Грозного на Казань шли по югу Нижегородской области. Но поскольку с питанием были проблемы, часть войска взяла севернее и прошла по нашей территории. Проходя по лесам, они прорубали просеку — ратная тропа проходит недалеко от Черномужа. И марийцы, которые жили здесь, услышали шум от этого войска, вышли к воинам. А в деревне жили два рода — Симаков и Яшманов, они были смуглые. И поэтому, когда они пришли к войскам Ивана Грозного, воевода удивился цвету кожи и спросил: «Откуда вы?» Но они не понимали друг друга, а деревню назвали Черномуж — там, где живет черный муж.
Когда-то школьный музей хранил молот, найденный на ратной тропе. Но после пожара в 1991 году, когда здание школы сгорело, судьба его неизвестна.
Вот эта летопись школы, которая ведется с 1899 года, во время пожара уцелела.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/48/02/a0/4802a0622d6dfb2e9f4c225bbca46ca4/656x438_1:5583_f8c0082956745996c269c016b5951654@3000x2000_0xwWsDFS2Y_2278850941569890550.jpg.webp)
— Я тогда только пришла работать после института. Это было 11 апреля, солнечный день. Гореть начало после второго урока, с потолка — дети оставили на чердаке лупу, — рассказала учительница. — Что-то мы успели вытащить, что-то под окошко бросили...
К счастью, никто не пострадал, а новую школу отстроили очень быстро — всего за 2,5 года. Все это время занятия проводились в «приспособленных помещениях».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c8/fd/69/c8fd695fd923ce754a14ad07166b0e70/656x446_1:5583_344bd530c404265c1a9c75e74c29ce38@2998x2034_0xRyYN0vgc_4034523632117945762.jpg.webp)
Вместе с учителями дети совершают этнографические походы по окрестным деревням — собирают экспонаты для музея. Так появился, например, ткацкий станок.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7c/20/14/7c2014d77b64c1a556235400783468b3/656x438_1:5583_8a26856e38b5eea60264942d8f88cd58@3000x2000_0xJ0iK9iCH_0845935639617641608.jpg.webp)
— Этот стан — на четыре педали, что не совсем характерно для этой местности, — отвечает педагог. — Нам смогли собрать его только на две педали, нет специалистов. Поэтому мы до сих пор не знаем, как называются некоторые его детали.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/85/9d/29/859d297564d3f6ea9704d605899a6f30/656x438_1:5583_ce5ac1eb7afa5e1bc9bc2f7327f7806f@3000x2000_0xPCi2EQMj_1049510189776585388.jpg.webp)
Есть у музее и несколько старинных рубах.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9e/89/23/9e892332ef22678b61a40f1424eb5870/656x438_1:5583_f428157413085cc9e89ddd91c3be62f7@3000x2000_0xPvwfIO6l_1695576441189402628.jpg.webp)
— Марийские женщины одевались в зависимости от природы, чтобы сохранить организм. Отсюда утолщенные на спине рубахи, чтобы не было остеохондроза, — демонстрирует Татьяна Кузнецова. — Также делали уплотнения на груди, плечах.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c0/0b/0d/c00b0d198ea571dd61abfaf155b79804/656x438_1:5583_c8016449b0f67e9cf3721ea96529ef8b@3000x2000_0xeX8mZPIV_7025127948347785365.jpg.webp)
Одежду украшали вышивкой из красных и черных нитей. Традиционная марийская вышивка — с двух сторон, гладкая. Чтобы вышивать по льну, нужен острый глаз: вышивая, мастерицы отсчитывали количество ниток и делали стежок.
Также, по словам преподавателя, у марийцев находили мониста с ракушками каури, которые с древности использовались в качестве монет.
Марийские лапти отличаются от русских. Последние более глубокие, а лапти марийцев — более открытые: местность болотистая, промокшая обувь должна быстро высыхать.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/19/fb/1b19fb4d0832cc714bc545d24fdac79e/656x438_1:5583_a53d4b75d1e0ff383e9fde11ad8e0817@3000x2000_0xAzZ09wqc_9239978121406497416.jpg.webp)
Также читайте наш материал про путешествие нижегородских ученых в храм Марены и Велеса.