Недавно в Нижнем Новгороде прошло сразу несколько политических акций в поддержку оппозиционера Алексея Навального. NN.RU пообщался с экспертами о том, почему протестующие вышли на улицы и как это отразилось на городе.
«Модное слово — "социальная несправедливость"»
В конце января в центре Нижнего Новгорода прошло два крупных митинга в поддержку Навального. Поводом для обоих стал арест политика после того, как ему изменили срок с условного на реальный по делу «Ив Роше». Однако, как считают эксперты, это была далеко не единственная причина, почему люди вышли на митинги.
— Сторонников Навального среди вышедших на улицу 23 и 31 января было не так уж и много — у нижегородцев накопилось раздражение от коронавирусных ограничений, падения уровня жизни, ухудшения общей атмосферы, выросла тревожность от неясного будущего. А тут — хороший повод выйти на улицу и продемонстрировать свое отношение к власти, к ситуации в экономике, здравоохранении и прочих сферах. В этом смысле сторонники Навального просто грамотно оседлали протест, — рассказал гуманитарный технолог Константин Барановский.
Он добавляет, что в Нижнем Новгороде дополнительным «топливом» для протестных настроений стало «из рук вон плохое управление городом».
— Он [Нижний Новгород] никому не нужен, мэр и губернатор решают какие-то свои вопросы, не имеющие прямого отношения к жизни нижегородцев, — рассказал гуманитарный технолог.
Директор Института проблем социального управления Максим Лубяной также считает, что сторонники Навального перехватили информационную повестку.
— Дело не в Навальном и не в каких-то радикальных моментах. По большому счету я отчасти понимаю людей. Конечно, очень многие недовольны уровнем жизни. Это сейчас называется модным словом — «социальная несправедливость», — отметил Лубяной.
Выпуск пара и осознанный протест. Чем отличались январские митинги
По информации властей, на первый протест пришло около 1,5 тысячи человек. Оппозиционеры насчитали более 5 тысяч. Второй митинг собрал меньшее количество участников. По мнению экспертов, это связано с изменением их мотивации.
— Отличие митингов 23 и 31 января, как мне видится, во внутренней мотивации участников — на последнем митинге было больше осознанного протеста против властей, 23 января — скорее, выпуск пара, возможность выплеснуть накопившиеся негативные эмоции, прервать изоляцию в четырех стенах, почувствовать себя частью некоего сообщества, — рассказал Барановский.
В то же время другой эксперт Максим Лубяной считает, что второй митинг прошел «в радикальном ключе, и там были случаи провокации».
— Они же сразу заявили, что это будет несогласованное мероприятие. Они напирали на это. Раз оно несогласованное, значит, вы уже идете на провокацию, — рассказал Лубяной.
Сами сторонники Навального заявляли все недавние акции как мирные, а последний флешмоб с фонариками они назвали «#ЛюбовьСильнееСтраха».
Негласный договор власти и протестующих
По информации «ОВД-инфо», в Нижнем Новгороде на митинге 23 января задержали около 90 человек, 31-го — более 200. Официальной сводки в местном МВД по первой политической акции не предоставили. Однако после митинга 31 января заявили, что в участки доставили 338 человек, что составляет почти 70% всех участников.
По мнению гуманитарного технолога Барановского, во время первого протеста власть «дала волю» протестующим.
— Власть 23 января, как она считает, заключила своего рода негласный договор: «Вы побузите, мы вас не трогаем, а потом вы опять сидите по домам и не отсвечиваете!» А тут эти предатели через неделю снова вышли на улицу с требованиями. Ну, тогда получите по полной! — рассказал Барановский.
Максим Лубяной считает, что такая жесткая реакция на второй митинг со стороны власти была предсказуема.
— Она по-другому и не могла действовать. На то она и власть. И здесь совершенно бессмысленно с точки зрения оппозиции обвинять власть в том, что она более жестко действовала. Она действовала в том ключе, в котором она должна была действовать. В любом государстве так происходит, — рассказал Лубяной.
Однако, по мнению правозащитников, к местной полиции всё же есть вопросы. Сразу в нескольких ее отделах ввели план «Крепость». Как сообщил NN.RU адвокат «Апологии протеста» Руслан Созонов, юристы не могли попасть к своим подзащитным, несмотря на просьбы последних.
Председатель «Комитета против пыток» Игорь Каляпин прокомментировал ситуацию с «нижегородскими крепостями» на своей странице в Facebook.
— Каково же было мое удивление, когда дежурный подтвердил мне, что план «Крепость» действительно введен во всех нижегородских отделах руководством ГУВД, и в рамках этого плана дано распоряжение никаких адвокатов и прочих общественных контролеров в отделы полиции не допускать, — написал Каляпин.
Доживет ли протест до весны?
Глава сети региональных штабов Навального Леонид Волков объявил, что следующие митинги откладываются до весны.
— Я думаю, они сейчас крепко задумались, что им делать дальше. Самое главное — они за это время не приобретут новых сторонников. Тут они сильно ошиблись. Другое дело, что перехватить эту повестку протестную просто некому сейчас, — рассказал Лубяной.
Он считает, что сейчас люди заняты своими проблемами, и им не до публичного высказывания своей позиции. А тех, кто готов выйти на улицы, меньше 5% населения. Лубяной считает, что в настоящее время нет «глобальных протестных настроений».
В то же время Константин Барановский отметил, что в Нижнем Новгороде всегда была оппозиционная уличная активность. По его словам, недавние акции показали, что в городе есть гражданское общество и протестные настроения. При этом люди «не охвачены жаждой разрушения — никаких разбитых витрин, сожженных или перевернутых машин».
По его словам, протестные настроения никуда не делись, но «люди теперь просто будут бурчать на кухнях и в интернете». Он сомневается, что их стремления сохранятся до осенних выборов в Законодательное собрание Нижегородской области и Госдуму РФ, так как «протест был слит и многие почувствовали себя обманутыми».
— Есть данные, что порядка 40% россиян впервые участвовали в уличном протесте. Будем считать цифру справедливой и для Нижнего Новгорода. Так вот, это был их первый и, боюсь, последний раз: никто не любит, когда из них делают идиотов. Хотел бы я ошибиться насчет нулевого эффекта акций 23 и 31 января для политической жизни Нижнего Новгорода, — рассказал Барановский.
Напомним, сторонники Навального отказались от подобных акций до весны. Однако 14 февраля они организовали флешмоб — люди просто вышли во дворы своих домов с фонариками и свечами.
На прошлой неделе нижегородский блогер Мария Чистякова (Мари Говори) подала в администрацию города уведомление о проведении митинга «Защитники отечества против политических репрессий». Однако сама девушка не верит, что ей согласуют акцию.