Начался судебный процесс по делу о мошенничестве депутата областного Заксобрания Александра Бочкарева и политтехнолога Сергея Воронова. На первом заседании депутату продлили срок домашнего ареста еще на полгода.
Депутат Законодательного собрания Александр Бочкарев находится под домашним арестом с ноября прошлого года. Сначала его обвиняли в коммерческом подкупе, потом переквалифицировали на статью о мошенничестве.
Заявление в Следственный комитет на регионального лидера «Справедливой России» написал теперь уже бывший член партии, исключенный за ее дискредитацию. По его версии, в 2015 году во время выборов он заплатил 5 миллионов рублей за место в городской думе по партийному списку. В случае неудачи ему якобы обещали вернуть 4,5 миллиона. В результате депутатом бизнесмен так и не стал, а главный справедливоросс отдал 400 тысяч и стал избегать взяточника.
Сам Александр Бочкарев по закону не имеет права давать интервью, так как находится под домашним арестом. За обоих ответил политтехнолог партии Сергей Воронов, которого следствие считает посредником. Правоохранители подозревают, что деньги Дзепы руководитель партии положил в карман. Воронов уверяет, что ни о какой покупке места речи не шло, а только о спонсорстве предвыборной кампании. А деньги были перечислены на счет, отчет об их использовании есть в материалах дела.
— Я считаю, что это оговор. Дмитрий Дзепа был расстроен, что он не был избран. И на фоне такой неприятной ситуации он попытался свой проигрыш возложить на меня и Александра Бочкарева, — заявил Сергей Воронов.
Дмитрий Дзепа был вторым в списке, но первый номер не прошел по одномандатному округу, и место в гордуме досталось ему.
— Выборы — это уникальная ситуация, никогда невозможно предположить, что ты точно выиграешь. Кто мог предположить, что Игорь Богданов не выиграет на одномандатном округе? Он двадцать лет там побеждал, — пояснил политтехнолог. — Игорь Михайлович делал заявления, что он видел моменты фальсификации, были использованы грязные технологии против него. В частности, в последний день вышли материалы, что он парализован, снимается с выборов и просит свои голоса отдать конкурентке.
Дмитрий Дзепа опровергает эти утверждения. Он говорит, что часть денег передал лично в руки Бочкареву в офисе партии.
— Я не финансировал никаких избирательных кампаний. Деньги были объявлены мне как условие, чтобы меня не исключили из списков, — рассказал он. — Я два года пытался урегулировать ситуацию, чтобы они выполнили свое обещание и вернули эти деньги. Я написал открытое письмо председателю партии господину Миронову. В своем ответе он порекомендовал обратиться в правоохранительные органы, что я и сделал.
Со слов Воронова, Дзепа работает юрисконсультом у индивидуального предпринимателя — своей матери — на окладе в 15 тысяч рублей. А пять миллионов, по его словам, взял взаймы у мамы и дочери. На вопрос корреспондента NN.ru, считает ли он адекватным многомиллионный платеж за место в думе, он ответил:
— Как мне объявили, это дешевле, чем всем. Другим они назначали десять миллионов.
Об исключении из партии он слышал, но официальных уведомлений не получал. Но восстанавливаться, если у руля будут те же люди, не собирается. Это не партия, а бизнес, заявил он.
На заседании гособвинитель Ирина Кулишева попросила о продлении домашнего ареста на полгода. Она считает, что Бочкарев, будучи председателем регионального отделения партии «Справедливая Россия», имеет обширные связи. Находясь на свободе, он может влиять на свидетелей, часть из которых является членами партии, и угрожать потерпевшему. По ее мнению, мера пресечения соответствует тяжести преступления, а срок ареста «на данный момент не превышает разумные пределы».
Бочкарев и его защитники, естественно, просили заменить домашний арест на подписку о невыезде.
— В течение всего времени я ни разу не нарушил ограничений, не оказывал давления на потерпевшего. И мне очень интересно: если бы я сначала сложил депутатский мандат Законодательного собрания и руководителя партии «Справедливая Россия», то чтобы тогда прокуратура предъявила? — сказал Бочкарев. — Потому что в любом заявлении о пролонгации домашнего ареста говорится: он является руководителем партии в регионе, он авторитетный, он влиятельный.
Судья Марина Дякина встала на сторону обвинения и продлила Александру Бочкареву срок содержания под домашним арестом на полгода с момента поступления дела в суд, то есть до 2 мая.
Сергей Воронов назвал решение суда ожидаемым. График заседаний — два раза в неделю — он считает разумным.
Дмитрий Дзепа поддержал продление домашнего ареста, но почему — объяснить не смог. Корреспондент NN.ru поинтересовался, действительно ли он опасается угроз со стороны подозреваемого.
— Вряд ли он будет мне угрожать. Дойти до такой глупости… — ответил он. — Я считаю, что так лучше будет для него. Если будет реальный срок, день домашнего ареста за день в тюрьме — чем плохо-то?
— А если не будет срока?
— Все равно дома посидеть — чем плохо? На природе, все же хорошо.
— Но он ограничен территориально, лишен интернета, телефонной связи.
— Какое ограничение, вы что?
— Вы считаете, он нарушает?
— Нет идеальных людей…