![](https://n1s1.hsmedia.ru/b7/4b/54/b74b54108e58f39721a42e647cff6ea6/656x438_1_8db965ca0fdbbee080343b03583d1d24@727x485_0xkF5A287U_6241537807826533012.jpg.webp)
В копейской школе № 7 Челябинской области на уроке физкультуры умер ученик девятого класса. 16-летний мальчик упал во время беговой разминки на третьем круге. Руководитель школы Людмила Ердакова утверждает, что подросток проходил в прошлом году медосмотр, отклонений в здоровье у него не было выявлено. Подобные случаи, когда, на первый взгляд, здоровым школьникам становится плохо посреди урока, периодически происходят и в других городах России. Пять лет тому назад была озвучена страшная цифра — за год в школах страны умерли 211 учеников. Тогда к обсуждению этой темы активно подключились и врачи, и депутаты, и родители. Были инициативы сделать медосмотр углубленным, закупить дефибрилляторы, массово начать обучение оказанию первой медицинской помощи. Как обстоят дела сейчас? Изучаем случай в Копейске, сравниваем опыт наших школ и зарубежных вместе с экспертами.
— Урок физкультуры у этого класса был вторым по счету. Дети начали разминку как обычно, с пробежки. После двух кругов Саше (имя изменено. — Прим. ред.) стало плохо, он упал, изо рта у него пошла кровь, — рассказала исполняющая обязанности директора школы Людмила Ердакова. — Заниматься физкультурой ему можно было, у него была основная группа здоровья, никаких противопоказаний от занятий не было. Ребенок был абсолютно здоров. В 2021 году был проведен медицинский осмотр, который не показал никаких проблем у него ни с сердцем, ни других заболеваний не было выявлено. Я и у мамы сразу спросила, когда она пришла сегодня в школу, были ли какие-то заболевания у него. Она сказала, что нет, всё [было] хорошо.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/53/2d/f6/532df637a64ee7b8a366d796ea103d1a/656x492_1_20a8855c3d929f5a01b7ac9b8c063184@727x545_0x5U3rciM3_9248298039560176213.jpg.webp)
По словам Людмилы Ердаковой, после того, как мальчик упал, учитель физкультуры сразу побежал за школьным медиком.
— Она находилась в своем кабинете, и в это же время в школе были еще два врача детской поликлиники, которые пришли на медосмотр первоклассников, — продолжила руководитель. — Они втроем начали оказывать первую медпомощь. Параллельно была вызвана скорая помощь. Четыре раза мы пытались ускорить процесс — звонили в скорую, нам сообщали, что уже едут, в пути. Нам, конечно, казалось, что это очень долго происходило. Но на самом деле прошло где-то минут 8–9, и реанимация уже была здесь.
Как сообщили 74.RU в региональном Министерстве здравоохранения, от вызова до приезда скорой на место происшествия прошло 9 минут.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2b/37/6b/2b376bb1fb02e33af32e08ae45ea58a7/566x290_1_05e5918c4672b1ed2cbcbf067759b58e@566x290_0xpgzdFBrw_1519229380849294524.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5f/b1/2f/5fb12f936ed8e8ee8c26da3ed9205884/540x297_1_8887e297bd6b1247c722816c8413316a@540x297_0x3723lxlT_5465141788665705449.jpg.webp)
Исполняющая обязанности директора образовательного учреждения уточнила, что реанимационные мероприятия мальчику проводили почти полтора часа. Сердце ребенка несколько раз начинало работать.
— Три раза нам показалось, что всё хорошо. Три раза мы говорили: «Слава богу, слава богу». Но, к сожалению, нет, — со слезами на глазах продолжила руководитель. — Он начинал дышать самостоятельно буквально несколько секунд, и потом опять дыхание пропадало, сердце не заводилось. Все медицинские препараты, которые необходимы были при такой ситуации, были на месте. Я просто задала вопрос: «Нужен ли какой-то специалист, кардиолог?», сказали, у них всё при себе есть. Но, несмотря на это, ребенка не получилось спасти.
Учитель физкультуры, который был на уроке, работает в этой школе с 2011 года. Он сказал, что не видел раньше падающих на занятии в обморок детей.
— Всё произошло быстро. Я не успел даже испугаться, увидел, что он упал, понял, что мои действия не помогут, и побежал за врачом и за руководством, чтобы с детьми кто-то находился, — рассказал 74.RU педагог. — С момента, как ребенок упал и до прихода врачей, прошло минут 4–5.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/76/ce/38/76ce3807a13793a5824df82bb7d98bb0/525x700_1_fddba52066ddfbff013bdf8fda47a83e@1440x1920_0xqvmoeOBa_1365767435904544683.jpg.webp)
В Министерстве здравоохранения Челябинской области отмечают, что в регионе такие случаи единичны и все они находятся на особом контроле.
По нашему запросу в областном Минздраве подняли статистику смертей в школах Южного Урала. За последние пять лет таких случаев было четыре: 1 — в 2019 году, два — в 2020-м и 1 — в 2022 году.
На федеральном уровне широкой огласке данные придали в 2017 году. Тогда глава Минобрнауки Ольга Васильева сообщила, что за год на уроках физкультуры умерли более 200 детей. Минздрав РФ заявил, что необходимо решать проблему путем углубления профилактических медицинских осмотров в школах.
Как они проходят сейчас, 74.RU рассказала заведующая профилактическим отделением челябинской детской поликлиники № 8 Мария Леонова. По ее словам, этот процесс строго регламентирован приказом Минздрава.
— В документе для каждого возраста прописан определенный перечень специалистов и обследований. Каждая медицинская организация формирует график самостоятельно. В возрасте 16 лет проходят педиатра, хирурга, стоматолога, уролога, эндокринолога, невролога, ортопеда, офтальмолога, лора, гинеколога и психиатра. Из лабораторных обследований — общий анализ крови и мочи. ЭКГ проводится в возрасте 15 и 17 лет, — перечислила Мария Леонова. — Если врач замечает какие-то изменения, то потом несовершеннолетнего приглашают на повторный осмотр, назначаются дополнительные лабораторные и инструментальные обследования.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9e/55/10/9e5510d71ac1572ab5e5729aa3515756/900x1800_1_d16c5e54b480bf443b3a1f8b6ef63639@900x1800_0xEgl18Pty_4737314911165892190.jpg.webp)
Когда произошла трагедия в Копейске, в очередной раз подняли вопрос наличия медиков в школе. Должны ли они там быть? Если да, при каких условиях?
По словам первого заместителя министра образования и науки Челябинской области Елены Коузовой, правил или нормативных актов, по которым определяется количество медиков, обслуживающих образовательную организацию, в системе образования нет. Подавляющую часть школ региона обслуживают врачи, приходящие из поликлиник, с которыми заключается договор.
— В школе что требуется от медика? Профилактический осмотр, контроль за проведением вакцинации, контроль за санитарно-эпидемиологическим благополучием. Медицинские манипуляции не осуществляются и не могут осуществляться в школе, — говорит Елена Коузова. Что касается медосмотров, то их проводят либо в образовательной организации, либо в поликлиниках. Это отлаженный процесс.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/75/0b/17/750b1795e85da509b4c4134d195f8d96/656x455_1:5723_480d1713ca3da2ffcf8c7210886808ce@1200x831_0xiV4m5Jfw_0395480446823078993.jpg.webp)
Член Союза педиатров России, основатель «Центра формирования здорового образа жизни» Ирина Добрецова подчеркивает: главное, чтобы медосмотр был не профанацией.
— Должен быть качественный уровень проведения диспансеризации. Сделали ЭКГ, что-то не понравилось — назначили исследование с нагрузкой. Расшифровка электрокардиограммы — это целая наука. Есть много различных критериев, которые указывают на то, что надо сделать дополнительное обследование. Не то что посмотрел — все зубцы на месте и успокоился, — предупреждает Ирина Добрецова. — С другой стороны, родители должны быть более внимательны к здоровью своего ребенка. Если у него были обмороки, какие-то другие предвестники, или у кого-то в семье в молодом возрасте были проблемы со здоровьем, нужно глубоко обследовать школьника. В противном случае — да, случаются такие истории. Вроде бы, дети проходили все обследования, не имели противопоказаний, а раз — и остановка сердца. Недавно тоже случай был — кто-то подтягивался на турнике. Трагедией всё закончилось.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/44/c6/f8/44c6f87663b803db61ac91c931a2d6fd/640x480_1:5723_02f25450e4bb2801f712eadefaeed724@640x480_0xSZuzpTak_9237782507873583946.jpg.webp)
Врач считает, что в школах в обязательном порядке должны быть дефибрилляторы. Пример США показывает, что это оборудование позволяет спасать жизни детей, если реанимационной бригады нет поблизости.
— Там ЭКГ при плановом обследовании школьникам никто не делает, но у них есть дефибриллятор. Чуть ли не сами родители его покупают, — рассказывает Ирина Добрецова. — Если случается остановка сердца, огромную роль играет именно он. Активную сердечно-легочную реанимацию нужно проводить в первые минуты, если нет ее — больной погибает, а если есть — выживаемость до 80 процентов.
Автоматические наружные дефибрилляторы — уже тренд во всем мире. Они находятся в общественных местах, в магазинах, аэропортах, на вокзалах. Руководитель школы первой помощи и спасения на воде «Акваспас» Дмитрий Микрюков утверждает, что применять их может научиться каждый. Но даже если нет таких навыков, потенциальная польза в экстренной ситуации намного превышает потенциальный вред.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c3/1f/a5/c31fa576dd3b6601f54a0938fd6e374e/656x438_1:5723_9d51093271bf0f0357d0485cc0cc2d40@1600x1067_0xHp1uSD2v_1769886843100189123.jpg.webp)
— На просторах интернета появилось видео, которое создала одна из Санкт-Петербургских школ, они по таймингу четко разделили происходящее в Копейске и сравнили с аналогичной ситуацией с подростком на уроке физкультуры в США. Там был включен в оказание первой помощи автоматический наружный дефибриллятор, в итоге ребенок выжил, — рассказывает Дмитрий Микрюков. — Использование дефибриллятора давно было предложено сообществом, экспертами по первой помощи. С 2018 года, к сожалению, это предложение зависло в воздухе, на уровне всех инстанций, которые принимают это решение.
По словам уполномоченного по правам ребенка в Татарстане, председателя Центрального совета «Национальный родительский комитет» Ирины Волынец, стоимость дефибриллятора — 100–150 тысяч рублей. Она считает, что в бюджет реально внести эти разовые расходы, учитывая количество школьников и время, которое они проводят в образовательных организациях.
— Возрастает количество заболеваний сердечно-сосудистой системы и смертей в результате внезапной остановки сердца, как у взрослых, так и у детей, к сожалению, — говорит Ирина Волынец.
«В России спасают не более 5 процентов таких людей, в Европе — 60 процентов. Чувствуете, какая разница? В 12 раз. Результат — не в нашу пользу»
— И это не потому, что у них на каждом углу врачи, а потому что люди умеют оказывать первую медицинскую помощь — это в порядке вещей. Там невозможно получить квалификацию, устроиться на работу, если ты не сдал нормы, — рассказывает детский омбудсмен.
Ирина Волынец намерена запустить в Татарстане проект по обучению детей оказанию первой медицинской помощи.
— Как оказать неотложную помощь — должны знать не только врачи, медсестры и учитель физкультуры, но и родители, и дети, — соглашается педиатр Ирина Добрецова. — Пока эта система по обучению плохо развита. Должна быть реформа.