В 2011 году нижегородцу Александру в полиции сломали позвоночник. Из мужчины выбивали явку с повинной, применив пытку «конверт». Извинений мужчина дождался только сейчас. И то — не от самих виновных. Подробнее — в нашем материале.
Александра Дмитриева семь лет назад доставили в отделение полиции № 7 по подозрению в краже. Двое нижегородских оперов — Алексей Соколов и Вадим Волков — сломали позвоночник задержанному.
Наказать полицейских удалось не сразу. Поначалу суд удовлетворила версия, что Дмитриев решил сбежать, споткнулся и упал на лестнице. Моральный вред потерпевшему оценили в шесть тысяч рублей. Только через пять лет юристам Комитета против пыток удалось добиться обвинительного приговора — по пять лет в колонии общего режима.
Но и после этого ни осужденные за пытки, ни их руководство не торопились приносить извинения человеку, который стал по их вине инвалидом. Тогда Дмитриев сам обратился в управление МВД по Нижегородской области, в ответ — тишина.
Прождав полгода, Александр обратился в суд. Только после назначения даты судебного разбирательства пришли долгожданные извинения от и.о. начальника отдела полиции № 7 Александра Голубцова. Еще год юристы Комитета против пыток доказывали, что полицейское руководство нарушило закон «О полиции», в котором оговариваются сроки и порядок принесения извинений.
Летом этого года Нижегородский областной суд определил, что начальник УМВД РФ по Нижнему Новгороду Владислав Пронин нарушил закон — дольше положенного рассматривал просьбу (!) Дмитриева об извинениях, а Голубцов слишком долго извинялся.
Юристы комитета против пыток подали иск о взыскании морального вреда на сумму один рубль.
— Мы могли бы заявить сумму более существенную. Ну, например, тысяч тридцать рублей, — пояснил юрист Комитета против пыток Сергей Бабинец. — Однако решили: пусть на сохраненные 29 999 рублей нижегородское полицейское начальство закупит для себя и своих подчиненных тексты закона «О полиции» — там много всего полезного: и про то, что надо соблюдать закон, и про то, что надо извиняться, если сотрудники полиции сами его нарушили.
После этого в дело вмешался начальник ГУ МВД по Нижегородской области генерал-майор Юрий Кулик.
— Главный полицейский Нижегородской области генерал-майор Юрий Кулик на собственном примере показал подчиненным, что за косяки надо отвечать. И это можно делать вполне себе мирно и цивилизованно, — сообщил на своей странице в Facebook Сергей Бабинец. — Он лично попросил прощения у нижегородца Александра Дмитриева за нерасторопных начальников. В этой истории все было бы прекрасно. И Кулику (на полном серьёзе) большое спасибо. Он личным примером показал, что извиняться можно и нужно. Нет в этом ничего страшного и зазорного. Но есть два но. Первое: виновные Пронин и Голубцов перед Дмитриевым так и не извинились. Гордость не позволяет? Или нам просто извинения по почте еще не дошли? Второе: о том, что проштрафившиеся полицейские извиняться будут инициативно, видимо, нам еще мечтать и мечтать. До сих пор, чтобы получить банальное и заветное «Простите, мы так больше не будем», приходится писать челобитную или вообще судиться. Но положительные подвижки уже есть. Надеюсь, пример Кулика будет заразителен.
Также в отделе № 7 ударили женщину на допросе. Она рассказала, что ее грубо задержали в нижегородском караоке-кафе, не сообщив причину, и доставили в отдел. Там, по ее словам, один из полицейских в ходе разговора повысил голос, нанес ей удар рукой по лицу и с силой толкнул в стену.