Здоровье эксперт Муж не может, сперма Дурова поможет? Реально ли нижегородкам родить гения и будущего миллиардера — ответ генетика

Также рассказываем, сможет ли ребенок унаследовать внешность создателя Telegram и «ВКонтакте»

Павел Дуров — одна из самых обсуждаемых личностей за последнюю неделю

Последнее время только и разговоров, что о сперме миллиардера Павла Дурова. В конце июля бизнесмен сделал неожиданное заявление, рассказав, что он был донором для банка биоматериалов. К слову, в одной из московских клиник до сих пор можно приобрести замороженную сперму создателя «ВКонтакте» и Telegram.

NN.RU выяснил, какова вероятность того, что женщина сможет родить ребенка с уникальным набором генов Дурова. Врач-генетик Приволжского исследовательского медуниверситета Денис Черневский рассказал, будет ли ребенок обладать высоким уровнем интеллекта и какая внешность достанется малышу.

Перед традиционным зачатием или ЭКО будущие родители редко задумываются о том, каким же будет ребенок. В основном паре достаточно того, что малыш вберет в себя их хорошие гены или бабушек и дедушек. Однако новость о продающейся сперме создателя «ВКонтакте» и Telegram всколыхнула интернет. Судя по комментариям в соцсетях, многие женщины по всему миру захотели родить «маленького Дурова», в надежде что ребенок унаследует ум и прочие качества гениального донора.

Однако ДНК — хитрая система, которая действует практически непредсказуемо. Даже несмотря на то что за последние десятилетия медицина шагнула вперед. По словам врача-генетика Дениса Черневского, на данный момент известно около 20 тысяч генов, из них большинство представлено двумя копиями: одну человек получает от матери, другую от отца. При этом вся наша ДНК формируется примерно на 51% от мамы и на 49% от папы.

— Интернет пестрит заявлениями, что ряд признаков ребенок получает от одного родителя, а ряд от другого. Самым ярким примером является периодически возникающая новость в стиле «Ученые из Германии установили, что интеллект передается от матери, а не от отца». Однако это немецкое исследование было опубликовано в далеком 2001 году и его результаты журналисты по всему миру описали неверно, — подчеркнул Черневский.

«Есть более 50 генов, связанных с уровнем IQ»

Кроме того, люди отличаются между собой не «разными генами, а разными версиями одни и тех же генов». Самые простые примеры таких ситуаций обычно приводят в школе на уроках биологии. По словам нижегородского врача-генетика, у всех людей есть ген под кодом MC1R, но отличаются его варианты. Например, у одних — вариант, дающий рыжий цвет волос, у других — вариант, дающий не рыжий.

— А что, если от мамы — рыжий, а от папы — не рыжий? Вне зависимости от происхождения победит не рыжий, так как он является доминантным и подавляет рецессивный. Вы, наверняка, вспомните и про цвет глаз, и другие признаки, но спешу разочаровать: такая классическая «школьная» генетика работает только для весьма ограниченного числа простых признаков, определяемых только одним конкретным геном, — объяснил эксперт.

Большинство наших индивидуальных особенностей — более сложные. В этот список входят как раз интеллект, рост, творческие способности предрасположенности к негенетическим болезням. Вывод простыми словами: сперма Павла Дурова не станет панацеей для женщины, мечтающей родить успешного гения.

— Есть четыре гена, которые отвечают за размер и форму лба, пять генов — за кончик носа и более 50, связанных с уровнем IQ. Когда мы рассматриваем эти сложные признаки, термины «доминантный» и «рецессивный» с трудом применимы и предсказать результат смешения ДНК родителей будет трудно, — приводит пример Черневский.

«Выбор по фотографии и описанию достижений человека — на втором месте»

По словам медика, на сегодняшний день невозможно предугадать, какие черты ребенок точно получит от мамы, а какие — от папы. Тем более на это нереально повлиять. Из-за того что копии генов родителей постоянно перетасовываются, друг на друга могут быть непохожи даже родные братья и сёстры. Хотя статистически чаще генетическое сходство у них достигает 50%.

Поэтому, если женщина планирует забеременеть от донора спермы, не стоит выбирать по внешности или другим признакам. Лучше обратить внимание на наличие скрытого носительства генетических заболеваний.

— Скрытое носительство можно эффективно выявлять при планировании беременности и предотвращать с использованием ЭКО с генетическим тестированием эмбрионов. Поэтому, если рассуждать с точки зрения того, что мы можем реально просчитать и предупредить, на сегодня при выборе донора обязательно надо руководствоваться обследованием на скрытое носительство генетических заболеваний, а выбор по фотографии и описанию достижений человека ставить на второе место, — резюмировал Денис Черневский.

Нашим коллегам из E1.RU удалось найти биоматериал Павла Дурова недалеко от Нижегородской области: речь про клинику в Москве — сперма стоит 35 тысяч рублей, но это не итоговая стоимость оплодотворения. При этом там подчеркнули, что сперма донора № 6 есть только у них.