Одно из самых заметных строений на Нижне-Волжской набережной в Нижнем Новгороде — здание бывшего речного вокзала. Оно построено в форме корабля, на крыше которого возвышается шпиль. Рассказываем историю уникального здания, а также о том, что известно о его судьбе в наши дни.
Нижний Новгород, находящийся на слиянии двух рек, был важным торговым городом. В истории российского судоходства он также занимал не последнее место, а позднее стал центром речного туризма на Волге. История судоходства в нашем городе берет свое начало с XV века. К Нижнему причаливали дебаркадеры для обслуживания ярмарки и отплывали суда на войну с Казанским ханством.
В 1896 году на месте, где сейчас находится Речной вокзал, была построена императорская пристань, куда должна была прибыть семья Романовых для празднования 300-летия их рода.
После гражданской войны на этом месте построили парадные ворота, а спустя несколько лет на их появилась надпись «Речной вокзал».
Известное нам здание на набережной появилось только в 1964 году по проекту архитектора Михаила Чурилина. Открытие строения проходило с размахом. Вокзал тогда сравнивали с кораблем, причалившим к одному из старинных и красивейших городов страны. Спустя 20 лет в здании произошел пожар, уничтоживший левое крыло вокзала.
Здание реконструировали и добавили к нему полукруглые боковые эркеры. В изначальном проекте эти элементы тоже были, но от них отказались из-за нехватки денег. Завершились работы по восстановлению здания в 2003 году.
Изначально вокзал состоял из большого и малого залов ожидания, а также ресторана. Большой зал называли настоящим царством стекла, света и алюминия. Пол был выложен мозаикой, а стены, окрашенные в теплые оттенки, были украшены портретом молодого Горького и барельефом на тему Данко.
Над убранством малого зала тоже поработали на славу. Его оформили художественной композицией, которая изображала слияние Оки и Волги, а также город как столицу речников.
В наши дни здание используется как административное, там находятся офисы компании «Волжское пароходство». Раньше там также размещалась транспортная касса организации «Водоходъ», но сейчас вместе с «Водолетом» они находятся в пристройках чуть ниже основного здания.
Просто так попасть в здание нельзя, там работает пропускной режим. Однако в помещениях организована выставка «Река-Река», которая посвящена развитию водного транспорта на Волге и истории волжского пароходства.
Увы, но пока она закрыта. Как нам рассказал сотрудник местной службы безопасности, сроки возобновления работы выставки тоже пока неизвестны.