Как вы научились ходить в магазин за продуктами? А пользоваться банковской картой? Кажется, никто специально не обучает этому. Большинство людей перенимает самый разный опыт дома у родителей, в школе у учителей или во дворе у друзей. А вот подопечным психоневрологических и детских домов-интернатов приходится специально учиться базовым навыкам, которые другие приобретают между делом: самостоятельно готовить себе еду, убираться, покупать продукты.
Корреспондентка NN.RU поговорила об этом с одной из воспитанниц интерната для особенных детей и молодых взрослых «Надежда» в Автозаводском районе, волонтерами и чиновниками. Подробности — в нашем материале.
Жизнь 26-летней Тамары Закаревичус из Автозаводского интерната в последнее время сильно изменилась. Уже несколько недель девушка проходит программу адаптации к самостоятельной жизни. Вместе с подругой Тома живет в специальном общежитии при интернате и учится заботиться о себе сама. В беседе с нами она поделилась, что уже может самостоятельно ходить в магазин, готовить борщ, научилась пользоваться навигатором.
— Еще за это время я научилась находить общий язык с людьми и считать деньги, — добавила Тамара.
Девушка рассказала, что у нее отличная память и есть любимое хобби — живопись. Сейчас нижегородка работает с юристом: она хочет восстановить дееспособность и мечтает создать семью.
Вместе с Тамарой в программе адаптации участвуют еще семь человек из интерната, рассказал NN.RU замминистра соцполитики Нижегородской области Вадим Цыганов.
— Программа входит в большой проект сопровождаемого проживания. Нижегородская область является одним из двух пилотных регионов Минтруда России вместе с Воронежской. В первые годы была ориентирована на совершеннолетних во взрослых домах соцобслуживания. С этого года к проекту подключили интернат «Надежда», где живут дети и молодые взрослые с инвалидностью. И сейчас восемь ребят, которые ранее жили в общем жилом корпусе, переходят на учебное сопровождаемое проживание: формируют навыки самостоятельного проживания, заботы о себе. Постепенно переходят к самостоятельному приготовлению еды, без похода в столовую. Когда мы поймем, что эти навыки сформировались, мы сможем двигаться дальше, ребята смогут жить за пределами интерната. Кроме того, этот проект поможет не допустить того, чтобы ребята не попали в психоневрологические интернаты, — поделился Цыганов.
Нижегородская область — один из двух субъектов РФ, входящих в пилотный проект Минтруда РФ по развитию сопровождаемого проживания для людей с нарушением психических функций. В регионе этот проект реализует Министерство социальной политики совместно с проектом Народного фронта «Регион заботы» и АНО «Родительский комитет».
По словам замминистра, некоторым нижегородцам удается достичь полной самостоятельности. Они находят работу и в то же время получают пенсию по инвалидности. А значит, полностью финансово себя обеспечивают. Однако зачастую такого успеха могут достичь только люди с высоким реабилитационным потенциалом — это зависит, как минимум, от степени тяжести диагноза. У многих, например, так и не получается восстановить дееспособность, они всю жизнь остаются в финансовом и бытовом планах полностью зависимы от опекуна.
Однако это абсолютно не значит, что юридическая работа здесь ограничивается вопросами получения дееспособности. Спектр правовой помощи, в которой нуждаются дети и взрослые с ментальными нарушениями, очень широкий. Как отметил Цыганов, штатные юристы просто не могут быть специалистами столь широкого профиля.
— Юристов привлекаем как можем. Например, из Госюрбюро Нижегородской области. Волонтеров-юристов, к сожалению, пока не сильно много. Хотелось бы, чтобы профессиональные юристы, работающие в частной практике, тоже к нам приходили и помогали проживающим, — добавил Цыганов.
Среди тех, кто безвозмездно помогает подопечным нижегородских интернатов, — сотрудники АНО «Службы защиты прав». Они специализируются на помощи людям с ментальными нарушениями, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, рассказала NN.RU специалист по связям с общественностью Службы Александра Закирова.
— Ситуации бывают разные. Если говорить о детях (воспитанниках детских домов-интернатов), то это могут быть, например, вопросы, связанные со здоровьем. Такие кейсы выявляют юристы Службы во время выездов в учреждения с привлеченным медицинским специалистом. Например, ребенку могут требоваться очки, стоматологическая помощь, консультация профильного специалиста и даже помощь в получении технических средств реабилитации (это коляски, ходунки, ортезы и т. д.), — объяснила Александра.
Одним из нюансов в такой работе является то, что не всегда ребенок может рассказать специалистам о своей проблеме. Например, если ребенок имеет тяжелые множественные нарушения и он не разговаривает. Здесь важно внимательное отношение к подопечному со стороны сотрудников интерната, специалистов Службы защиты прав и волонтеров — они могут заметить проблему и сообщить о ней опекуну.
Среди других примеров юридической помощи — жилищный вопрос. За три года существования Службы юристы помогли 33 людям из числа детей-сирот встать в очередь на жилье. Четверо из них уже получили квартиры.
Также специалисты вместе с сотрудниками интернатов помогают в восстановлении родственных связей.
— Например, мама понимает, что у нее родился ребенок с нарушениями психики. Она с этим не справилась и отказалась от него. Но спустя время поняла, что хочет общаться с ребенком. В таких случаях Служба помогает восстановить эту связь и наладить контакт. Ведь даже такое минимальное общение всё равно идет малышу на пользу, потому что каждому ребенку необходим «значимый взрослый» рядом. Каждый воспитанник детского дома хочет тепла и общения, чтобы у него был тот самый человек, который будет приходить только к нему. Но если у ребенка совсем никого нет — на помощь могут прийти волонтеры, — рассказала Закирова.
Всего в Нижегородской области зарегистрировано более 230 тысяч добровольцев и 600 добровольческих организаций. Сейчас все они начинают вписываться в контур господдержки, рассказала NN.RU министр молодежной политики Светлана Ануфриева.
— Меняется закон о молодежной политике на федеральном уровне. Мы ждем, когда новая норма заработает, чтобы некоммерческие организации начать включать в меры поддержки на системной основе. Сейчас, условно, есть только грантовая поддержка. Очень надеемся, что появится механизм, который позволит оказывать меры поддержки именно НКО, — отметила Ануфриева.
А пока многое держится на личной инициативе волонтеров, которые ждут взамен разве что детские объятия и смех. Одна из них — Ольга Котова, волонтер «Службы заботы».
Волонтерская «Службы заботы» была создана в 2022 году на базе АНО «Служба защиты прав» при поддержке «Региона заботы». Волонтеры регулярно выезжают в психоневрологические и детские дома-интернаты Нижегородской области, организовывают развивающие и обучающие занятия, участие в литературных мероприятиях, тренировки по бегу и скандинавской ходьбе, различные мастер-классы, регулярные прогулки, в том числе для маломобильных проживающих.
В обычной жизни Ольга Котова работает детской медсестрой. Схожие направления работы и волонтерства — не совпадение. «Такая у меня жизненная установка — на помощь», — объяснила нижегородка.
Ольга рассказала, что старается приезжать в интернат хотя бы раз в неделю. Нередко берет с собой 7-летнего сына — для нее это очень важно.
— Если дети в обществе будут видеть людей, которые, как говорят, особенные, то у детей не будет формироваться мнение, что кто-то не такой, хуже них или чем-то ограничен. Потому что это взращивается именно обществом. Можно столкнуться с тем, как родители, например, говорят своему ребенку: «Не подходи, ты видишь, он косой». Могут так сказать, я очень часто это видела. В обществе сохраняется много предубеждений и страхов по отношению к людям с психическими расстройствами и инвалидностью, — сетует волонтер.
Нижегородка вспомнила, что ее сын при первом посещении интерната даже не понял, что местные дети чем-то от него отличаются. Мальчик подумал, что приехал с мамой в детский сад. Ребенок испугался не своих сверстников, а того, что ему придется идти на дневной сон, со смехом рассказала Ольга.
— То есть, если ребенку не говорить, что эти дети какие-то не такие, ему это в голову даже не придет, — считает Котова.
Работу Ольги и еще десятков волонтеров здесь координирует специалист по связям с общественностью Автозаводского дома для детей «Надежда» Ольга Туршатова.
С добровольцами она на связи 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Телефон координатора буквально разрывается с девяти утра до девяти вечера, призналась Туршатова в беседе с NN.RU.
По ее словам, сейчас в интернате остро ощущается дефицит волонтеров и дому необходимы добровольцы. Это в том числе нужно для того, чтобы почаще ездить с подопечными в город: на выставки, спектакли, прогулки.
— Я провожу обзорную экскурсию. А затем волонтер включается в постоянную деятельность. С вероятностью 100% человек останется в команде волонтеров, — заключила Туршатова.
Более полную версию нашей беседы с Ольгой Туршатовой смотрите в репортаже из интерната «Надежда». Там же мы рассказали, как в доме для детей прошел День волонтера.