Нижний Новгород начиная с XIX века является одним из промышленных центров России. Такие города быстро меняются, и за 100 лет развития не осталось почти ничего от прежнего облика. NN.RU предлагает окунуться в историю и посмотреть, как выглядел промышленный Нижний до революции — публикуем самые колоритные архивные фото.
Начнем с одного из самых знаменитых заводов города тех времен — «Фельзер и Ко». История предприятия началась в Риге в 1873 году благодаря инженерам Карлу Фельзеру, Карлу Ловису и Уильяму Вайрому. Цеха выпускали паровые машины, холодильные установки, сельхозмашины и различную продукцию из чугуна.
В 1915-м, когда фронт дошел до Риги, производство было спешно эвакуировано в Нижний Новгород. Закладка завода состоялась 17 октября, а уже в феврале он выдал первую продукцию. К сожалению, судьба завода из-за событий 1917 года сложилась не лучшим образом: долгое время производство простаивало, а в 1920-м после заключения мира с Латвией обратно на родину уехало 300 специалистов. Ситуацию удалось исправить только к 1922 году. Кстати, в том же году, 4 ноября, завод был переименован в «Двигатель революции», а в 1925-м выпустил первый дизельный двигатель на 400 лошадиных сил.
Еще один промышленный центр находился в Сормове. Идея построить завод в Нижнем Новгороде для выпуска судов на паровой тяге появилась еще в начале XIX века. 8 марта 1849-го в Петербурге была зарегистрирована «Компания Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства». Основали ее Лев Кочубей и Владимир Меншиков (оба дети высокопоставленных чиновников). Местом для строительства стал правый берег Волги: участок пришлось выкупать у помещицы Крюковой по завышенной цене из-за конкуренции.
Однако днем рождения завода считается 21 июля 1849-го, когда Балахнинский уездный суд утвердил купчую. К концу года было построено три здания с жилыми флигелями и сараями, началась установка оборудования под руководством бельгийских инженеров. В мае 1850 года на воду было спущено первое судно — деревянный колесный пароход «Ласточка».
За четыре года работы производство разрослось и было преобразовано в «Камско-Волжское акционерное пароходное общество». Акции начал скупать грек Дмитрий Егорович Бенардаки, крупный предприниматель. Через 6 лет предприятие стало полностью принадлежать ему, однако радость была недолгой: в 1864–1867 годах Сормовский завод настиг серьезный кризис из-за отмены крепостного права. Численность рабочих стремительно упала с 703 до 77 человек.
В 1870-м ситуация в корне поменялась. Молодой инженер Александр Износков, нанятый Бенардаки, построил первую в России мартеновскую печь. Со смертью предпринимателя завод перешел детям: однако те довели детище отца до банкротства, и царю Александру II в 1875-м пришлось учредить опеку над имуществом и делами наследников.
В конечном счете Сормовский завод дожил до Октябрьской революции и даже пережил ее. На момент 1917-го на нём трудилось 20 000 человек, и большинство из них как раз стали главным «двигателем революции» в Нижегородской губернии, о чем не раз говорили Владимир Ленин и Максим Горький.
Естественно, Нижний Новгород — город речной. Даже с появлением железной дороги речные перевозки никуда не ушли. Причалы функционировали на износ: сотни суден разного размера ежедневного курсировали по Волге и Оке. Сегодня, конечно, такие кадры представить сложно, но для нижегородцев того времени это было явлением привычным.
Как и сегодня, случались казусы: аварии были делом постоянным, тем более, если говорить про столкновения. В 1893-м на Волге повторилась сцена из «Титаника», только сразу с четырьмя суднами: «Флорида», «Поспешный», «Боец» и «Легкий». Огромная льдина проплыла через Сибирскую пристань, но ее развернуло сильное течение. Ударившись о Мочальный остров, она направилась к берегу, где стояли судна на якоре. Их буквально срезало: все утонили буквально за пару минут.
Недавно мы писали о том, как раньше выглядела улица Алексеевская. Показываем, что из себя представляла старейшая «артерия» города, и рассказываем, куда из центра пропал Черный пруд.