О доступности городской среды в последние годы говорят всё чаще. Создание инфраструктуры для людей с инвалидностью продумывают при обустройстве новых городских пространств и соцобъектов. Однако, как выясняется на практике, передвигаться на инвалидной коляске по улицам Нижнего Новгорода получается далеко не везде. Основные проблемы возникают из-за бордюров и отсутствия пандусов.
Вместе с Алексеем Козиным, экспертом по доступной городской среде и сотрудником «Инватур», NN.RU посмотрел, насколько улицы города приспособлены для жителей с инвалидностью. Мы отправились в Ленинский район, где живет Алексей. Выбрали одно из самых многолюдных и проходимых мест — проспект Ленина. Здесь находятся десятки магазинов, аптеки, пункты выдачи, медучреждения и станции метро. Одним словом — всё, чем люди пользуются каждый день.
Подъем с усилием
Начать мы решили с продуктового магазина. На входе установлен пандус, который, на первый взгляд, имеет довольно плавный угол наклона. Но на практике этого оказалось недостаточно. Чтобы подняться ко входу, Алексею пришлось подтягиваться на руках.
— Здесь место позволяет сделать хороший пандус, даже отличный. Нужно только добавить еще один кусок просечки. Естественно, тут вопрос бюджета: перила очень дорогие, просечка тоже недешевая. Но для магазина, для большой сети, не думаю, что это проблема, — сказал Алексей.
Кроме того, перед пандусом установлена тактильная плитка, которая помогает ориентироваться на месте слабовидящим. Однако по нормам перед пандусом ее быть не должно, так как колеса могут зацепиться, и коляска опрокинется.
Другая проблема связана с перилами — в некоторых учреждениях они также установлены не по нормативам. Поручни должны быть двухуровневыми, определенной толщины, чтобы за них было удобно держаться, и выступать за края пандуса.
«Не пандус, а металлолом»
Около пункта выдачи и ряда других зданий на проспекте установлен другой тип пандусов — швеллеры. Их крепят поверх лестницы, при этом в ряде случаев не учитывают ни резкий наклон ступенек, ни ширину колясок.
Как считает Алексей, подобного типа конструкции — вовсе не пандусы. Подняться по ним самостоятельно невозможно — колеса даже не попадают в желоба. А из-за отсутствия перил и резкого наклона это может быть опасно.
— У нормативных пандусов есть определенный уклон — не более 8%. Всё, что больше, — это уже не пандус, так как это травмоопасно. Где-то на лестницу для заезда кладут швеллеры и думают, что это пандус. Это вообще не пандус, это металлолом, — пояснил нижегородец.
Если с установкой пандуса возникают сложности, то решить проблему могла бы и кнопка вызова персонала.
— У меня около дома есть пункт выдачи, я обычно подъезжаю ко входу на автомобиле, паркуюсь и прошу людей, которые туда заходят, сказать, чтобы вынесли заказ. Или если я на коляске, то звоню в звонок и объясняю ситуацию, — отметил Алексей.
К слову, в этом случае кнопка вызова тоже была установлена — сбоку от лестницы. Но и тут возникла неожиданная проблема: дотянуться до нее у Алексея так и не получилось.
Такая же проблема и у здания администрации Ленинского района. На лестнице под крутым уклоном установлены два швеллера, а рядом расположена кнопка вызова. Алексей пытался дозвониться до сотрудников несколько раз, но никто так и не ответил. О помощи пришлось попросить прохожего.
— Иногда и не надо делать пандус, достаточно сделать кнопку вызова, но обязательно с обратной связью. Кнопку вызова с доступом для человека, чтобы до нее можно было дотянуться нормально. Подъехать, позвонить и спросить. Потому что иногда ты ее жмешь и думаешь: может, там занят человек, а может, кнопка не работает, а выйдет ли к тебе кто-нибудь — не выйдет, — рассказал Алексей.
Полоса препятствий
Еще одно непреодолимое препятствие — бордюры. С этой проблемой Алексей столкнулся на первой же «зебре», когда попытался перейти дорогу. Пешеходный переход упирался в бордюр. К счастью, сбоку один из камней отсутствовал, и от этой «лазейки» уже была протоптана дорожка через траву.
— Еще интересно, что у дороги делают спуск, устанавливают бордюрный камень набок, и тут бац — ступенька в 5–10 сантиметров. Допустим, для меня это не проблема, а у некоторых людей руки слабые, кто-то просто банально не умеет на коляске ездить — для них это препятствие, — отметил нижегородец.
В больнице № 33, на пути к приемному покою, у Алексея тоже возникли сложности. На входе в проходную установлен плавный подъем, а на выходе — ступеньки. Окно для связи с охраной было занавешено, поэтому нашему герою пришлось вернуться по спуску обратно. Найти охранника нам в итоге удалось, и он поднял шлагбаум.
Рядом с воротами установлена табличка с изображением кнопки вызова персонала. При этом самой кнопки поблизости не было…
В поликлинике при больнице ситуация обстояла гораздо лучше — пандус установлен под удобным уклоном, и Алексей смог без проблем подняться и проехать в регистратуру.
«Не понимают, что они делают и для кого»
Как считает нижегородец, иногда при установке пандусов не заботятся о том, как ими будут пользоваться люди.
— Строители не понимают, что они делают и для кого, — это основная проблема. Если люди при производстве каких-то ремонтных работ в городе будут понимать, как это грамотно сделать, то, наверное, проблемы такой не будет, — заключил нижегородец.
По возможности Алексей старается не портить себе настроение и избегает городской «недоступности». Вместо частных магазинчиков идет в большие сетевые. Вместо автобусов и метро использует автомобиль. Недавно Алексей с семьей решил, что и от жизни в не оборудованной для людей с инвалидностью многоэтажке он тоже подустал. Уже несколько лет нижегородец строит свой дом.
Что говорит юрист
Дмитрий Балыкин, юрист общественной организации инвалидов «Инватур», пояснил, что по закону «О социальной защите инвалидов в РФ» власти и организации должны создавать условия для доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. При этом у человека должна быть возможность самостоятельно передвигаться по территории учреждения.
— Следовательно, обеспечение беспрепятственного доступа для людей с инвалидностью является обязанностью госорганов и других организаций, и ни о какой свободе усмотрения здесь не может быть и речи. Однако проблема в том, что многие объекты были построены и введены в эксплуатацию до вступления в силу этого закона. Так, ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов» начала действовать с 1 июля 2016 г. До этого обязанность по созданию доступной среды в законодательстве тоже существовала, но она была прописана менее конкретно, — пояснил юрист.
При этом по закону если инфраструктуру учреждения нельзя приспособить для людей с инвалидностью, то собственники объекта должны принять меры, чтобы у человека появился доступ к услуге.
— А еще есть особенности взаимоотношений между арендаторами помещений, используемых под магазины, и собственниками зданий. Если коротко, то без согласования с собственником арендатор сам установить пандус не может, — добавил Дмитрий Балыкин.
Что касается требований к установке пандусов, то они регулируются строительными нормами и правилами. Контроль за их исполнением возлагается на надзорные органы в области строительства и прокуратуру.