В Нижнем Новгороде около сотни улиц, и с каждым годом их становится всё больше. По некоторым из них мы проходим каждый день и не задумываемся, а что здесь было раньше, почему это место назвали именно так? Мы решили раз в неделю рассказывать вам о какой-то одной улице нашего города — показывать ее реальное состояние и вспоминать, какой она была когда-то. Начинаем мы с небольшой улицы Кожевенной, которая протянулась от Зачатьевской башни к площади Народного единства. До революции на этой улице ютились бедняки, а район местные жители иронично прозвали «Миллиошкой». Теперь же Кожевенная словно открывает портал в XIX век в самом блестящем его проявлении.
Изначально улица имела название Живоносовской. Она была названа так в честь деревянного храма, который построили в 1702 году над источником, протекавшим в этих местах. По преданиям, вода в нем была исцеляющей и могла вылечить глазные заболевания. До наших дней церковь не сохранилась — она была уничтожена после революции.
В XIX веке Кожевенная относилась к так называемой «Миллиошке» — кварталам городской бедноты. Это было настоящее городское «дно» — с трущобами, ночлежными домами, кабаками, борделями. Кругом царила антисанитария, в ночлежных домах было холодно и сыро. Не обходилось на Кожевенной и без преступлений — местами промышляли воры и разбойники.
К слову, самая известная ночлежка — Бугровская — находилась на нынешней площади Народного единства. Ранее ошибочно полагалось, что именно эта ночлежка стала прообразом места действия пьесы «На дне». Однако тщательное изучение документов подтвердило, что находилась она на самом деле на улице Кожевенной, 10. Где позднее открыли музей «Ночлежная квартира».
Основным промыслом Кожевенной была торговля. В лавках продавали старое железо, чай, сахар, бакалейные товары, мыло, дичь и прочее. Вдоль улицы выстраивались неброские здания, в основном со складским назначением. В 1819 году в этом районе случился пожар, который уничтожил большую часть построек. Позднее на Кожевенной стали появляться доходные дома — свои усадьбы там построили купцы Павел Малеевский и Федор Переплетчиков.
Вскоре Переплетчиков продал дом меценату и будущему главе города — Дмитрию Сироткину. Вместе с Максимом Горьким Сироткин организовал чайную для бедняков. В народе она получила название «Столбы». По мнению Горького, культурная чайная вырвет обитателей нижегородского «дна» из кабалы трактирщиков. Как писал купец Николай Бугров, за несколько копеек людям давали хлеб и порцию чая, а главное — они могли находиться в тепле, попутно слушая литературные чтения или игру на пианино.
Заведение прозвали «Столбы» из-за колонн, установленных на входе. Проработала чайная всего несколько лет. В советские годы там размещалась библиотека и коммунальное общежитие, а сейчас — офисы и заведения.
В советское время улицу переименовали в Кожевенную. Долгое время историческая улица выглядела неприглядно — изрисованные вандалами фасады, разбитый асфальт и разруха.
Всё изменилось перед 800-летием Нижнего Новгорода, когда на Кожевенной провели масштабную реконструкцию, вернув ей исторический облик. Дорогу выложили брусчаткой в стиле мостовой XIX–XX веков, установили стилизованные светильники, убрали провода под землю, а также привели в порядок фасады. Летом 2022 года участок от Казарменного переулка до Кожевенного переулка сделали пешеходным.
В прошлом году здесь, кроме стендов, рассказывающих о жизни «Миллиошки», появились скульптуры горожан, живших в Нижнем Новгороде в период XIX и XX веков. Около дома № 4 на улице Кожевенной изображены двое мальчишек — воспитанников Назарьевского приюта, который раньше находился в это здании.
По соседству находится скульптура, изображающая собирательный образ нижегородского купца — мужчины в теле, с бородой и усами, сидящего на стуле и попивающего чай. Об истории места также рассказывают образы продавщицы рыбы. К слову, от Кожевенной тянется небольшой Рыбный переулок. Его название связано с располагавшимися там торговыми рядами. О местных ремесленниках рассказывает скульптура «Точильщик ножей».
В какой-то момент кажется, что прогулка по Кожевенной — возможность перенестись на несколько столетий назад и почувствовать атмосферу тех времён. Сразу хочется перечитать Горького и зайти в «Русский музей фотографии, чтобы посмотреть на портреты обитателей «Миллиошки», сделанные Максимом Дмитриевым.