А платят им за экономику или за "культурные изыскания"? У нас в экономике все хорошо? Проблем нет?
А в чём противоречие? Злоба ваша неуместна. И вульгарна. Вот у вас, что не хватает способностей, кроме вашей профессии, ещё научиться себя вести прилично? А книг почитать нет времени? А писать здесь есть и время, и желание. Неприятно даже вести с вами какой-то диалог.
Вообще-то, храмы ушли на дно озера Светлояр, причём вместе с градом Китежем. И место это от Городца зело далековато, навскидку примерно около ста двенадцати километров.
Призраки монахов иногда появляются в районе деревни Юрово (Макарьевский район Костромской области, тоже около соточки, если ехать через Ковернино и Рымы). Возле Городца есть аномальщина, не спорю, но это место называется Романовский лес. Там достаточно часто происходят тяжёлые ДТП. Однажды в смертельной аварии на одном из поворотов погибли молодожёны, на том месте иногда люди видят призрачную фигуру невесты (где-то даже видео есть). По географии и краеведению специалистам ВШЭ - твёрдая двойка!
Вы, конечно, начинаете историю Городца с точной даты. Но речь идёт о легендах. Вот, смотрите:
К легенде об основании Городца
Городец – древнейший город Нижегородской области. Он возник во второй половине XII века на левом берегу Волги как пограничная крепость Владимиро-Суздальской Руси. К сожалению, точная дата основания Городца неизвестна. По давней традиции, история нашего города отсчитывается с 1152 года, с момента его основания Юрием Долгоруким. Кстати, этот год является датой основания многих городов. Однако никаких прямых указаний на основание Городца в 1152 году не существует, и уж тем более нельзя связывать это событие с именем князя Юрия.
Наверное, каждый школьник знает легенду о том, как однажды Юрий Долгорукий плыл по Волге мимо наших крутых берегов и, поразившись их красоте и сходству с берегами Днепра, решил основать здесь крепость Городец в память о недавно потерянном им Городце Остерском близ Киева.
Когда и кем была сочинена эта легенда? Оказывается, подробный и красочный рассказ об основании Городца Юрием Долгоруким можно прочесть в дореволюционных очерках по истории Городецкого Фёдоровского (Феодоровского) мужского монастыря – например, в издании 1913 года. Там князь Юрий выступает и как основатель самого монастыря:
«Основателем как самого Городца, так и находящейся в нем обители, по тем же данным, приписывается великому князю Георгию (Юрию) Владимировичу..."
Основателем как самого Городца, так и находящейся в нем обители, по тем же данным, приписывается великому князю Георгию (Юрию) Владимировичу Долгорукому. И временем основания Городца Радилова и обители признается 1152 г. Проверив все эти данные, мы можем отнести основание Городца к 1152 г., а основание обители к 1154 г.
В Киеве в то время княжил его племянник Изяслав, который недолюбливал своего дядю. Тогда среди множества разных князей, несмотря на родство и свойство, происходили частые ссоры, кончавшиеся очень печально. В 1152 г. Изяслав из-за какой-то своей причуды решил лишить своего дядю любимого им Городецкого княжества и ворвался с своей дружиной в незащищенный Городец, пользуясь отсутствием своего дяди. Не пощадив ни церквей и зданий, ни крепости. Изяслав весь этот городок предал полному уничтожению. После его набега от Киевского Городца осталась только груда камней и развалин.
До глубины души оскорбленный этим жестоким поступком своего племянника, князь Георгий (Юрий) Владимирович оставил развалины своего Городца и, не имея возможности наказать своего племянника, устремился на север в области Ростовские и Суздальские искать нового удела. Конечно, он не мог здесь встретить того, что ему пришлось оставить на юге, где был настоящий рай во всем и в природе полное изобилие...
Дата придумана, чтобы присуседиться к Юрию Долгорукому. Городец был основан в 1170-х годах Георгием Всеволодовичем.
Городец был основан раньше. Первое упоминание о нём в 1171 году как о развитом уже городе. А раскопки показали, что он возник примерно во второй половине 12 века. Те, кто вели раскопки, так же приходили к мысли, что датой основания следует считать 1151 год. Другие же учёные, собиравшие сведения по летописям, против этой теории. Единства во мнениях нет. Есть версия, что Городец существовал ранее 1171 года, но его в различных письменных источниках именовали по-разному без привязки к точным географическим ориентирам, то Городец Радулов, то Городец на Волге, то просто Городец и иначе. Поэтому однозначно отнести какое-либо из указанных наименований к Городцу в Нижегородской области пока нет возможности. А монастырские записи в советское время объявили выдумкой. Так это или нет, никто не знает достоверно.
Очень красивый, старинный городок. Осенью там особенно уютно и, кажется, прошлое прогуливается по улочкам, заговаривает камни, оставляет свои отметки на резных наличниках, воротах, заборах. Прекрасное место для путешествия. Оказывается, хранит ещё старые секреты для чутких душ и пытливых исследователей.
Впервые легенда об уникальном городецком озере, давшая объекту современное название, встречается в рапорте священника Архангельской церкви села Городца Феодора Весницкого на имя нижегородского епископа Иеремии от 15 ноября 1856 года (см.: Давыдов А.И. Древности Городца в восприятии его жителя середины XIX века // Материал конференции «Городецкие чтения» 2014 года). Очевидно, легенда была создана под влиянием «Китежского летописца», тем более, что прежде Городца Весницкий служил в селе Владимирском Макарьевского уезда.
Говоря об одном из озёр на территории, ограждённой валом, отец Феодор пишет о деревянной церкви во имя Божией Матери Одигитрии (Феодоровской): Во время Батыева нашествия эта церковь, дабы не быть осквернённой, скрылась под землю, а на её месте образовалось указанное озеро. В подтверждение тому, старожилы якобы «в Пасхальное время, во дни Вознесения Господня и Св. Троицы в разлив воды на том озере… неоднократно видели Луч Крестоообразный по оному, и с особыми сиятельными отражениями» (Цит.: Давыдов А.И. Древности Городца в восприятии его жителя… Ссылка на источник — Центральный архив Нижегородской области (далее — ЦАНО). Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 319. л. 16).
Легенда о Святом озере окончательно складывается в последней четверти XIX века. Впервые объект назван таковым (правда, ещё с прописной буквы, как имя нарицательное) в «Летописи села Городца» (1886),
Далее Аполлон Соколовский даёт замечание, для нас очень важное:
«Суеверие городчан, особенно старух, чуть не обожает крестовую сосну. Часто в дупле этой сосны находят вклады, как-то: деньги, холст, ладан, свечи, яйца и тому подобные приношения. Обожание это основывается на следующем: будто в самую полночь первого дня Пасхи, вместе с ударом колокола, из вод св. озера выходит смиренный старец в иноческом одеянии, опоясанный полотенцем, в белом колпачке и с бурачком в руке. По выходе этот таинственный старец с пением стиха “Христос Воскресе” становится на молитву и совершает её, обращаясь лицом к крестовой сосне. По окончании чего он, будто, забирает из дупла приношения и с ними исчезает в озере, в котором, как опять говорят, в этот праздник также слышится невнятный гул, похожий на пение и звон.
Есть тёмное предание, будто на месте св. озера до разорения Городца монголами стоял монастырь. Бог, не желая допустить монастырскую святыню святотатственному поруганию безбожных татар, сохранил её чудом. Монастырь со всем и с иконами, будто, ушёл под землю, напоминая о себе изредка явлениями в роде вышесказанных. Есть в Городце старицы, коих ничем нельзя разуверить в мнимости и очевидной нелепости этого легендарного и в высшей степени суеверного сказания» (Указ. соч. С. 18).
В отличие от рапорта Феодора Весницкого «Летописец» Соколовского А.Я. помещает Святое озеро в другой исторический контекст. Отец Аполлон не касается сюжета с древним Феодоровским храмом (ровесником Городца), якобы ушедшим в его воды в 1238 году. Святое озеро становится у Соколовского местом миссионерской деятельности Святителя Симона — духовного соратника великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, пребывавшего (по мнению автора) в Городце с 1216 по 1219 годы:
«Есть в десяти шагах на восток от святого озера и немой свидетель благодатного торжества света над тьмою, христианства над язычеством. Есть свидетель того, что таинство крещения над нашими предками совершалось именно в этом озере. И что, в самом деле, значило бы, какой смысл имело бы, что из всех вековых сосен, покрывающих вал и разветвляющихся всегда в форме креста, одна только сосна носит преимущественное, ей одной присвоенное название «крестовая сосна»? Почему одна, именно та, что против озера, крестовая? Да не иначе, как потому, что Святитель здесь, на этом месте, близь собственно сосны, по выходе из воды крещаемых, вручал им кресты, которые они тотчас и надевали на свои выи» (Указ. соч. С. 17–18;
Вскоре после «Летописца» вышла новая редакция очерка о городецкой обители — «Историческое описание Фёдоровского монастыря и о минувшем политическом значении села Городца» (1890).
Озеро у вала там «с давних времён носит название Святого», хотя о происхождении названия авторы не говорили категорично — «от того ли, что здесь в самом деле было святое место — храм, или иноческая обитель, или от того, что, как говорит предание, в нём принимали крещение новообращённые и язычники. В настоящее время это озеро обмелело и из него образовалось только болотистое место, не пересыхающее в течение всего лета. Вблизи озера прежде находилась старая сосна с разветвлениями не вполне правильного креста, на которой и теперь есть два или три медных небольших креста, прикреплённых к ней гвоздями, поэтому и существующая по настоящее время эта сосна носит название крестовой» (Указ. соч. / машинописная копия. С. 4).
...
«Заключается или нет сколько-нибудь справедливого в упомянутом предании, указывающем на существовании монастыря ещё задолго до построения Городца, бывшего на его месте, во всяком случае, стоявшая здесь часовня свидетельствовала по крайне мере о том, что это место уже издревле было избрано для молитвы и было освящено ею». (Там же).
Жители Городца не только её уважали, но и относились к ней с некоторым суеверным обожанием. Такое почтение к ней народа вызвало в начальстве распоряжение об уничтожении этого дерева. Более ста лет тому назад эту сосну, по повелению начальства, срубили и сожгли…» (Указ. соч. С. 15–16).
«По всей вероятности, эта сосна получила такое название потому, что принимавшие в озере святое крещение, подходили к этому дереву и возлагали на него свои крестики, развешивая их по сучьям…»
«Вблизи срубленной сосны осталась и другая с разветвлениями, походящими на правильной формы крест. И теперь даже на ней имеются два или три небольших медных креста, прикреплённых гвоздиками. Поэтому и уцелевшая сосна носит название также Крестовой.
Заключается или нет в этом предании что-либо справедливое, судить довольно трудно, но во всяком случае, стоявшая здесь часовня, что подтверждается историческими данными, по крайней мере могла свидетельствовать, что это место издревле было избрано для молитвы.
Вот в этой-то часовне стояла древняя и в то время икона Божией Матери Одигитрия, по преданию, написанная евангелистом Лукой» (Указ. соч. С. 16).
Ничоси, ВШЭ уже мистикой занимается. А экономикой они заниматься не пробовали?
мистический бред
Вообще-то, храмы ушли на дно озера Светлояр, причём вместе с градом Китежем. И место это от Городца зело далековато, навскидку примерно около ста двенадцати километров.
Призраки монахов иногда появляются в районе деревни Юрово (Макарьевский район Костромской области, тоже около соточки, если ехать через Ковернино и Рымы). Возле Городца есть аномальщина, не спорю, но это место называется Романовский лес. Там достаточно часто происходят тяжёлые ДТП. Однажды в смертельной аварии на одном из поворотов погибли молодожёны, на том месте иногда люди видят призрачную фигуру невесты (где-то даже видео есть). По географии и краеведению специалистам ВШЭ - твёрдая двойка!
Городец основан не в1125,а в 1152г
Интересно. Но туманно.
А я родилась в Городце в 1943 году. В монастыре был госпиталь , вот вот там...
Городец-всему венец)
Очень красивый, старинный городок. Осенью там особенно уютно и, кажется, прошлое прогуливается по улочкам, заговаривает камни, оставляет свои отметки на резных наличниках, воротах, заборах. Прекрасное место для путешествия. Оказывается, хранит ещё старые секреты для чутких душ и пытливых исследователей.
А Молога скрылась в водах Волги, чтобы избежать коллективизации. И теперь души домовых набрасываются на туристов и вопиют: "Купи магнитик! "
Впервые легенда об уникальном городецком озере, давшая объекту современное название, встречается в рапорте священника Архангельской церкви села Городца Феодора Весницкого на имя нижегородского епископа Иеремии от 15 ноября 1856 года (см.: Давыдов А.И. Древности Городца в восприятии его жителя середины XIX века // Материал конференции «Городецкие чтения» 2014 года). Очевидно, легенда была создана под влиянием «Китежского летописца», тем более, что прежде Городца Весницкий служил в селе Владимирском Макарьевского уезда.
Говоря об одном из озёр на территории, ограждённой валом, отец Феодор пишет о деревянной церкви во имя Божией Матери Одигитрии (Феодоровской): Во время Батыева нашествия эта церковь, дабы не быть осквернённой, скрылась под землю, а на её месте образовалось указанное озеро. В подтверждение тому, старожилы якобы «в Пасхальное время, во дни Вознесения Господня и Св. Троицы в разлив воды на том озере… неоднократно видели Луч Крестоообразный по оному, и с особыми сиятельными отражениями» (Цит.: Давыдов А.И. Древности Городца в восприятии его жителя… Ссылка на источник — Центральный архив Нижегородской области (далее — ЦАНО). Ф. 570. Оп. 558. Год 1856. Д. 319. л. 16).
Легенда о Святом озере окончательно складывается в последней четверти XIX века. Впервые объект назван таковым (правда, ещё с прописной буквы, как имя нарицательное) в «Летописи села Городца» (1886),
Далее Аполлон Соколовский даёт замечание, для нас очень важное:
«Суеверие городчан, особенно старух, чуть не обожает крестовую сосну. Часто в дупле этой сосны находят вклады, как-то: деньги, холст, ладан, свечи, яйца и тому подобные приношения. Обожание это основывается на следующем: будто в самую полночь первого дня Пасхи, вместе с ударом колокола, из вод св. озера выходит смиренный старец в иноческом одеянии, опоясанный полотенцем, в белом колпачке и с бурачком в руке. По выходе этот таинственный старец с пением стиха “Христос Воскресе” становится на молитву и совершает её, обращаясь лицом к крестовой сосне. По окончании чего он, будто, забирает из дупла приношения и с ними исчезает в озере, в котором, как опять говорят, в этот праздник также слышится невнятный гул, похожий на пение и звон.
Есть тёмное предание, будто на месте св. озера до разорения Городца монголами стоял монастырь. Бог, не желая допустить монастырскую святыню святотатственному поруганию безбожных татар, сохранил её чудом. Монастырь со всем и с иконами, будто, ушёл под землю, напоминая о себе изредка явлениями в роде вышесказанных. Есть в Городце старицы, коих ничем нельзя разуверить в мнимости и очевидной нелепости этого легендарного и в высшей степени суеверного сказания» (Указ. соч. С. 18).
В отличие от рапорта Феодора Весницкого «Летописец» Соколовского А.Я. помещает Святое озеро в другой исторический контекст. Отец Аполлон не касается сюжета с древним Феодоровским храмом (ровесником Городца), якобы ушедшим в его воды в 1238 году. Святое озеро становится у Соколовского местом миссионерской деятельности Святителя Симона — духовного соратника великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, пребывавшего (по мнению автора) в Городце с 1216 по 1219 годы:
«Есть в десяти шагах на восток от святого озера и немой свидетель благодатного торжества света над тьмою, христианства над язычеством. Есть свидетель того, что таинство крещения над нашими предками совершалось именно в этом озере. И что, в самом деле, значило бы, какой смысл имело бы, что из всех вековых сосен, покрывающих вал и разветвляющихся всегда в форме креста, одна только сосна носит преимущественное, ей одной присвоенное название «крестовая сосна»? Почему одна, именно та, что против озера, крестовая? Да не иначе, как потому, что Святитель здесь, на этом месте, близь собственно сосны, по выходе из воды крещаемых, вручал им кресты, которые они тотчас и надевали на свои выи» (Указ. соч. С. 17–18;
Вскоре после «Летописца» вышла новая редакция очерка о городецкой обители — «Историческое описание Фёдоровского монастыря и о минувшем политическом значении села Городца» (1890).
Озеро у вала там «с давних времён носит название Святого», хотя о происхождении названия авторы не говорили категорично — «от того ли, что здесь в самом деле было святое место — храм, или иноческая обитель, или от того, что, как говорит предание, в нём принимали крещение новообращённые и язычники. В настоящее время это озеро обмелело и из него образовалось только болотистое место, не пересыхающее в течение всего лета. Вблизи озера прежде находилась старая сосна с разветвлениями не вполне правильного креста, на которой и теперь есть два или три медных небольших креста, прикреплённых к ней гвоздями, поэтому и существующая по настоящее время эта сосна носит название крестовой» (Указ. соч. / машинописная копия. С. 4).
...
«Заключается или нет сколько-нибудь справедливого в упомянутом предании, указывающем на существовании монастыря ещё задолго до построения Городца, бывшего на его месте, во всяком случае, стоявшая здесь часовня свидетельствовала по крайне мере о том, что это место уже издревле было избрано для молитвы и было освящено ею». (Там же).
Жители Городца не только её уважали, но и относились к ней с некоторым суеверным обожанием. Такое почтение к ней народа вызвало в начальстве распоряжение об уничтожении этого дерева. Более ста лет тому назад эту сосну, по повелению начальства, срубили и сожгли…» (Указ. соч. С. 15–16).
«По всей вероятности, эта сосна получила такое название потому, что принимавшие в озере святое крещение, подходили к этому дереву и возлагали на него свои крестики, развешивая их по сучьям…»
«Вблизи срубленной сосны осталась и другая с разветвлениями, походящими на правильной формы крест. И теперь даже на ней имеются два или три небольших медных креста, прикреплённых гвоздиками. Поэтому и уцелевшая сосна носит название также Крестовой.
Заключается или нет в этом предании что-либо справедливое, судить довольно трудно, но во всяком случае, стоявшая здесь часовня, что подтверждается историческими данными, по крайней мере могла свидетельствовать, что это место издревле было избрано для молитвы.
Вот в этой-то часовне стояла древняя и в то время икона Божией Матери Одигитрия, по преданию, написанная евангелистом Лукой» (Указ. соч. С. 16).