![](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/39/3e/bc393e4a80887f58d354a8952116ce89/656x471_1_359441c8ee90ea7b9c1907bb5c49ab5e@1200x861_0xOOJuMHBQ_9967925617108596288.jpg.webp)
За 800 лет в Нижнем Новгороде было построено много значимых и красивых сооружений. Часть из них навсегда утеряна, и воспоминания о них остались лишь в истории. Оказывается, когда-то у столицы Поволжья была собственная Триумфальная арка, а еще огромные часы напротив ярмарки, время на которых никто не видел. Мы собрали истории нескольких мест и строений, которые раньше существовали в Нижнем Новгороде, но со временем были снесены или перестроены.
Павильоны всероссийской выставки 1896 года
![](https://n1s1.hsmedia.ru/35/2e/16/352e16ab2ac45d1a1f839de0d8f555ea/656x487_1_43f723d931971a06620e2205ab62aa97@890x660_0x3qoUg7XT_0548858170734000679.jpg.webp)
Всероссийская торгово-промышленная и художественная выставка 1896 года стала огромным событием в жизни империи, к ее организации были привлечены лучшие люди страны, а профинансировал ее сам Николай II. Мероприятие впервые проводили не в столице. На площади 800 тысяч квадратов были построены сотни павильонов, которые представляли основные достижения развития экономики, промышленности, архитектуры и других отраслей. Выставка проходила на территории нынешнего Парка 1 Мая в Канавинском районе. Сейчас об историческом событии напоминает лишь пруд, сохранившийся до наших времен.
Подготовка к мероприятию была масштабная и значительно повлияла на дальнейшее развитие Нижнего Новгорода. Так, в ожидании приезда императора Николая II с семьей в городе был пущен первый в России электрический трамвай, устроены фуникулеры — подъемники, доставлявшие пассажиров с нижней части города в верхнюю, построены здания городского драматического театра, окружного суда, гостиницы.
Выставочный городок решено было устроить на пустыре за Кунавинской слободой, близ железной дороги и Московского вокзала. Всего было построено 172 павильона. Строительством сооружений в различных стилях занимались лучше архитекторы и инженеры страны.
Муравьевская башня
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b7/9c/79/b79c790f8c74aa268cb7db7516181c08/656x510_1_22e4720f283f19d1e45997be856930e9@727x565_0x2aN4iQkw_2841153025238726196.jpg.webp)
В дореволюционной России XIX века карманные часы были в основном у банкиров и купцов. Часами гордились, передавали по наследству, но приобрести такую диковинку могли далеко не все. Решить проблему и помочь каждому нижегородцу вызвался губернатор Александр Муравьев, который предложил построить на Гребешке напротив Ярмарки высокую башню с часами. По задумке чиновника, посетители Нижегородской ярмарки — одного из главных мест того времени — могли узнавать время, посмотрев на противоположный берег.
Для ее возведения был организован особый строительный комитет. По некоторым из версий, на постройку часов военный губернатор собрал с каждой лавки на Нижегородской ярмарке подать в десять рублей. Так, на правом берегу Оки появилась башня с циферблатом и трехметровыми стрелками. Несмотря на благие намерения, гости ярмарки не могли разобрать, какое время показывают часы на другом берегу.
Современники сразу же дали башне прозвище «Вавилонский столб» и «Муравьевская дылда». Со временем башня покосилась, а в 1897 году ее разобрали.
Фуникулеры
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2a/0b/1c/2a0b1cf37ba46fdc1d1e0ab2cedaec9f/656x408_1_5cbfc6b3c8a0ebfccd6e5dcf26dceb11@662x411_0x5bDmRSRM_0700205868445478502.jpg.webp)
В дореволюционном Нижнем Новгороде работало два фуникулера, которые в то время называли элеваторами. Они были построены в рамках подготовки к Всероссийской промышленной и художественной выставке в 1896 году.
Один из них проходил от подножия церкви Иоанна Предтечи до станции внутри Кремля возле Часовой башни. Он просуществовал до 1926 года. К тому времени вдоль Зеленского съезда и Лыковой дамбы появились трамвайные пути, и необходимость в фуникулере отпала и тоннель засыпали. Однако несколько лет назад местные власти решили восстановить фуникулер. Планируется, что подъемник достроят в конце этого года, но не исключено, что работы затянутся.
Линия второго фуникулера проходила вдоль Похвалинского съезда и имела две станции. Нижняя станция находилась у начала Плашкоутного моста, на место которого сейчас построен Канавинский мост. Верхняя станция располагалась на Гремячей горе — примерно там, где сейчас находится отель Azimut между набережной Федоровского и Гребешковом откосе. Элеватор убрали в 1927 году при реконструкции Похвалинского съезда.
Триумфальная арка
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/39/3e/bc393e4a80887f58d354a8952116ce89/656x471_1_359441c8ee90ea7b9c1907bb5c49ab5e@1200x861_0xOOJuMHBQ_9967925617108596288.jpg.webp)
Всероссийскую выставку также должен был посетить император Николай II. Специально к его приезду в 1896 году недалеко от Московского вокзала построили Триумфальную арку. Верхушку в стиле XVII века украшали бойницы и золотые башни. В честь приезда высоких гостей на одной из башен подняли штандарт царской семьи.
До наших дней арка не сохранилась. Ходят слухи, что ее сломали после свержения царской власти в 1917 году. Однако век спустя активисты предложили восстановить сооружение к чемпионату мира в 2018 году. Но, как рассказали архитекторы, подлинные чертежи арки утеряны, а восстановить ее по фото — задача невозможная.
Царская баржа
![](https://n1s1.hsmedia.ru/71/41/69/714169691c2f5fae81021ac3778ff511/656x484_1_7693dcd23ce704763e3868db0202391b@737x543_0xTzRjHAnp_0626345542521169106.jpg.webp)
Дебаркадеры и пристани для обслуживания Нижегородской ярмарки появились в районе нынешнего Речного вокзала еще в XIX веке, а в 1896 году, к прибытию императора Николая II с семьей на XVI Всероссийскую промышленную и художественную выставку, была построена царская баржа (также ее называли Казенной пристанью). Она же использовалась для обслуживания судов Добровольного флота — морского судоходного общества, основанного на добровольные пожертвования в 1878 году.
Река Почаина
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2a/cb/e5/2acbe5a370fde5aeef0e4d53feb8221a/656x489_1_90febacf5fb911f86f7dae19b13673dc@829x617_0xIyOuHizF_7309273955795473672.jpg.webp)
Река Почайна много веков подряд протекала около стен Нижегородского кремля, в том месте, где сейчас находится Зеленский съезд. Из нее жители крепости брали воду. В XIX веке река была заключена в коллектор, а для предотвращения оползней через овраг была построена дамба, соединившая центр города и Започаинье.
В 2016 году застройщик жилого комплекса «Сердце Нижнего» разработал проект засыпки оврага и сдвига коллекторов, в которые заключена Почайна. От плана по строительству ЖК в итоге отказались, однако два года назад местные власти заговорили о проекте террасного парка с точечной застрой в овраге и подземным пешеходным переходом. В апреле была объявлена госзакупка на разработку проектной документации.
Плашкоутный мост
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fe/bd/32/febd32b5db0343aedd816d49e3a20087/656x408_1_695739f8f1adeaf9aae2c8368bbe53a9@737x458_0xHpHnmUzU_7291531070761428760.jpg.webp)
В 1817 году после того, как ярмарку, проходившую у стен Макарьевского монастыря, перенесли в Нижний Новгород необходимо было решить вопрос с доступностью места. Для этого ежегодно наводился плашкоутный мост с деревянным настилом. По мосту ходил самый первый российский трамвай. При этом проезд и проход на другую сторону реки был платным. По ночам мост разводили для пропуска кораблей и барж, а на зиму разбирали.
В 1930 году был построен современный Канавинский мост — первое капитальное сооружение через реку в Нижнем Новгороде. Движение по нему пустили через три года после строительства.
Станция метро «Ярмарка»
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ea/da/3c/eada3c4d9e0c78c064e2e1b13a9be722/656x436_1_2e97639069b7605d72501cdc517a1ebd@790x525_0xiPH5pdbr_4100839223347276397.jpg.webp)
Строительство перегона станции «Московская» до станции «Ярмарка» началось в 1993 году, однако через несколько лет работы приостановили. В 2018 году перед чемпионатом мира по футболу открылась станция «Стрелка» возле стадиона «Нижний Новгород», а станция в районе Нижегородской ярмарки так и осталась в проекте. В прошлом году местные власти рассказали, что станция учтена в проекте развития метро Нижнего Новгорода, но точных сроков по строительству до сих пор нет. Приоритетным остается продление метро на площадь Сенную и в Сормово, а «Ярмарка» так и остается «станцией-призраком».
Острожный пруд
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6c/4f/1b/6c4f1bf2bbcfecb9d9c133812388b9fb/656x380_1_3858d4cb74b4fe2c0caab8ec389ee2e5@727x421_0xqI2JT4eP_1778657046210193348.jpg.webp)
Одна из центральных площадей города — площадь Свободы — в прошлом носила прямо противоположное по смыслу название. Тогда она называлась Острожной. В этом же месте в районе выхода на улицу Варварскую находился пруд. Его засыпали только в начале XX века, и после этого площадь была расширена за счет включения в нее части Напольно-Замковой улицы и возведения здания Народного дома (нынешний оперный театр) и Винных государственных складов.
Черный пруд
![](https://n1s1.hsmedia.ru/68/92/e5/6892e55dad24945fe10a6eeb24d15006/656x490_1_c595473a662d23d271580b0a8a10ea35@727x542_0xdk1wQkxu_7953572802482378069.jpg.webp)
Еще один водоем в центре города находился на пересечении улиц Ошарской и Осыпной (нынешней Пискунова). Пруд называли Черным или Поганым, потому что он служил местом стока поверхностных вод с прилегающей водосборной территории. В 1831 году купец Медовиков за свой счет вычистил пруд и разбил вокруг него сад. В середине пруда был установлен плавучий храм, освещавшийся китайскими фонарями, освещены также были и аллеи, и берега пруда. Летом здесь работала лодочная станция, а зимой горожане катались на коньках. Но к началу XX века пруд снова загрязнился и стал рассадником зловония и комаров, поэтому было принято решение откачать всю воду и засыпать пруд.