![](https://n1s1.hsmedia.ru/fd/1e/90/fd1e90672714cd8f43eb58883b33c5d7/656x438_1_59408df965e3b28c9b2cae41bdc7fd45@1200x800_0xqztHY2Nn_5181485603105394210.jpg.webp)
После небольшого перерыва возвращаемся к нашей субботней рубрике и публикуем раритетные фотографии города Горького. На этот раз настало время кадров, снятых на рубеже 1960–1970-х годов.
Кузнечиха
Микрорайон Кузнечиха I построен в 1970-х годах на территории бывших картофельных полей близлежащей деревни Кузнечиха. Позднее, в период с 1977 по 1985 годы был построен микрорайон Кузнечиха II.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/fd/5e/bafd5e286c199bc31681fc7b79df9bd9/656x448_1_f4c98161956dd6fe60b88af4de02a3d6@1050x716_0xtXuPBRN0_4086664599531933195.jpg.webp)
Горьковский универсам
Первый универсам в Горьком появился на улице Ульянова. По легенде, универсамы в СССР стали появляться в 1970 году, после того как один из лидеров государства увидел за границей большие магазины самообслуживания. Правда, от системы самообслуживания все же вскоре пришлось отказаться — люди воровали, а способов проконтролировать это тогда не было.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/04/da/2e/04da2e7e08761436454571fde1111f0a/656x448_1_ae7728584c3d9da9562bfcfdb8a4e3ce@1050x716_0xN5Mqj0Of_2314649087725267275.jpg.webp)
Первые маршрутки
Во второй половине 1960-х годов в Горьком появились десять микроавтобусов модели РАФ-977Д «Латвия», которые начали работать в качестве маршрутных такси. Они курсировали по маршрутам «Площадь Минина и Пожарского» — «Улица Сурикова» и «Площадь Минина и Пожарского» — «Московский вокзал».
За 10 копеек горожане могли совершить поездку, причем им было гарантировано сидячее место и возможность остановить автобус где угодно. Проездные и льготы в маршрутках не действовали. А к началу 1970-х годов «рафики» сильно износились и были списаны.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/23/4f/0c234f6f5301a543909ad68ae686b056/656x368_1_edbd2afc3c443832498905d111351e7b@1050x588_0x9k9g9A48_8388217326012222448.jpg.webp)
Улица Свердлова
Улица Свердлова, сейчас более известная нам как Большая Покровская, в 1970-х годах еще не была пешеходной. По ней ходили троллейбусы и ездили автомобили.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b3/8e/75/b38e75272cc7d8f3a8ce5614222578f3/472x700_1_4814455700897b291812ce150fbe70fa@482x716_0xvzphX7Nc_6686342860368878162.jpg.webp)
Кинотеатр «Спутник»
Кинотеатр «Спутник» был открыт в 1958 году и вмещал в себя до 500 зрителей. Он был построен по типовому проекту — подобные кинотеатры были и во многих других городах СССР.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/41/e2/e6/41e2e68630b506344d3e75f70df97d1b/656x457_1_a781fea9a113d101bf2aafcc1cb5ae3d@1030x716_0xdmEjlce2_7496897375752157293.jpg.webp)
Студенческий мост
Студенческий мост соединяет улицы Ильинскую и Большую Покровскую и является продолжением Университетского переулка. Он был построен в 1958–1959 годах. На фото 1970-х годов видно, что овраг еще не зарос деревьями. Сейчас мостик со всех сторон окружает зелень.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fe/78/a2/fe78a2abf8fe23f60116dafacb8292c3/656x538_1_427f913ab20e2efbe8cccff06e8d56eb@874x716_0x0oZxUsiW_2278210573346905964.jpg.webp)
Набережная Федоровского
Набережная Федоровского появилась в Нижнем Новгороде еще в XIX веке, после визита в города императора Николая I, который уделял особое внимание благоустройству и порядку. Но тогда она, конечно, еще не носила такого имени — набережную назвали уже в советские времена, в честь ученого, доктора геолого-минералогических наук Николая Федоровского. Привычный нам облик набережная обрела в 1960-е годы, именно тогда были построены мосты и съезды.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/83/e8/f7/83e8f7a7ae31ae55d7f43f1a46a9721c/656x647_1_2554394b749b4dd11f0466273b2148ee@726x716_0xxyXuvxFs_2697952717536268566.jpg.webp)
Гостиница «Ока»
Долгострои — не только продукт кризисов XXI века, существовали они и в советское время. Один из самых ярких примеров в нашем городе — гостиница «Ока», затянувшееся строительство которой даже высмеяли в сатирическом киножурнале «Фитиль». Проблемы возникли из-за нехватки материалов — их не хватало, комбинат, снабжавший стройку блоками, не успевал выпускать их в соответствующем количестве, и в итоге начались простои в работе. Гостиницу сдали в эксплуатацию лишь в 1975 году.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/9a/1b/7b9a1b40cc04c43d3144be2e31b173cb/656x508_1_ddaa9637bc3a9140cc0d673596444576@926x716_0xM8JO5cIN_4625643448765890298.jpg.webp)
Развязка на Комсомольском шоссе
Место пересечения проспекта Ленина и Комсомольского шоссе в 1970-х годах выглядело вполне узнаваемо. Но отличия все же имеются — взгляните на недостроенное еще здание «Полета» и на развешанное прямо у дороги белье на первом плане.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/eb/6a/b5eb6aad4ac70c91b0505475ed7eda81/656x671_1_e09640ec7facc6a87040316ed46538cc@700x716_0x5RrxEblX_7636327218088673568.jpg.webp)
Горьковский автозавод
Возле Комсомольской проходной на Горьковском автомобильном заводе был установлен фонтан и разбит небольшой сквер, где могли отдохнуть сотрудники предприятия.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/68/16/d2/6816d22b307caa44dfa49b634ff2087f/656x468_1_9f5940c049b8d9bedb212c559ba1459b@965x688_0x9GQvOMcs_5194664142095411610.jpg.webp)
Автозаводский парк
Парк культуры Автозавода был основан в 1935 году — его территория формировалась при общей планировке микрорайона «Соцгород». Активное обустройство территории началось после войны, а к концу 1960-х годов парк стал популярным местом отдыха — здесь высаживали огромное количество цветов, стояло множество скульптур, били фонтаны, проводились концерты, спектакли и публичные лекции, работала танцплощадка и карусели.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/04/3e/b5043e7f2305320443b7023c44203b3b/656x671_1_2673d6fde237378e340349da8abb96a7@700x716_0xBNjvIlFf_7988952007555419146.jpg.webp)
Грузовой порт на Стрелке
Нижегородский порт на Стрелке был основан в 1932 году. На Сибирских пристанях заработали первые паровые плавкраны, плавучие перегружатели и переносные транспортеры различных систем. Позднее порт был разделен на три самостоятельные пристани. В порту обрабатывали самые разные грузы: камень, металл, соль, уголь, шлак, удобрения и прочее, а также отправляли новенькие автомобили Горьковского автозавода — «Волги» и «ГАЗоны».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c2/52/22/c25222cbbaf7e1bbb338debc33006cd2/656x474_1_156b60ac6711b4803b8b2c87f0fd0968@991x716_0xQ1H3lBl1_8527727006812025165.jpg.webp)
Юбилейный бульвар
В 1967 году в СССР отмечался 50-летний юбилей Великой Октябрьской социалистической революции. Именно поэтому новую улицу Сормовского района было решено назвать бульваром Юбилейным.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e1/fa/5e/e1fa5eb559261f60819e33bdd1d96ebb/505x700_1_0234ab9a07b21e66e27cc39b3afb3bce@516x716_0x4UD7DSSp_4568696434189248892.jpg.webp)
Улица Маяковского
Улица Рождественская вернула свое историческое название относительно недавно — в 2001 году, а с 1940 по 2001 годы она называлась улицей Маяковского. В послевоенные годы начались работы по благоустройству улицы, а в 1979 году ее предложили сделать пешеходной — правда, этот план так и не был реализован до конца.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c6/77/36/c6773624ebac3b1801c57b66ecc2c2b0/656x390_1:5583_76e702c529ea58a43cf9bc2377331afc@800x475_0xUfCTYRDY_9961140498596997602.jpg.webp)
Озеро у Спасского Староярмарочного собора
Там, где сейчас оживленная улица Бетанкура, в 1970-е годы было совсем не по-городскому — неподалеку от Спасского Староярмарочного собора находилось небольшое озеро, в котором с удовольствием купались ребятишки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4c/dc/0b/4cdc0bd9cc16ca516ae374d4e6471d5b/515x700_1_1c01561069257f14eae4215136ee1346@526x716_0xK1WEMWZ4_9712782832102800905.jpg.webp)