![](https://n1s1.hsmedia.ru/cc/74/5e/cc745edf3f75e53878e9ac85d8732b22/656x438_1:5583_cc6dd670f7c6fbfc80d620f708e26b59@2560x1707_0xBAhTwbvS_1492623307573388236.jpg.webp)
Уже в нескольких метрах от центра города появляются аляповатые вывески и красные баннеры с объявлениями. Даже на парадных улицах, таких как Большая Покровская и Рождественская, местами встречаются блоки разноцветных надписей, которые почти полностью закрывают фасад старинных зданий.
Насколько это вредит городу? Можно ли разом заменить рекламные вывески на более минималистичные? NN.RU пообщался с активистами, изучающими городскую среду, о том, что создает стиль Нижнего Новгорода.
«В центре полный бардак с вывесками»
Многие местные жители не замечают проблемы кричащих вывесок и яркой рекламы — так выглядит практически любой город в России с начала 1990-х годов. Разница становится более заметной после посещения Москвы и Санкт-Петербурга, где внимательно следят за дизайном городской среды.
К идее общего стиля Нижнего Новгорода стали присматриваться только в последние несколько лет. До этого даже главные туристические маршруты пестрили безвкусными надписями и рекламными блоками.
— В центре полный бардак с вывесками, узкие грязные тротуары отделены от парковки заборами, — рассказывал видеоблогер Илья Варламов во время своего визита в Нижний Новгород накануне чемпионата мира по футболу.
Когда появился план «очищения» улицы Большой Покровской от визуального мусора, нижегородцы отнеслись к нему положительно.
— Думаю, это правильно. А то к домам подходишь, и столько вывесок, что уже ориентир теряешь. Покровка — главная улица нашего города, здесь здания старинные, красивые, на них хочется посмотреть, — рассказала NN.RU жительница города накануне этих изменений.
В итоге часть улиц Нижнего Новгорода действительно привели в порядок к 2018 году. Далее этот процесс замедлился — введение общего дизайна-кода на нетуристических участках осталось только в планах.
Зачем нужен дизайн-код города?
Дизайн-код — это специальный свод правил. Он определяет, как размещать наружную рекламу, вывески с названиями фирм, элементы навигации, а также малые архитектурные формы: урны, скамейки. Сюда же входит и выбор цвета зданий, расположение массивных кондиционеров.
— Дизайн-код города может отражать его исторические аспекты или просто подчеркивать архитектуру. Он не может быть единым для всего города, потому что есть историческая часть, а есть новая застройка, — рассказал урбанист Виталий Офицеров.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/11/43/af/1143af6e75c68501ef8bec8c2f15ab3b/656x438_1:5583_049e843a16f9133cb662081008430567@2560x1707_0x0oWsEs3X_5222940578630844959.jpg.webp)
Как сообщает урбанист, современный тренд в размещении вывесок — это слова из отдельных букв и определенного шрифта, в то время как раньше предприниматели заказывали для оформления большие световые короба.
Цель этих правил — избавить город от визуального мусора. В обилии ярких и нечитаемых конструкций сложно ориентироваться. Они затрудняют коммуникацию и перекрывают внешний вид зданий, тем самым обезличивая город.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cb/15/b2/cb15b286818ba62d49bf2d93a366ec55/656x438_1:5583_8396845547d3483160f23f7fdca6e53b@2560x1707_0xASFaV8zn_8380987816630478487.jpg.webp)
Первые обсуждения на тему дизайн-кода для Нижнего Новгорода проходили перед чемпионатом мира по футболу — 2018. Тогда владельцев предприятий, работающих на главных туристических улицах, попросили урегулировать внешний вид надписей на фасаде.
— Часть вывесок была приведена в порядок. Далее шли работа по разработке дизайн-кода и его обсуждение предыдущим главой города Пановым Владимиром Александровичем. Но эта работа не была завершена, — рассказал Офицеров.
В итоге архитектурно-художественные концепции утвердили пока только на восьми улицах Нижнего Новгорода: Большой Покровской, Белинского, Бекетова, Бетанкура, Самаркандской, Стрелке, Варварской, Минина.
На них заменили световые короба с надписями на объемные раздельно написанные буквы. С витрин сняли рекламу, а со стен — перпендикулярные кронштейны. Цвет вывесок привели в соответствие с общим дизайном зданий и всей улицы.
Однако и на очищенных от визуального мусора улицах местами можно встретить отклонения от общих правил.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/76/7f/cb/767fcb8d75fca2cfa656096ff3941399/656x438_1:5583_3307a3d97eb732d5c05840db9b91e2c1@2560x1707_0xg1IqCOt6_1257698379842172732.jpg.webp)
«Город на карте». Кто следит за внешним видом Нижнего Новгорода
Со времен чемпионата количество улиц с реально утвержденными концепциями не увеличилось. Однако, как сообщили NN.RU в департаменте градостроительного развития и архитектуры администрации, работа по введению правил, касающихся дизайн-кода, ведется постоянно.
— В настоящее время в разработке и на согласовании с уполномоченными органами находятся концепции оформления улиц Алексеевской, Пискунова, Ошарской, Советской, — рассказали в пресс-службе департамента.
Выявляет и фиксирует нарушения административно-техническая инспекция (АТИ). Именно она дает предписание собственникам за установку вывесок, которые не соответствуют регламенту. Те в свою очередь их исправляют или платят штраф.
С 2019 года начала работать информационная система «Город на карте». С его помощью нижегородцы могут сообщить о незаконных вывесках.
— Включиться в работу как активист и как волонтер довольно легко. Когда был период самоизоляции, я отправил около шести заявок на специальный сайт, организованный департаментом градостроительства. Он позволяет, например, отмечать на карте устаревшие вывески, принадлежащие компаниям, которые давно съехали, — рассказал участник нижегородского отделения «Городских проектов» Евгений Долгополов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/07/a7/81/07a781100e02eec926b67cbb8d44c693/656x438_1:5583_b6df1ce6f62450af09941e9c495a43c1@2560x1707_0x8Kb10NAh_2347249905936362829.jpg.webp)
«Реально применять дизайн-код во всем городе невозможно»
Ответственность за вывески и рекламу на своих фасадах несут предприниматели. Поэтому если правила вводить одномоментно и неграмотно, владельцы понесут сильные убытки.
— Это большая нагрузка для бизнеса. Поменять вывеску в зависимости от ее размера может стоить от 10 до 100 тысяч и больше. И городу давить на бизнес невыгодно, — рассказал Виталий Офицеров.
Некоторое время назад были популярными большие рекламные блоки с надписями. Однако сейчас фокус сместился на более скромные вывески, не утяжеляющие внешний вид зданий.
— Дизайн-код — это хоть и затратно, но от этого можно получить больший экономический эффект. Многих прогрессивных людей раздражают огромные светящиеся вывески. На уровне своего восприятия они могут отдать предпочтение компании, которая более скромно, но красиво и понятно сообщает о себе, — объяснил Офицеров.
Дизайн-код индивидуален не только для каждого города, но и для отдельных его районов. Для большинства улиц Нижнего Новгорода, которые находятся за пределами его центра, сейчас нет принятых концепций оформления — на них можно встретить и массивные вывески, и яркую рекламу. Урбанисты и активисты в области развития городской среды считают, что введение дизайн-кода поможет сделать город более красивым и удобным.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/72/a5/b5/72a5b5eac72e28cef9ef3a4ced511e6f/656x438_1:5583_a3567ee6d33172591ba6ff5831a9293c@2560x1707_0xXsLEOdkB_0943931995969082197.jpg.webp)
Сейчас в городе активно идет подготовка к 800-летию: благоустраивают скверы и площади, реконструируют исторические здания. Центр города освобождают от визуального мусора в виде нависших проводов по программе «Чистое небо».
В центре города даже решили развивать трамвайное движение — это должно позитивно сказаться на туристической привлекательности Нижнего Новгорода.
Многие моменты «Программы 800» как раз направлены на повышение популярности города среди туристов. И продолжение застоявшегося плана по введению дизайн-кода на большем количестве улиц Нижнего Новгорода этому может сильно поспособствовать.