![](https://n1s1.hsmedia.ru/d9/20/b7/d920b713cf1e8bca49cd5a9496670bc4/656x438_1_cfce4e995e25d61717a5c016f13b3319@1280x854_0x80jjQuGh_0329838932862448220.jpg.webp)
Финансовые пирамиды, комиссионки, «Денди» — всё это знакомые вещи из девяностых, которые снова вернулись к нам. Или никуда не уходили? Мы вспомнили пять явлений, актуальных сейчас так же, как двадцать с лишним лет назад. И попросили профессионалов рассказать, почему они снова востребованы.
Игровые приставки для телевизора
На приставке с примитивной графикой дети и сейчас с удовольствием играют в «Марио». По словам директора Антимузея компьютеров Сергея Мартьянова, в продаже до сих пор можно найти оригинальные ретроприставки, а многие компании выпускают ремейки старых приставок (Nintendo, Dendy, Sega), которые можно подключить к телевизору через HDMI.
— Игры с примитивной графикой, которые заставляют воображение дорисовывать сюжет, популярны сейчас, в эпоху расцвета виртуальной реальности. Почему? Потому что современные игры уже достигли предела реалистичности — «как в жизни». Даже речь героев, мимика в компьютерной игре в точности повторяет человека. И это уже не интересно, — говорит Сергей Мартьянов. — У нас в музее больше играют в ретроигры, чем в современные, потому что те игры создавались программистами с учетом психологии людей. Игровой процесс, примитивные звуки, движение каких-то элементов на экране — всё это строится с учетом того, что человек погружается в игру. И он придумывает себе, что эти квадратики — действительно крутой космический корабль. Вот это погружение, когда задействуется фантазия человека, и привлекает.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d6/9c/1b/d69c1bda3454f0c0050a3e8f6e4c9432/656x492_1_d016f2c313aaf3c58df8a2e8e4d3c445@800x600_0xPq90m3Ko_7348033614322583487.png.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/77/be/73/77be7323e1554ab80df08e4ef99a243a/656x438_1_01ff47eed6d5b0465426968647767be1@795x530_0xy1EoaPjT_3508892424514700925.jpg.webp)
Комиссионные магазины
Представитель комиссионного магазина Александр Москаленко считает, что комиссионки в представлении многих людей остаются местом скупки краденого, но в реальности «это не совсем так».
— Я много лет занимаюсь данным бизнесом и скажу вам, опираясь на опыт, комиссионный магазин во все времена — это возможность купить вещи дешевле рыночной цены, и это в первую очередь привлекает людей, — заметил Москаленко. — Во-вторых, это место куда можно принести вещи, которые устарели. Мне кажется, что как раз эти факторы (указанные в моем предисловии) в последние годы делают их всё популярнее, у людей становится меньше возможностей покупать новые вещи, и в то же время, как звучит фраза Матроскина из «Простоквашино», чтобы что-то купить, надо что-то продать. Люди, особенно представители старшего поколения, не имеют желания, а иногда и возможности продавать на интернет-площадках вроде «Авито», поэтому им проще продать вещи в комиссионку, это не всегда выгодно для них, но во всяком случае быстро и без лишнего геморроя.
Одежда
Спортивная одежда, несочетаемые (казалось бы) цвета, солнечные очки замысловатых форм — всё это было в моде двадцать с лишним лет назад и вернулось вновь. По словам стилиста Оксаны Плонской, в девяностые было семь основных трендов: обувь на платформе, гранж, спортивная одежда, яркие расцветки, клетчатые рубашки, очки, подчеркнутая женственность.
— 90-е годы триумфально вернулись в моду примерно два года назад, — говорит она. — Кажущееся безвкусие, сочетание несочетаемого порождалось тем, что 90-е вобрали в себя тренды разных эпох: здесь одновременно присутствуют и объемные плечи 40-х, и кричащие неоновые расцветки 70-х, и джинсы 80-х. Сейчас 90-е сходят на нет, но некоторые тренды до сих пор не потеряли актуальности. Более того, они остаются на пике моды.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/14/b4/de/14b4dee2cab15397501fd9c9eb9148b6/656x410_1_79ebee0f94464d7db9ebb302c32f9252@1488x930_0xJDegNxzb_5353279565914535160.jpg.webp)
Финансовые пирамиды
Самая крупная в истории России финансовая пирамида — МММ, по разным оценкам, привлекала от 2 до 15 миллионов вкладчиков. В начале девяностых большие прибыли от небольших вложений сулили «Хопер-инвест», «Властелина», «Русский дом Селенга» и еще десятки компаний, и редкая российская семья удержалась от соблазна попытать счастье.
Сейчас финансовые пирамиды переселились в интернет, они маскируются под инвестиционные сервисы, социальные проекты, платные соцсети, онлайн-игры. И по-прежнему находят своих адептов.
Экономист Константин Юрченко называет финансовые пирамиды приметой кризисного времени и замечает, что они появились гораздо раньше 90-х годов. По его мнению, такие формы злоупотребления в финансовой системе можно сравнить с злоупотреблениями в медицине: когда тяжело болеющему человеку продают «последнюю надежду» в виде чудодейственных препаратов или процедур.
— Когда кризис длится несколько лет подряд, годы уходят, а что-то не случается, люди становятся более податливыми, чтобы уходить в финансовые пирамиды. Отличия от медицины, наверное, лишь в том, что в медицине бывает эффект плацебо, а в финансовой системе такого быть не может, — говорит экономист. — Когда общество на подъеме и уровень благосостояния растет, люди не склонны искать спасения в каких-то «мутных» вещах. В нулевые годы, когда экономика росла довольно высокими темпами, злоупотребления случались, но их было гораздо меньше, потому что и спрос на такие услуги был ниже. Те, кто хотел заработать, были несколько цивилизованнее, потому что возможностей заработать легальным путем тоже было гораздо больше.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/59/62/cb/5962cbf00a1f1efa71fb04b16585ea0f/656x446_1_691ecbef81758bd3e904fe899db368e0@2656x1803_0xYAtj00Vn_9170571410888074176.jpg.webp)
По словам Юрченко, сегодня наше общество должно быть более финансово грамотным и умным, чем двадцать с лишним лет назад.
— Поэтому, на мой взгляд, несмотря на то что финансовые пирамиды как жанр были, есть и будут, я не думаю, что они достигнут у нас такого размаха, как в середине 90-х. Хотя отдельные проявления всё-таки будут, — сказал он.
Игрушки-лизуны, слаймы
В девяностые их называли лизунами и покупали в магазине, сейчас это слаймы, и дети делают их сами. Говоря по-простому, слайм — это жвачка для рук, ее можно мять, крутить, надувать и растягивать. Если хотите научиться делать слаймы сами (ну или научить детей), посмотрите видеоинструкцию от двух 12-летних девочек из Ярославля. Они на производстве и продаже слаймов сделали бизнес.