В Сормове прошли общественные слушания по отрицательному воздействию на окружающую среду (ОВОС) низконапорного гидроузла. Ни о каких конкретных мерах для защиты от подтопления своей земли сормовичи не услышали. Но проектировщик уверен, что они и не нужны. Вода останется на нынешнем уровне.
Позиция заказчика
Проблема судоходства на Волге не нова. Река в районе Городца стала узким местом единой глубоководной системы России, которая должна гарантировать глубину в 4 метра.
Проекты Волжско-Камского каскада ГЭС разрабатывались еще в 30-х годах прошлого века. Но от повышения уровня Чебоксарского водохранилища отказались еще в советские времена. В 2011-м Дмитрий Медведев, в то время президент России, решил возродить идеи 80-летней давности и вывести каскад водохранилищ на запланированную мощность.
Началась нешуточная борьба между бенефициарами поднятия — Республикой Чувашия и компанией «РусГидро» — и противниками: Республикой Марий Эл и Нижегородской областью, которая несет около двух третей всех предполагаемых убытков от затопления земель.
Успех был то на одной, то на другой стороне, в результате в 2015 году президент Владимир Путин приказал обустроить водохранилище на существующей отметке в 63 метра.
Судоходство на Волге было решено обеспечить строительством низконапорного гидроузла ниже Городецких шлюзов. Это единственный приемлемый вариант, считает замруководителя «Администрации Волжского бассейна» Константин Бобров.
Альтернативные варианты
Еще в 2015 году способы поддержания судоходства на Волге обсуждал научный совет РАН. Поднятие уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки академики сразу отмели, так как негативное влияние от реализации проекта превысило бы выгоду.
Минэкологии Нижегородской области предложило свои четыре варианта. Первые два — строительство низконапорного гидроузла. Только по одному — строительство плотины и мостового перехода — это два проекта, а по другому — один.
Третье решение проблемы — изменить режим стока через Городецкий гидроузел. Если упрощенно, то зимой сброс воды уменьшается, а во время навигации увеличивается и обеспечивает необходимый уровень для прохождения судов.
Четвертый вариант предлагает модернизировать городецкие шлюзы, чтобы понизить уровень в нижнем бьефе гидроузла, или построить третью нитку шлюзов.
Академики выбрали третий и четвертый варианты. По их мнению, эти меры обеспечат сохранение экосистемы, и при таком раскладе низконапорный гидроузел не нужен. Но федеральное правительство посчитало иначе.
Пояснения проектировщика
По словам проектировщиков, остров Ревякский, где в итоге было решено строить низконапорный узел, — идеальное место для него. Сормовский район остается ниже створа, и уровень грунтовых вод практически не изменится. Кроме одного участка, где нет жилой застройки — там вода поднимется на два метра, но градостроительные нормы это позволяют.
Водохранилище будет наполняться только на время навигации, и на паводковые процессы не повлияет. Сормовичей заверили, что оно не вызовет заметных изменений и в качестве воды.
— Мы создали геофильтрационную модель. И говорим: застроенные территории в зону не попадают, затопления не будет, переселений не будет. Как только будет создано водохранилище, будет сделан мониторинг, который позволит определить адекватность этой модели тому, что мы вам сегодня представили. Если этой адекватности не будет, тогда мы с вами и будем разбираться, в чем проблема (смех в зале.), — пояснил генеральный директор компании-проектировщика «Техтрансстрой» Виктор Морозов. — Я — не Господь Бог, ошибки возможны. Но на сегодня мы их избегаем.
Через все обсуждение рефреном проходили слова проектировщиков: то, что вас беспокоит, — это не наших рук дело. Подтопление накапливалось десятилетиями, скотомогильники не мы устраивали, кладбище с подступающими грунтовыми водами не мы организовали. У вас уже все плохо, но хуже не будет.
Требование региональных властей
— Я не услышал от вас ни одного конкретного мероприятия, привязанного к конкретному населенному пункту, к конкретной местности, — заявил заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов. — Мы обсуждаем оценку воздействия на окружающую среду, а вы нас загружаете теорией, не объясняя, что происходит с территорией сейчас и что с ней произойдет после строительства низконапорного гидроузла, какие компенсационные мероприятия будут проведены и к чему они приведут в конечном итоге. Расскажите, сколько будет каналов построено, сколько дренажей, каким образом будет расчищена и подготовлена мелиоративная система, надо ли выполнять берегоукрепление. Могу я это услышать в привязке к населенным пунктам и с теми показателями, которые будут достигнуты по сравнению с текущей ситуацией? (Аплодисменты в зале.)
Как будем обходить Нижний Новгород?
«В части экологического ущерба этот документ сам ущербный», — был приговор участников общественных слушаний. Активисты заметили, что никак не отражены меры по сохранению археологических памятников — в зону подтопления попадает около десяти.
Гарантированно будет уничтожена Городецкая дубрава — памятник природы регионального значения и среда обитания множества краснокнижных птиц и растений.
Водохранилище будет сезонным, а значит, зимой подо льдом погибнет все живое.
И еще на одну «хитрость» обратил внимание председатель экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов. Грунтовые воды на уровне двух метров — это градостроительная норма. Но ее применили к незастроенным территориям, покрытым лесом. То, что годится для зданий, губительно для деревьев. Он считает, что таким образом проектировщик пытается минимизировать ущерб — смета на проект в 43,5 миллиарда уже утверждена, и в нее нужно вписаться.
— Сама история с проектированием этого объекта — странная. Я вас спрошу: сколько стоит построить дом? Вы скажете: смотря какой дом. А тут мы еще не знаем, какой будет построен дом, но уже все знают, сколько на него надо денег, — удивился эколог.
Каюмов напомнил, что в 2003–2005 годах уже обсуждался проект низконапорной плотины. Ее планировали разместить около Большого Козино и совместить с автодорогой, которая стала бы частью «Северного обхода Нижнего Новгорода». То есть проблему пытались решить комплексно и с выгодой для области.
— Проект получил отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. Теперь нам предлагают ту же самую кальку, но с бо́льшим негативным воздействием на экологию, — заметил Каюмов. — Мне не очень понятно, как мы будем обходить Нижний Новгород? Или мы строим мост через водохранилище, а это огромные деньги. Или мы будем строить мост поверх плотины, тогда у нас «Северный обход» пойдет через Сормовский район.
Балахна: не бросайте нас!
Каждый раз, когда речь заходила о Балахне, и глава Сормовского района Дмитрий Сивохин, и проектировщики, и областное начальство осаживали сормовичей: не оборачивайтесь на других, мы обсуждаем проблемы вашего района.
— Наш город попадает в самую тяжелую ситуацию. У нас обсуждение шло шесть часов, и мы пришли к единому мнению: этого проекта быть не должно, — заявил на это житель Балахны Александр Почекутов. — Только по оценке хозяйствующих субъектов потребуется 330 миллиардов рублей на ликвидацию негативных последствий. Ваш глава администрации предлагает вам бросить нас и смотреть только на свою территорию. Я вас призываю: не бросайте нас. Этот проект втягивает нашу область в громадные эксплуатационные затраты. Мы сейчас находимся в постоянном подтоплении — то же самое будет у вас. Вам говорят, что вас не подтопит. Но, извиняюсь за выражение, наши какашки к вам приплывут.
P. S.
Когда участники слушаний уже расходились, к Асхату Каюмову подошел Виктор Морозов с вопросом, чего он добивается — чтобы проект положили на полку?
— Вы просто посчитайте экологический ущерб по-честному, и вы сами положите его на полку. Потому что это очень дорого! — заметил эколог.
— Наглец! — с улыбкой отреагировал проектировщик.