Весь февраль в Нижегородской области идёт активное обсуждение проекта нижегородского низконапорного гидроузла. Общественные обсуждения состоялись в Балахне, городе Бор, Городце и в Сормовском районе Нижнего Новгорода. Гидроузел — стратегический объект, призванный решить проблему судоходства на Волге и восстановить международный транзитный путь «север — юг», с Балтики на Каспий и в Средиземноморье.
Нижегородская плотина — крупный федеральный проект, одобренный президентом РФ Владимиром Путиным на президиуме Госсовета в августе 2017 г. Проект вошел в целевую программу развития транспортной сети страны. Реализация находится на личном контроле у губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, который возглавляет рабочую группу Госсовета по экологии и природным ресурсам.
На общественных слушаниях представили предварительные материалы оценки воздействия нижегородского гидроузла на окружающую среду. Проблеме обмеления Волги от Нижнего до Городца больше полувека, она возникла почти сразу после запуска в 1957 году Горьковской ГЭС. По словам замруководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Константина Боброва, за эти годы из-за добычи полезных ископаемых и дноуглубления уровень воды в реке «просел» более чем на метр. Это привело к нарушению крупнотоннажного судоходства на Волге:
«Единая глубоководная система распалась — не работает международный транспортный коридор «север — юг». Сегодня вместо необходимой глубины в 4 м лишь 4 часа в день удается держать уровень в 2,6 м. У Волжского пароходства более сотни судов 5000 тонн, но они работают в западных и южных регионах. Через Городец они не ходят», — объяснил господин Бобров.
Над решением проблемы судоходства на Верхней Волге работали многие ведущие специалисты страны с конца 1970-х годов, рассказывает Игорь Краснощеков, главный инженер ООО «Техтрансстрой», компании-генпроектировщика. Большинство предложенных вариантов могли решить проблему недостатка глубин ненадолго. От самого кардинального — подъема уровня Чебоксарского водохранилища до 68 м — отказались из-за размера ущерба, на ликвидацию которого пришлось бы потратить 1,5 трлн рублей, говорит начальник службы пути ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Игорь Кукин.
Федеральные эксперты пришли к выводу: нижегородский низконапорный гидроузел восстановит судоходство на 100 лет. По словам господина Краснощекова, руководство Нижегородской области не раз высказывалось за проект с начала нулевых, в письме в Правительство РФ в 2013 году подчеркивалось, что эффективность подобных проектов доказана мировым опытом, а также примерами строительства низконапорных плотин на Дону, что не привело к затоплению и улучшило судоходство.
Нижегородский гидроузел решили строить на 890-м километре судового хода Волги у острова Ревякинский, в границах Сормова. По проекту на участке Волги в 40,5 км на время навигации будут создавать сезонное водохранилище ёмкостью всего 0,15 куб. км, площадь Волги изменится меньше чем на 10 кв. км. Такой щадящий режим выбран для того, чтобы снизить воздействие на окружающую среду — под воду уйдут остров, отмели, несколько пляжей, до земель и домов, где живут люди, вода не дойдет, переселения не будет, подчеркнул гендиректор компании-генерального проектировщика строительства гидроузла — ООО «Техтрансстрой» Виктор Морозов.
По экспертному прогнозу Института водных проблем РАН, качество воды на участке низконапорного узла останется на современном уровне. Более того, очистные сооружения гидроузла будут очищать воду до рыбохозяйственных характеристик.
«Анализ проекта показал: строительство низконапорного узла в выбранном месте целесообразно по социально-экономическим аспектам и допустимо по экологическим», — подчеркнул начальник отдела экологического проектирования научно-исследовательского и проектно-изыскательского института энергетики и транспорта «Энерготранспроект» Алексей Гусев.
По словам министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Дениса Егорова, в регионе создана правительственная рабочая группа, в которую вошли сотрудники областных министерств, муниципалитетов и территориальных подразделений федеральных органов власти, а также эксперты. Группа рассмотрит все материалы оценки воздействия проекта на окружающую среду и сформирует блок предложений, которые учтут в проекте. Затем проект отправят на экологическую экспертизу.