![](https://n1s1.hsmedia.ru/1f/72/c8/1f72c8c416e8479337f2085562f54f53/656x438_1_783103a00dfe2d70270f7d7e7da3aba4@1200x800_0xUs6YpSgA_9336085120689494917.jpg.webp)
На улицах, а еще больше во дворах лежат сугробы, а в мэрии уже подвели итоги работы группы «Антиснег». Дальше будет работать лучший дворник — весна. Попытка диалога зачтена, решили активисты, но надо научиться слушать друг друга.
Группу «Антиснег» создали в начале февраля в Facebook для контроля качества зимней уборки со стороны горожан. По сведениям пресс-службы администрации Нижнего Новгорода, за полтора месяца в нее вступили более 2 тысяч нижегородцев, опубликовано почти 6 тысяч фотографий, поступило 960 сообщений о недостатках, из которых 875 исполнено подрядчиками, то есть 91%.
Для подведения итогов самых активных участников группы пригласили в мэрию. Владимир Панов поблагодарил их за сотрудничество, отметив, что ряд проблем обнаружили только с их помощью, в частности, «белые пятна» — никому не принадлежащие территории на карте города.
— Единственный способ — это опираться именно на вас. Потому что видеть это изнутри очень часто невозможно. И тот пример, когда вы показали лед под снегом, он был очень хорошим, — сказал мэр.
Последние слова были обращены к активистке группы Светлане Кукиной, которая долго и безуспешно боролась с ледяными тротуарами. Журналистка писала заявки в ДУК Советского района и жалобы в «Антиснег», грозилась, что сама возьмется за ломик. В конце концов ей удалось затащить мэра в свой двор и наглядно показать, как опасен для пешеходов лед, припорошенный снегом.
— Когда появилась эта группа, у меня лично появились вопросы к моим подчиненным и подрядчикам, в том числе на тему, как убирают, как выстроена система уборки. Было время, особенно после снегопадов, когда я не то что выполнять, читать не успевал сообщения в «Антиснеге», — признался и. о. главы Нижегородского района Алексей Мочкаев.
«Антиснеговцев» воодушевил начавшийся диалог с властью. Последние лет двадцать чиновники и горожане жили в параллельных непересекающихся мирах. Слушать, а тем более прислушиваться для них несколько непривычно. Всегда есть соблазн вернуться к старым методам работы. Любую здравую идею могут испортить, с позволения сказать, слишком старательные исполнители.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/fd/ef/0cfdef665a1fc70dc14bd52d13f0b4a9/656x542_1_9b1a484c9bce902f74386a3650cfa579@740x611_0xe5uJqRTR_9033183727413356352.jpg.webp)
— Панов очень хорошо слушает. Видно, как у него в голове работает сортировка: это треш, это эмоции, это толково. Но группу они считают «своей». Хотя она — «наша». Она же для диалога, а значит, без нас, горожан, она работать не способна, — рассказала корреспонденту NN.ru Светлана Кукина.
Это мнение поддерживают и другие активисты «Анистнега», которые пытались сделать группу «нашей» площадкой для борьбы с нерадивыми коммунальщиками. Но «своей» группе модераторы прописали строгие правила и начали безжалостно удалять не соответствующие им посты. Зато стали появляться странные призывы к жителям перестать жаловаться и похвалы службам благоустройства за отличную работу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/25/16/ec/2516ec3c6b0cfedb02e586841e61f334/656x540_1_7dc65bfa97c81f974659068e3556713a@1417x1166_0x6ko0nBoH_7299387352426693667.jpg.webp)
— Участник группы разместил опрос «Считаете ли вы свою заявку выполненной». Он касался только заявителей, — рассказала корреспонденту NN.ru Татьяна Приходченко. — Почти сразу в ответивших «да» стали узнаваться лица, нахваливающие работу подрядчиков и администрации. Их стали проверять и минусовать из числа проголосовавших, если они не подавали заявки. К вечеру голосовать «да» стали, не скрываясь, пользователи, например, под аккаунтом «Советский район», а также прежде открыто позиционировавшие себя в группе в качестве представителей стороны исполнителей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fa/ce/41/face414b37261cd1e83563a9d227d565/656x511_1_c91d5e39a38e767b29f51d57e101ab29@1280x996_0x9NNHaVk0_3880313351774908026.png.webp)
Итоги самодеятельного опроса отличались от официальных: «да» и «скорее да» — 34%, «нет» и «скорее нет» — 66%. По данным главы города, на тот момент было выполнено 70%. Конечно, этот результат нельзя считать объективным, но как минимум он требовал внимания. Наутро от администратора группы пришло предупреждение об удалении опроса, «чтобы не засорять эфир». Удалены и другие опросы пользователей, в частности, касающиеся работы домоуправляющих компаний. А «чересчур активных» участников просто заблокировали.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f4/71/89/f47189ec341f4b4c78c6364a07c0e5ea/656x433_1_d50f669a7c31a7b30f60ce083d29126e@1175x775_0xMWIERKuj_4343094935290724415.png.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/aa/aa/1a/aaaa1a49408c6fe632076383252c9671/443x700_1_b14954e8813f330c42100db33fd819f6@540x854_0xleNH5y7W_6700601251245036406.jpg.webp)
На запрос NN.ru администраторы «Антиснега-НН» ответили, что группа задумывалась как практический инструмент воздействия на подрядчиков. Поэтому опросы участников там были неуместны, о чем их неоднократно предупреждали.
— Всех ее активных пользователей регулярно призывали к конструктивному участию в совместной деятельности по контролю за работой подрядчиков. Ограничения с удалением отдельных сообщений вводились только в тех случаях, когда настоятельные пожелания администраторов группы игнорировались отдельными ее участниками, — говорится в ответе.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/31/57/03/3157033bf7334df698da7428755ed6c4/656x680_1_2d76f397683eeba8ea570f86fac683a6@705x730_0xFJf0wdlj_1646767572638863462.png.webp)
Тщательно отфильтрованный диалог не дает представления об истинном положении вещей. Видимо поэтому у мэра более оптимистчный взгляд на результаты взаимодействия с общественностью. А член Общественной палаты Нижнего Новгорода Павел Пашинин вообще заявил, что «работа администрации города, активных жителей и подрядчиков была выстроена практически идеально».
— Спасибо создателям группы за попытку честного и прозрачного диалога, которая, к сожалению, не ужилась со старыми методами управления и пиара, дискредитирующими его действительно прорывные инициативы, — появилась запись в группе «Антиснег».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/89/3e/e8/893ee88134864c9a03c018500f406566/503x700_1_722c69941c5a7d4c7d3ce9f416d8d302@603x840_0xrpbcKjq1_8961689814879876746.png.webp)
Кстати, по следам большой встречи в мэрии такую же устроили в администрации Советского района — второго по числу претензий от жителей после Нижегородского. Только получилось «труба пониже и дым пожиже».
— Владимир Исаев напрямую свел антагонистов нынешней зимы: жителей, которые замучились ходить по льдам, с ДУКом и подрядчиками, которые привычно уверяют, что они изумительно делают свою работу, — поделилась впечатлениями о встрече Светлана Кукина. — Они дружно погрузились в свои девайсы. Мужчина напротив меня вообще от телефона ни разу не оторвался. Очень сильный символ их реального отношения к горожанам, которым они типа оказывают услугу. В упор они нас не видят.
Каковы реальные итоги? Сделана попытка сотрудничества власти с горожанами. Есть время для анализа опыта и работы над ошибками. Удастся ли переломить отношение слуг народа к людям как к мешающему фактору в их работе, покажет будущий зимний сезон.
Текст: Ирина Видонова
Фото: Наталья Бурухина, vk.com/ «Антиснег — НН»