![](https://n1s1.hsmedia.ru/f5/f7/4a/f5f74a51195a5d8a1ad83c39e5c3a8a5/656x370_1:5583_e2c67bfab2d8cb2b61ff3ada69ed7742@2666x1500_0x8WGhQk01_4805130251210191862.jpg.webp)
В малом актовом зале НГЛУ 24 марта прошёл ежегодный фестиваль японской культуры «Бункасай». Корреспондент NN.ru решил ощутить дух другой культуры на себе и поделиться им. Тем более что 2018 год официально объявлен годом России в Японии и Японии в России.
Пока искал нужный корпус иняза, опоздал на 10 минут. Сразу стало как-то неловко. Всегда точен, и именно сейчас опоздать на японский фестиваль! А ведь это очень пунктуальный народ. Но, как выяснилось, ни один японец не принимал в нём участие, и сам фестиваль задержался с началом. Зато сразу видно нашу черту — даже опаздывая, люди не спеша заходят в зал и, изучив взглядом пространство, занимают кресла. Зал оказался небольшим, на 50–60 мест, и был заполнен где-то на три четверти. Публика порадовала разнообразием возрастов: школьники, несколько пенсионеров, студенты, пара молодых мамочек с детьми, взрослые мужчины.
— Несколько лет хожу, интересно посмотреть на ребят и их задумки, — говорит уже после выступления зрительница Светлана Деникина. — Вот с дочкой пришла в этот раз, только ей не интересно, маленькая ещё. Может, вернёмся, когда подрастёт. Надеюсь, что фестиваль так и будет проводиться каждый год.
Перед началом ведущая попросила поднять руки тех, кто здесь впервые. Большинство. Все засмеялись. Ведь уже 11-й год проходит этот фестиваль, а многие о нём и знать не знают. Она также напомнила, что вся программа разделена на две части: концертная часть и затем мастер-классы с презентациями. Началась первая.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5c/56/12/5c5612c381f54eebe5b6deb4ea0bf0bc/656x438_1:5583_01a91a4b2dac7b9218929c03e07acb04@2174x1450_0x1RFwN3h5_0402276611459787691.jpg.webp)
Студенты поставили небольшую пьесу по рассказу японского писателя Синъити Хоси «Эй, выходи!». Впереди меня женщина сидела с электронной книгой и бегло переводила взгляд на сцену и обратно. Заглянув из-за спины в «читалку» и убедившись, что у неё открыт как раз этот рассказ, сразу подумал: «Подготовилась!» Ребята же играли почти без слов, но активная жестикуляция прекрасно передавала их посыл. Пока исполняли пьесу, спели пару русских песен, например, «Мы идём с конём по полю вдвоём». Правильно, интеграция должна быть. Несколько раз кто-то громко прыснул от смеха.
По окончании сценки две девушки спели спокойную японскую песню под лиричную мелодию гитары. Непонятно, но красиво.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d6/cd/f2/d6cdf24351ba967a5b8afc8c83df04e2/656x439_1:5583_3deeb5ecaa4ba8d62d29cba97a0c06fa@1493x997_0xnubH31eC_8336048849715133286.jpg.webp)
А вслед за этим был понятный многим хайку-баттл. Ребята сделали интересную и качественную отсылку на Versus Battle (площадка, где рэперы вступают в словесную борьбу). Даже вместо знаменитой для молодёжи фразы «Пошумим,*****!» они выдали «Пошумим, нэ!». И цензура, и японский элемент всё-таки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/01/b6/65/01b665783d838e4277638e3654d001b2/656x384_1:5583_ee5aeadbe3f7f162bbd74db8ab49819f@1997x1167_0xRBFnrvdu_7714147539572484817.jpg.webp)
Два парня представляли собой родоначальников и известнейших мастеров этой японской формы стихосложения. Халаты с кроссовками — один в один японские поэты Средних веков. Выступление «хайкоплётов» оказалось самым ярким и запоминающимся элементом концертной части. После каждой ударной строки зал смеялся и аплодировал. Получилось действительно достойно, потому что ребята смогли передать смысл и смех в своеобразной форме хайку.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/06/87/b7/0687b757b7349c5283f7c4eabcd70124/656x349_1:5583_79a74e46a88fbbbceb64fc9d9e4e7e23@2577x1370_0xFiKEG7TH_2033293890628170413.jpg.webp)
Затем ведущая провела небольшую лекцию о японской народной музыке и культе предков. Оказалось, что почти все японцы боятся детских песенок. Вернее, их смысла. Публика не поняла и начала шушукаться, мол, «дурачки». Но через несколько минут все ощутили на себе причину страха японцев. На экране, который находится в глубине сцены, появился текст двух песен. На японском и русском языках. Читаешь и не понимаешь, чего ж тут бояться?
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f2/7f/d3/f27fd30ba1f63d6b08ff2af6e1ac1c50/656x359_1:5583_e55056ec5982e3bfdda2372986d35412@1826x999_0xS4JRAtBz_2141535258781286346.jpg.webp)
Очевидного смысла для детской песенки тоже нет. Заиграло исполнение этих текстов. Первый вариант был с детскими голосами, второй — с грустным мужским под мрачную музыку. Что-то как-то не по себе. Разве ж так поются детские песни? И тут я заметил, что стало как-то темно. Точно! Ещё поначалу окна были прикрыты тёмной тканью. А теперь ещё и искусственный свет начал тускнеть. Хороший и малозаметный ход для погружения в атмосферу разговора. Затем лектор пояснила смысл слов, кажущихся бессмысленными. А вкупе с манерой исполнения начинаешь понимать японцев.
В это время было приятно наблюдать за публикой. Это не простая лекция, куда приходят от нечего делать или по обязанности. Люди пришли по своему желанию и полностью погружались в происходящее, многие снимали видео и делали фото.
По окончании концертной части публика, поблагодарив выступающих и организаторов овациями, быстренько вытекла из зала и разлилась ручейками по аудиториям мастер-классов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/21/b5/ac/21b5ac1c3463b30a1442e5278e4c33e0/656x370_1:5583_268e075ff8173f5f5080fcd16e4576f3@2999x1687_0xlDylGvx9_0030119261508738710.jpg.webp)
Я стал очевидцем, как молодой человек выловил организатора в коридоре и спросил про угощение, мол, обещали в программе. Она ответила, что произошла какая-то накладка и еды, к сожалению, не будет. Парень расстроился и кивнул с долей уныния. Развернулся и ушёл. Студент наверное. Отсутствовало и обещанное выступление по кэндо от спортивного клуба Футагава.
— Инициатива проведения подобного фестиваля исходила от японской преподавательницы и тогдашнего директора центра Михаила Подкорытова, которые решили провести такой же фестиваль «Бункасай», как в японских школах и вузах, — рассказала корреспонденту NN.ru директор японского центра НГЛУ Мария Кострова. — Первый фестиваль состоял только из концертной программы и был совсем маленький, даже проводили не в зале, а в большой аудитории. Формат не очень меняется, такой уже около трёх лет где-то. Рады новым лицам, хочется, чтобы нас знали больше.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3b/b3/f7/3bb3f70cb0a0b9b720764ed1cf74bfb0/656x341_1:5583_b21578829312bd4ac5d59837974c0a42@2554x1325_0xeRpC3TGg_8572476903690667264.jpg.webp)
Не было лидирующего мастер-класса, все аудитории разделили примерно одинаковое количество людей. Но веселее всего было там, где играли в маджонг и го, а также участвовали в японском караоке. Женщины постарше или с детьми занимались икебаной (традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов в специальных сосудах), молодёжь ушла слушать лекцию про «границы прекрасного». В общем, место нашлось всем желающим.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/71/ab/9e/71ab9ee6acafa8848e32e08c92d13e40/656x370_1:5583_04f36548ae22d235943a9f086169c77d@2999x1687_0xPFv8tsAL_1358777086475856488.jpg.webp)
Поскольку это «перекрёстный год», то он не ограничится только этим фестивалем. Весной состоятся ещё два мероприятия, на вторые даже прибудет японская делегация. Обещают поучаствовать, показать японский народный танец и угостить традиционной едой. Всю интересующую информацию можно будет найти на сайте НГЛУ или в группах японского центра в социальных сетях.
Текст и фото: Михаил Ефремов